Счет десятками и единицами

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Научить сравнивать, складывать и вычитать числа, выраженные в единицах и десятках, и длины, выраженные в дециметрах и сантиметрах; закрепить умения выполнять действия с круглыми числами; решать уравнения и текстовые задачи.
  2. Развивать речь, память, внимание, аналитические способности, логическое мышление, интерес к предмету.
  3. Воспитывать взаимоуважение, ответственность, коммуникативные навыки.

Оборудование: Счётные палочки, модели дециметра, схемы задач, графические модели десятков и единиц, рисунок “ Математический дом”, конверты, цветные квадраты для рефлексии, учебник “ Математика”, 1 класс (Л.Г.Петерсон).

Ход урока.

I. Организация класса к уроку.

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

II. Актуализация знаний.

У: Мы с вами сегодня попадём в страну Познаний, в Математический дом. В этом доме живут и работают цифры, числа и математические знаки. На первом этаже у каждой цифры есть отдельная комната, в которой они могут отдохнуть после напряжённого рабочего дня. Посмотрите, цифры уже проснулись и бегают. Надо их расставить в порядке возрастания. (3, 0, 1, 2, 4, 6, 5, 7, 9, 8)

( Дети расставляют в порядке возрастания)

У: Сколько всего цифр?

Д: 10.

У: А с их помощью записывают очень много чисел. Чтобы стать числом цифры поднимаются на второй этаж. У них сегодня трудный день. Они будут создавать числа. А мы будем помогать.

Если число образуется с помощью одной цифры, то это число называется…

Д: однозначное.

У: Если число образуется с помощью двух цифр…

Д: двузначное.

У: Трёх цифр…

Д: трёхзначное.

У: Пяти цифр…

Д: пятизначное.

У: Для начала цифры превратились в круглые числа. Какие числа называются круглыми?

Д: Числа оканчивающиеся нулями.

У: Сосчитайте десятками до 100 и обратно.

У: Дан ряд чисел: 70, 30, 50, 6, 90, 40.

Какое число лишнее? Почему? Как называются остальные числа?

Д: Лишнее число 6, оно однозначное. Остальные двузначные круглые числа.

У: Расставьте их в порядке убывания. Все ли круглые числа записаны? Какое число в этом ряду наибольшее? Какое наименьшее? На сколько 90 больше, чем 30? На сколько 30 меньше, чем 90? Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого числа?

Д: Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого числа, надо из большего числа вычесть меньшее число.

У: Найдите 3 числа, одно из которых является суммой двух других. Составьте равенства.

Д: 30+40=70, 40+30=70, 70-30=40, 70-40=30 и 50+40=90, 40+50=90, 90-40=50, 90-50=40

У: Что означают первые 2 равенства? Прочитайте разными способами.

Д: От перестановки слагаемых сумма не изменяется. ( Читают разными способами).

У: Молодцы, цифрам понравилось, как вы работаете с числами. Чтобы попасть в дом, вы должны записать одну цифру, которая является ключом к замку.

( Запись цифры 8 в тетрадях).

Расскажите всё, что знаете о числе 8.

Д: Число 8 стоит в натуральном ряду чисел на восьмом месте. Предшествующее число восьми 7, а последующее 9.( Рассказывают, состав числа 8).

У: Вот мы в математическом доме. Нам нужно пройти через дом Измерений. Здесь нам нужно решить задачи.

( Решение задач. Групповая работа. Работают 6 групп).

Задачи ( на карточках):

а) Длина одной ленты 50 см, а другой – 30 см. На сколько длина одной ленты больше другой?

б) Незнайка измерял огурцы, которые вырастил сам. Длина первого огурца была 2 дм, это на 1 дм меньше, чем длина второго. Помогите Незнайке найти длину второго огурца.

в) Привезли 40 л молока. В обед израсходовали 30 л. Сколько литров молока осталось?

( Проверка: дети поднимают схему, записывают решение задачи).

У: Какие величины встретились в задачах?

Д: Длина и объём.

III. Открытие нового.

У: Ребята, цифры напряжённо работают над созданием чисел. Поможем им.

Заполнение таблицы.

-

Установите закономерность, по которому составлена таблица. Заполните пустые окошечки. ( Дети затрудняются с последними пятью столбцами).

В чём особенность последних пяти столбцов таблицы? Что же здесь записано? Чем они отличаются от первых пяти столбцов?

Д: Первые пять столбцов – круглые числа, а последние пять – десятки и единицы.

У: Какие же числа записаны? Какие числа мы сегодня будем изучать, кто сформулирует тему урока?

Д: Мы сегодня будем изучать числа, состоящие из десятков и единиц.

Образование чисел.

( У каждого ученика набор палочек, количество которых не круглое число.)

У: Посчитайте количество палочек, выделяя десятки. Что у вас получилось?

Д: Несколько единиц осталось.

У: Как же выразить данное число графически? ( Проблема!)

В данном случае выражают в десятках и единицах.

( Введение графических моделей десятков и единиц: = 3 д 2 е )

3д 2е = 32

5д 6е = 56

Закрепление.

№ 1, стр. 54 в учебнике.

Физкультминутка под музыку.

IV. Сложение и вычитание чисел, выраженных в десятках и единицах.

( У каждого ученика наглядность: модели десятков и единиц).

1) У: Найдите сумму 3д 5е + 1д 2е = ( Проблема !)

( Дети выкладывают десятки и единицы, самостоятельно выводят правило:

“ Чтобы сложить числа, надо к единицам прибавлять единицы, а к десяткам

десятки”).

У: Найдите разность 5д 4е – 2д 3е =

Д: “ Чтобы вычесть числа, надо из десятков вычесть десятки, из единиц единицы”.

2).Закрепление.

№ 2, стр. 54 (с комментированием)

№ 3, стр. 55 ( в парах, с дальнейшей проверкой).

Повторение пройденного.

1). Сложение и вычитание единиц длины.

У: Сейчас, ребята, мы снова в доме Измерений. Измерьте, чему равна длина и ширина учебника. Измерьте в дм и см. Чему равна длина отрезка АВ?

( Практическая работа в парах, у всех модели дециметра).

У: А как складывать и вычитать единицы длины? Действует ли на них наше правило сложения и вычитания десятков и единиц?

Д: Да. Дециметры с дециметрами, а сантиметры с сантиметрами.

У: Выполните сложение и вычитание единиц длины.

№ 5, стр. 55 по рядам ( 1 ряд – а), 2 ряд –б), 3 ряд – в).

2). Задача на логическое мышление.

У: Цифры не отпускают нас без игры. А теперь попадём в дом Игр.

№ 7, стр. 55

“ В квадратном зале для танцев поставь вдоль стен 10 кресел так, чтобы у каждой стены стояло кресел поровну”.

VI. Итог урока.

У: Вам понравилось в Математическом доме? Что понравилось? Чему вы научились? ( Ответы детей).

Игра “ Почта”. ( рефлексия)

У: Отправим письмо его жителям.

“ Оранжевое” письмо – радость, восторженность, всё получилось.

“ Жёлтое” письмо – я спокоен, понравилось, были единичные ошибки.

“ Синее” письмо – усталость, пассивность, грустное настроение, много ошибок.

( Дети кладут в разноцветные конверты письма ).

Урок окончен. Спасибо за работу.