Использование дикорастущих растений Таймыра в питании

Разделы: Технология


Цель урока:

образовательная - дать начальное представление о возможности использования дикорастущих растений тундры в питании; формирование умений по тепловой обработке продуктов;

воспитательная - формирование качеств бережливости, экономии и закрепление навыков культуры поведения за столом;

практическая - научиться использовать в пищу дикорастущие растения тундры и готовить блюда из них.

Учебно-наглядный материал:

образцы съедобных дикорастущих растений, видеофильм «Богатство природы Таймыра», инструкционная карта «Приготовление оладий с ревенем», инструкционная карта «Приготовление напитка из брусники (морошки)», разноуровневые тесты, необходимые материалы для конкурса.

План урока:

1. Организационно-подготовительная часть (готовность учащихся к занятиям, рабочее место, пособия, инструменты, план-конспект)

2. Теоретическая часть:

2.1. Просмотр видеофильма «Богатство природы Таймыра»

2.2. Разгадывание кроссворда.

2.3. Изложение нового материала

2.4. Тест по новой теме

2.5. Физкультминутка

3. Практическая часть:

3.1. Вводный инструктаж по технике безопасности

3.2. Изучение инструкционных карт: «Приготовление напитка из брусники (морошки)», «Приготовление оладий с ревенем»

3.3. Самостоятельная работа. Приготовление блюд

3.4. Дегустация блюд и подведение итогов практической работы

4. Организационно-заключительная часть

4.1. Конкурс «Мамина помощница»

5. Итог урока:

5.1. Оценивание работ учащихся

5.2. Уборка помещения

5.3. Задание на дом

Ход урока

1. Организационный момент

Готовность учащихся к занятиям, рабочее место, пособия, инструменты,распределение обязанностей в бригадах - рапортичка от бригадиров.

2. Теоретическая часть

2.1. Для того, чтобы определить тему нашего урока, посмотрите видеофильм «Богатство природы Таймыра» и подумайте, какие из растений Таймыра можно использовать в пищу?

Просмотр видеофильма.

Названия дикорастущих растений, которые вы увидели в видеофильме,заключены в нашем кроссворде. Отгадаем его.

2.2. Отгадываем кроссворд (Приложение 1):

1. Загадка: Стоит Антошка на одной ножке. Кто мимо пройдет, всяк поклон отдает.

2. «Пахучий» амулет от ста бед.

3. Цветочек с летающими парашютиками.

4. Укроп, петрушка, сельдерей - одним словом.

5. Красные ягодки на зеленом мху.

6. Кислый, вкусный, в пирожке полезный.

Работать предлагаю бригадами. Выигрывает та бригада, которая наберет большее количество очков. Очки присуждаются за каждое правильно отгаданное слово.

После отгадывания кроссворда подводятся итоги.

Вы видите, что ключевое слово РЕВЕНЬ.

Вопросы учащимся:

1. Знакомо ли вам это слово? Что оно означает? (дикорастущее растение тундры)

2. Какие съедобные дикорастущие растения вы еще знаете? (грибы, ягоды, листья)

3. Какие блюда из них можно приготовить? (напитки, варенье, пирожки, запеканки и т.д.)

4. Кто знает и расскажет о съедобных растениях тундры?

2.3. Затем следует рассказ о съедобных дикорастущих растениях.

Многие дикие растения богаты важными для человека питательными веществами и вкусны. Кто не лакомился смородиной, не собирал морошку, бруснику, кислицу, съедобные грибы, обыкновенный щавель, одуванчик и ревень?

В начале тундрового лета, когда молодые части растений энергично растут, они нежны и богаты соками с большим количеством питательных веществ.

Разнообразная дикорастущая зелень вполне может стать немаловажным пищевым подспорьем. Так из обыкновенного одуванчика, щавеля, кислицы можно приготовить немало вкусных блюд.

Ревень можно есть прямо сырым - омыть черешки, очистить от кожицы, мелко порезать, посыпать сахаром - вот и все. Так же делают начинку для пирогов и оладий.

Плоды брусники созревают в августе-сентябре. Зрелые плоды не гниют и хорошо сохраняются в свежем виде. Употребление брусники рекомендуется при авитаминозах, вареной с медом - при туберкулезе легких.

Листья кислицы содержат щавелевую кислоту. Их употребляют вместо уксуса и как приправу к яичным блюдам.

Все дикорастущие растения и блюда из них снижают воздействие вредных веществ на организм и укрепляют иммунитет, т.е. обладают лекарственными свойствами. Для приготовления блюд используют все виды тепловой обработки.

