Открытый урок по природоведению. Тема: "Воздух на службе у людей"

Разделы: Начальная школа


Цель: Расширить знания детей об использовании свойств воздуха в деятельности человека.

Оборудование: Оборудование для проведения опытов, иллюстрации с изображением летательных аппаратов.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного урока.

Учитель. О чём мы говорили на прошлом уроке?

Дети. Мы говорили о свойствах воздуха.

Учитель. Какие свойства воздуха вы знаете?

Дети. Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, упруг, плохо проводит тепло, всегда находится в движении, горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.

Учитель. Каким опытом можно доказать, что воздух движется?

Дети. Намочить ватку любой жидкостью, имеющей запах. Через некоторое время запах распространяется по помещению.

Учитель. Покажите опыт.

Дети выполняют задание.

Источник запаха. Распространение запаха.

Покажите опыт, доказывающий, что воздух при нагревании поднимается вверх.

Один ученик выходит к доске и проводит опыт.

Тёплый воздух, поднимаясь вверх, приводит в движение спираль.

III. Сообщение темы урока.

IV. Работа над темой.

Учитель. Как вы думаете, что происходит в природе, когда воздух начинает быстро двигаться?

Дети. Начинается сильный ветер.

Учитель. Давным-давно люди заметили, что ветер способен двигать предметы, а лёгкие даже поднимать и переносить на некоторое расстояние. “А нельзя ли приручить ветер?” - думали они. Но прошло еще много веков, прежде чем люди научились использовать силу ветра. Как вы думаете, что было изобретено?

На доске картинки с изображением парусной лодки и ветряной мельницы.

Дети. Человечество изобрело парус, что позволило кораблям быстрее передвигаться, освободив матросов от тяжёлой работы гребцов.

Еще появились ветряные мельницы.

Были изобретены лопасти мельницы, приводящие в движение весь механизм.

Учитель. Какое свойство воздуха использовали люди для изобретения паруса, ветряной мельницы?

Дети. Движение воздуха (ветер).

Учитель. Так же был изобретён ветряной двигатель. А теперь рассмотрим, как люди научились использовать другое свойство воздуха.

Когда люди заметили, что горячий воздух поднимается вверх, решили использовать это свойство для подъёма различных предметов.

После продолжительных экспериментов в 1783 году во Франции братья Жозеф и Этьен Монгольфье соорудили воздушный шар из плотной ткани с отверстием внизу. Через это отверстие наполнили шар горячим воздухом. К шару привязали корзину, в которую посадили утку, петуха и барана. Шар поднялся в воздух, а затем благополучно приземлился. Убедившись, что подъем в воздух не грозит опасностью, стали летать на воздушных шарах и люди.

Это было во Франции, а еще раньше в древнем русском городе Рязани жил человек по прозвищу Крякутной, всё свободное время он проводил за чтением книг. Из книг он узнал о мудром Дедале и его сыне Икаре. Кто знает, чем знаменит Икар?

Дети. Икар поднялся в воздух на самодельных крыльях.

Учитель. Крякутной захотел повторить подвиг Икара. Сделал он большого бумажного змея и попытался на нем спуститься с холма. Однажды его попытка удалась.

Учитель вывешивает на доску картинку с изображением летательного аппарата.

А еще он заметил, что теплый воздух поднимается из печной трубы вверх. Он взял мешок для хранения одежды, наполнил его воздухом из печной трубы, а к нему приделал сиденье на веревках. Что изобрел Крякутной?

Дети. Он изобрел воздушный шар.

Учитель. Прошло некоторое время, и люди стали использовать воздушные шары в различных областях деятельности человека. Как вы думаете, для чего можно использовать воздушный шар?

Дети. Для наблюдений за окрестностями, для путешествий, для наблюдений за военными действиями, для составления плана местности.

Учитель. Русский химик Дмитрий Иванович Менделеев воспользовался воздушным шаром для наблюдения солнечного затмения. Как вы думаете, можно ли управлять полетом воздушного шара?

Дети. Полетом воздушного шара управлять нельзя.

Учитель. Почему?

Дети. Он летит только в ту сторону, в какую дует ветер.

Учитель. Ученые мечтали создать управляемый летающий аппарат. Вскоре он был изобретен, и назвали его аэростат.

На доске картинка с изображением аэростата.

Он был оснащен рулем, что позволяло менять направление движения, и гребным винтом.

Какое свойство воздуха использовали для создания воздушного шара и аэростата?

Дети. Для изобретения воздушного шара и аэростата использовали свойство горячего воздуха.

V. Закрепление материала.

А. Самостоятельная работа с карточками.

Какие свойства воздуха использовали люди для своих изобретений?

В каких изобретениях использовалось такое свойство воздуха, как движение?

В каких изобретениях использовали свойство горячего воздуха?

Подпишите рисунки.

Б. Решение кроссворда. Работа на доске.

Вопросы.

По горизонтали:

2. Русский ученый Менделеев наблюдал с воздушного шара солнечное ... .

6. В каком русском городе изобретен воздушный змей?

8. Какое животное поднялось на воздушном шаре братьев Монгольфье?

По вертикали:

1. Что использовал Крякутной для создания своего воздушного шара?

3. Как называется управляемый воздухоплавательный аппарат?

4. Чей подвиг хотел повторить Крякутной?

5. Назовите еще одно животное, поднявшееся в воздух на воздушном шаре братьев Монгольфье.

7. Какое изобретение стало детской игрушкой?

Ответы.

По горизонтали:

2. Затмение.

6. Рязань.

8. Утка.

По вертикали:

1. Мешок.

3. Аэростат.

4. Икар.

5. Баран.

7. Змей.

VI. Итог урока.

Выставление оценок.

VII. Домашнее задание. Сделать макеты этих изобретений.

Презентация