Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок алгебры в 8-м классе по теме "Стандартный вид числа" с использованием регионального компонента

Разделы: Преподавание математики


ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Создание условий, которые способствуют знакомству обучающихся с основными данными по Кемеровской области. Что в свою очередь воспитывает чувство гордости за родной край, воспитывает чувство патриотизма.
  2. Овладение обучающимися понятием стандартного вида числа и развитие навыков решения задач с числами, записанными в стандартном виде.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  1. Познакомить обучающихся с определением стандартного вида числа и объяснить, почему необходимо записывать числа в стандартном виде.
  2. Научить представлять любое число в стандартном виде.
  3. Закрепить полученные знания в ходе выполнения упражнений.

ЭПИГРАФ:

Сторона любимая, приметная,
У тебя есть приметы предметные.
Только вот им верить не приходится-
Все они изменчивы, как водится.
Где-то есть такие ж кедры с соснами,
Где-то есть такие ж зимы с вёснами,
Горы есть со снеговыми шапками
И посёлки с трубами и шахтами.
Только нет нигде чего-то главного.
По цене одной лишь жизни равного,
Очень близкого чего-то очень местного,
Сердцу только одному известного.
Стоит лишь откуда-то вернуться,
Как готово сердце захлебнуться,
Весь мой век такое с ним случается.
Пробовал унять – не получается.

Виктор Баянов, известный кузбасский поэт.

МЕТОДЫ: объяснительно - иллюстративный

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята! Вы, наверное, обратили внимание, что на доске записано стихотворение. Это необычно? Конечно! Но и урок у нас сегодня немного необычный. Мы будем изучать новый материал по алгебре, используя данные о нашем родном крае – Кемеровской области, где мы живём и учимся. (Учитель читает стихотворение кузбасского поэта В. Баянова, являющиеся эпиграфом данного урока.)

Но прежде, чем переходить к новой теме, предлагаю вам провести гимнастику для ума – поработать устно: вспомнить изученные правила, посчитать и подготовиться к знакомству с новой темой.

2. УСТНАЯ РАБОТА.

1). Вычислите:

а) 26 * 2-4; б) 3-2 *72; в) -3 + ( 1/3)-3; г) (0,01)-1 – 165.

2). Упростите: а) 0,5х-33* 4х5 * у-1;

б) 12х6у-2 : (3х2 у -5).

3). Вычислите: а) 3,2 * 10; б) 0,032 * 100;

в) 0,032*1000; г) 32,3 : 10; д) 32,3 : 100; е) 32,3 : 1000.

3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

УЧИТЕЛЬ: В науке и технике встречаются как очень большие, так и очень маленькие числа. Например, большим числом выражается объём Земли, а малым – диаметр молекулы воды. В обычном десятичном виде большие и малые числа неудобно читать и записывать, неудобно выполнять над ними действия. В таком случае оказывается полезным представление числа в виде а * 10 п, где

п – целое число, а число а больше либо равно 1, но меньше10.Например, площадь Кемеровской области 95500 км2; 95500 = 9,5 * 104.Размеры молекулы приблизительно 0,0000003см,

0,0000003 = 3*10-7. Представление числа в таком виде называется представлением числа в стандартном виде. Число п называется порядком числа а. Порядок числа даёт представление о том, насколько велико или мало рассматриваемое число. Так, если порядок числа равен 3, то это означает, что число больше либо равно1000, но меньше 10000. Если же порядок равен -2, то число больше либо равно 0,01, но меньше 0,1. Большой положительный порядок показывает, что число очень велико, а большой по модулю отрицательный порядок показывает, что число очень мало. Предлагаю сегодня на уроке использовать данные только по Кемеровской области. Это наш край и мы должны изучать его во всем его многообразии и знать. Это наша малая Родина, наша вторая мать!

Рассмотрим некоторые примеры (учитель записывает подробно на доске, объясняет запись, прибегает к помощи обучающихся. Обучающиеся записывают в тетрадях, внимательно слушают, задают вопросы по ходу решения и отвечают на вопросы педагога).

25 000 = 2,5 * 104 ; 1230 = 1,23 * 103; 0,0036 = 3,6 * 10-3; 24 = 2,4 * 10; 0,5 = 5 * 10-1; 0,00038 = 3,8 * 10- 4 ; 560 000 000 = 5,6 * 108; 967 000 000 000 000 = 9,67 * 10 14; 0, 000 000 000 000 000 028 = 2,8 * 10 – 17.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ.

(Учитель готовит плакаты формата А4 с записанными на них данными по Кемеровской области. С помощью магнитов плакаты поочередно вывешиваются на доску. После записи очередного числа плакат убирается и заменяется следующим. Картинки с изображением животных и птиц вывешиваются на доску вместе с числом. Учитель комментирует плакаты, появляющиеся на доске. Картинки с изображением птиц и животных можно позаимствовать у учителя биологии или скачать из интернета, привлечь к работе можно учащихся 8 класса по желанию. Из опыта работы хочу сказать, что желающих бывает много, но необходимо помнить и об исполнительской дисциплине каждого ученика. Выполнение задания лучше проверить заранее, чтобы избежать срыва урока).

ПРИМЕР 1. Представьте в стандартном виде следующие величины:

  • Самые древние горные породы, слагающие земную кору нашей области имеют возраст 1 700 000 000 лет (1,7 * 109)
  • Кузнецкий каменноугольный бассейн - самый крупный в мире с запасами 631 000 000 000 тонн (6,31 * 1011)
  • Длина границ нашей области 2 520 000 м (2,5 * 106).Из них по горным районам – 1 210 000 м (1,2 * 106), по равнинам и возвышенностям – 980 000 м (9,8 *105), по водным рубежам – 330 000 м (3,3 * 105).
  • Самая высокая точка родного края расположена в Кузнецком Алатау – Верхний Зуб (Арзамас - Таскыл) – 2178 м (2,178 *103), а самая низкая – при впадении реки Большая Чёрная в Томь – 78 м (7,8 * 10). Таким образом перепады высот нашей области составляют 2100 м (2,1 *102).
  • Ласка – самый маленький и отважный хищник. Длина её тела от 13 до 26 см. (1,3 *10 и 2,6 *10)
  • Самый запасливый из обладателей защёчных мешков – бурундук. В своих кладовых он запасает до 8000 г орехов. (8 *103)
  • Зимой за день бурундук съедает 0,004 кг запасов (4 * 10-3).
  • Самым долгоживущим и очень редким в нашей области является журавль. Он доживает до 82 лет (8,2 *10)

ПРИМЕР 2. Прочтите числа, записанные в стандартном виде:

  • Самое большое кладбище динозавров на территории СНГ – это правый берег ре