Программа по формированию позитивного правосознания и профилактике девиантного поведения несовершеннолетних воспитанников детского дома "Общества достойный гражданин"

Разделы: Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


На современном этапе развития российского общества, науки и образования возникли принципиально новые социокультурные явления и проблемы, которые стали следствием коренных перемен, произошедших во всех сферах жизни общества. Проблема увеличения правонарушений среди детей и подростков приобрела угрожающие масштабы и стала одно из главных социальных проблем. С каждым годом наблюдается существенный рост детской преступности, все больше и больше углубляется негативное отношение молодежи к закону, праву, усиливается тенденция негативного, а зачастую и откровенно циничного отношения к нравственным и духовным устоям общества.

Все эти процессы неизбежно отражаются на детском доме, в котором ситуация осложняется контингентом воспитывающихся детей. Это в основном социальные сироты, которые еще в раннем детстве приобрели негативный социальный опыт, последствия которого тяжело сказываются на всей их дальнейшей жизни. Такие дети не способны противостоять негативному воздействию со стороны, для них характерно нарушенная социализация: от неспособности адаптироваться к новым обстоятельствам до различного проявления девиантного поведения. Психологические особенности детей-сирот требуют методически грамотного подхода к этому контингенту.

Статистические данные свидетельствуют о наличии возросшего количества правонарушений среди воспитанников детских домов России, поэтому необходима организация продуманной, целенаправленной системной профилактической работы с несовершеннолетними.

Результаты анализа правонарушений среди воспитанников Петропавловского детского дома позволили сделать следующее заключение:
  • увеличилось количество случаев злоупотребления спиртными напитками и табакокурения;
  • зарегистрированы факты совершения краж и хулиганских действий;
  • зафиксированы случаи самовольных уходов.

Это является следствием того, что в последнее время в детский дом поступают дети подросткового возраста, которые уже состояли на учете в подразделении по делам несовершеннолетних и до поступления в детский дом совершали правонарушения.

Данные психологического исследования показывают, что значителен процент воспитанников, у которых заметно выражен симптомокомплекс «тревожность по отношению к взрослым», «враждебность по отношению к взрослым», «враждебность к сверстникам». Для подростков свойственны агрессивные проявления и наличие большого количества акцентуаций характера. Социометрические исследования показывают, что среди воспитанников 12% одиночек.

Таким образом, необходим поиск новых форм, методов, методик и технологий социально-психологической деятельности, направленной на успешную социализацию и социальную адаптацию детей. В детском доме должны быть созданы условия формирования здорового образа жизни, включающего учебу, труд, развлечения в соответствии с интересами ребенка, наличие радостных событий в их жизни.

Поэтому возникла необходимость разработки профилактической программы «Общества достойный гражданин», выражающейся в присвоении воспитанниками твердых нравственных убеждений, соответствующих нормам общественной морали, а также в ориентации на ведение законопослушного образа жизни.

При разработке данной программы были изучены труды по проблемам профилактики правонарушений несовершеннолетних следующих авторов: Алексеев С.А., Башкатов И.П., Беличева С.А., Игошев К.Е., Курбатова Т.Н., Сухомлинский В.А., Макаренко А.С.

Цель программы:

  • содействие формированию позитивного правосознания и профилактике девиантного поведения несовершеннолетних воспитанников детского дома.

Задачи:

  1. Проводить диагностические исследования воспитанников с целью выявления внутреннего потенциала, интересов и склонностей, уровня сформированности их нравственных качеств, духовной культуры, гражданской позиции.
  2. Формировать и корректировать гражданскую позицию, нравственные качества, духовную культуру воспитанников.
  3. Создавать условия для успешной самореализации личности ребенка и повышать его самооценку.
  4. Формировать навыки неконфликтного поведения и общения.
  5. Оказывать социально-психологическую помощь воспитанникам в решении наиболее актуальных и сложных проблем в их жизнедеятельности.
  6. Пропагандировать здоровый образ жизни и формировать у воспитанников негативное отношение к вредным для здоровья привычкам.
  7. Включать воспитанников в социально значимую профилактическую деятельность.
  8. Обеспечивать координацию усилий всех участников воспитательного процесса в организации профилактической работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних воспитанников.

Программа рассчитана на 1 год, предполагает реализацию намеченных задач в пяти направлениях деятельности:

1. Диагностика:

  • анкетирование и тестирование воспитанников;
  • анализ медицинских карт;
  • составление картотеки детей «группы риска»;
  • систематическое педагогическое наблюдение за воспитанниками, установление причин педагогической запущенности;
  • изучение положения ребенка в группе-семье и в школе;
  • определение круга общения подростка.

2. Просвещение:

  • изучение Конвенции ООН о правах ребенка и четкое их соблюдение;
  • изучение государственных и международных документов о правах человека, о его положении в обществе;
  • организация консультаций по оказанию воспитанникам информационно-правовой помощи;
  • проведение тематических бесед и лекций по правовому воспитанию;
  • организация занятий для детей и подростков по овладению способами бесконфликтного поведения и приемами разрешения конфликтных ситуаций;
  • использование на занятиях учебного материала, способствующего формированию правового сознания воспитанников.

3. Сопровождение:

  • организация медико-социально-психолого-педагогической службы по работе с воспитанниками;
  • проведение медицинских исследований подростков, склонных к употреблению алкоголя, наркотических и токсических веществ;
  • оперативное выявление проблем в учебной деятельности воспитанников и оказание им необходимой помощи;
  • поддержка социально ценных инициатив и интересов подростков, забота о вовлечение воспитанников в кружки, секции, в деятельность детских и юношеских общественных организаций.

4. Сотрудничество:

  • с инспекцией по делам несовершеннолетних;
  • с комиссией по делам несовершеннолетних;
  • с районной социально-психологической службой помощи несовершеннолетним и молодежи;
  • с центральной районной больницей;
  • со Школой искусств;
  • с районным центром внешкольной работы;
  • с детско-юношеским спортивным комплексом.

5. Практика:

  • организация и проведение коллективных творческих дел и социально значимой деятельности по профилактике правонарушений.

Программа имеет горизонтальную направленность, так как ее содержание реализуется одновременно по пяти направлениям в течение 1 года (см. Приложение 1).

Профилактическая работа в детском доме строится в соответствии с перечнем нормативно-правовых документов по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Программа предусматривает объединение усилий не только всех специалистов детского дома, но и всех органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних воспитанников. Структура межведомственного взаимодействия закреплена статьей 9 Федерального закона № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 13.01.2001 № 1-ФЗ с изм. на 07.07.2003 г.

Программа предусматривает следующие формы организации работы воспитанников:

  • рассказ,
  • лекция,
  • беседа,
  • дискуссия,
  • трудовой десант,
  • экскурсия,
  • соревнования,
  • конкурс,
  • круглый стол,
  • ролевая игра,
  • социально-психологический тренинг,
  • мероприятия по организации профилактической социально значимой деятельности.

В программе используются следующие методы работы:

  • личностные опросники,
  • проективные тесты,
  • педагогическое наблюдение,
  • демонстрация,
  • упражнения,
  • практические работы,
  • творческие задания,
  • проблемные ситуации,
  • игровая коррекция,
  • арт-терапия,
  • игротерапия,
  • мотивирование и приобщение к действию,
  • содействие и сотворчество,
  • положительный пример,
  • убеждение,
  • организация успеха,
  • самовоспитание.

Материальное обеспечение:

  • транспортное средство,
  • аудио и видеооборудование,
  • цифровой фотоаппарат,
  • видеокамера,
  • мультимедийное сопровождение,
  • расходные материалы для проведения мероприятий.

Методическое обеспечение:

  • психолого-педагогическая литература,
  • нормативно-правовые документы,
  • методические разработки занятий,
  • материалы для отслеживания результатов работы.

Участниками программы являются социальный педагог, педагог-психолог, педагоги-воспитатели, педагоги дополнительного образования, библиотекарь, организатор спортивной секции, медицинские работники детского дома и центральной районной больницы, сотрудники подразделения по делам несовершеннолетних ОВД Муромцевского района, специалисты районной социально-психологической службы помощи несовершеннолетним и молодежи.

Предполагаются следующие результаты работы по программе:

  • снижение количества воспитанников нарушающих режим дня, самовольно уходящих из детского дома;
  • снижение количества воспитанников, дела которых рассматривались на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних;
  • снижение количества воспитанников, состоящих на учете в детском доме и инспекции по делам несовершеннолетних;
  • понижение уровня тревожности и агрессивности у воспитанников;
  • уменьшение количества акцентуаций у подростков;
  • отсутствие одиночек в детском коллективе.

Результативность программы можно отследить, применяя методики первоначальной диагностики.

№ п/п

Методика

Показатели измерения

1

Опросник Басса – Дарки диагностика уровня агрессии.

Уровень агрессивности и враждебности

2

Шкала личностной тревожности Кондаш – Прихожан.

Уровень тревожности

3

Социометрия диагностика структуры детского коллектива.

Межличностные отношения в детском коллективе и социометрический статус ребенка

4

Тест акцентуации характера «Чертова дюжина».

Тип акцентуации характера воспитанника

5

Статистические методы.

Количество правонарушений, совершенных воспитанниками

6

Методы педагогического наблюдения за участием воспитанников в профилактической социально значимой деятельности.

Качественный анализ, рефлексия воспитанниками собственной деятельности

Список литературы

  1. Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. – М.: Знание, 1979.
  2. Арсеньева М.И., Ермаков В.Д., Понкратов В.В. Криминологическая характеристика возрастных параметров правовой ответственности несовершеннолетних. // Несовершеннолетние: их возрастные особенности и проблемы правовой ответственности. – М., 1994.
  3. Баженов В. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. – М., 1994.
  4. Белкин А.С. Отклонения в поведении школьников. – Свердловск, 1973.
  5. Борьба с групповыми правонарушениями несовершеннолетних. / Под ред. И.П. Лановенко. – Киев, 1981.
  6. Вигх Й. Некоторые вопросы предупреждения преступности несовершеннолетних. // Несовершеннолетние: их возрастные особенности и проблемы правовой ответственности: Сб. науч. тр./Отв. Ред. В.В. Панкратов. – М., 1992.
  7. Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. – М., 1986.
  8. Данилин Е.М. Использование системы А.С. Макаренко в деятельности ВТК. – М., 1991.
  9. Жигарев Е.С. Криминологическая характеристика несовершеннолетних и организация их правового воспитания. – М., 1990.
  10. Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. – М., 1982.
  11. Игошев К.Е., Шмаров И.В. Социальные аспекты предупреждения правонарушений. – М., 1980.
  12. Искрин Н.С., Соколова А.Н. Управление воспитательной системой учреждения интернатного типа: Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений интернатного типа. – Самара: Издательство «САМВИД» 2005.
  13. Кочетов А.И., Верницкая Н.Н. Работа с трудными детьми. – М.: Просвещение, 1986.
  14. Макаренко А.С. Сочинения в 7 томах. – М., 1989.
  15. Музаева Ю.А. Девиантное поведение личности: Учебное пособие. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006.
  16. Мясищев В.Н. Трудные дети в массовой школе. – Д., 1993.
  17. Новоселова А.С. Специфика воспитательной работы с педагогически запущенными подростками. – Пермь: ПГПИ, 1982.
  18. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М., 2000.
  19. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
  20. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005.
  21. Рабочая книга социального педагога. Профилактика безнадзорности, правонарушений, охраны здоровья детей / Под ред. Л.В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов. – М.: Школьная пресса, 2007.
  22. Реализация прав несовершеннолетних в работе образовательных учреждений. Автор-составитель Черноусова Ф.П. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007.
  23. Система работы администрации школы по профилактике наркомании: планирование, комплекс административных и внеклассных мероприятий, координация действий различных структур / авт.-сост. О.В. Галичкина. – Волгоград: Учитель, 2006.
  24. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка / авт.-сост. Н.А. Маньшина. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.
  25. Социально-психологические, социально-педагогические и индивидуально-личностные проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних. / Под ред. В.Ф. Пирожкова и др. – М., 1980.
  26. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М., 1979.
  27. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1975.
  28. Трубицина Э.М. Возрастные особенности несовершеннолетних и молодых правонарушителей и определение мер воздействия на них в некоторых странах Восточной Европы. // Воспитание школьника, 1998, №2, С.47-48.