Вопрос: какие вы знаете виды тепловой обработки?

(варка, жарение, тушение, варка на пару).

При тепловой обработке овощи теряют свою питательную и витаминную ценность, поэтому нужно использовать различные виды тепловой обработки. Важно знать: многие витамины растворимы в воде, особенно витамин С, поэтому не рекомендуется держать овощи длительное время в воде.

Варка - это нагревание продуктов в воде, бульоне, молоке или на пару (супы, вторые блюда, гарниры).

Жарение - способ обработки, при котором продукт нагревается в жире или горячем воздухе (овощи жарят сырыми или вареными до образования корочки).

При тушении овощи сначала обжаривают, а затем доводят до готовности в небольшом количестве бульона.

Пассерование - продукты слегка обжариваются с жиром или без него.

2.4. Тест (для проверки знаний).

В -1 В - II

1. К тепловой обработке продуктов относятся:

а) сушка а) варка

б) варка б) сушка

в) жарение в) жарение

г) пассирование

д) тушение

Ответ: б), в) а), в), г), д)

2. Для максимального сохранения в овощах витамина С при тепловой

обработке их следует:

а) варить на пару а) жарить

б) варить в воде б)запекать

в) жарить в) варить на пару

г) варить в воде

д) варить в кожуре

Ответ: а) в)

3. К видам первичной обработки 3. Последовательность первичной

овощей относятся: обработки овощей:

а) сушка а) сушка

б) нарезка б) нарезка

в) переборка в)переборка

г) промывание г) промывание

д) чистка д) чистка

Ответ: б), в), г), д) б), в), г), д)

4. Найди лишнее слово:

а) брусника

б) морошка

в) голубика

г) рябина

д) клюква

Ответ: д)

Проведем взаимопроверку теста с последующей проверкой ответов на доске.

2.5. Физкультминутка (проводит ученица)

Раз - поднялись, потянулись.

Два - согнулись, разогнулись.

Три - в ладоши три хлопка.

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать.

Шесть - за парты тихо сесть.

Семь, восемь - лень отбросим.

3. Практическая работа

3.1. Повторение правил техники безопасности.

Обыгрывание мини-сцен нарушений техники безопасности работы с электроприборами (работа без формы, без прихваток, мокрыми руками, включение всех конфорок, оставление электроприбора без присмотра и т.д.).

3.2. Вводный инструктаж.

Вопрос: Как вы думаете, из каких продуктов можно приготовить оладьи, напитки? (мука, яйцо, молоко, соль, сода, сахар, ревень, брусника, голубика, щавель и т.д.)

Знакомство с инструкционными картами:

Инструкционная карта.

Напиток из брусники.

Инвентарь и посуда: кастрюля, ситечко, ложка. Брусника - 40 г, сахар - 20 г, вода - 250 мл.

В кипящую воду кладут тщательно промытые ягоды брусники, сахар. Варят 15 минут под крышкой, процеживают и охлаждают, подают со взбитыми сливками.

Требования к качеству: напиток должен быть прозрачным, ароматным, умеренно сладким.

Инструкционная карта.

Зеленые оладьи.

Инвентарь и посуда: доски разделочные для ревеня, ножи кухонные, сковорода, блюдо, миска, дуршлаг.

Ревень - 150 г, мука - 0,5 стакана, 1 яйцо, молоко - 1 стакан, соль по вкусу, сода 0,5 ч.л.

Мелко измельчить ревень, приготовить тесто из муки на молоке, добавить яйцо, зелень, соль и соду. Выпекать как обычные оладьи. Можно в середину оладьи прямо на сковородке положить кусочек колбасы или отварной оленины.

Требования к качеству: оладьи должны быть пышными, мягкими, хорошо пропеченными, красивого золотистого цвета, иметь хорошую форму и не разваливаться.

3.3. Самостоятельная работа.

Приготовление блюд по бригадам и распределение обязанностей:

1) Повара готовят тесто, выпекают оладьи, готовят напиток.

2) Официанты сервируют стол для завтрака.

3) Мойщики посуды следят за чистотой приборов, посуды.

3.4. Дегустация блюд и подведение итогов работы

Бригадиры осуществляют поэтапно проверку качества и красоту оформления блюд, сервировку стола, оценивают работу поваров и официантов, качество мытья посуды.

4. Организационно-заключительная часть

Закрепление материала:

Конкурс «Мамина помощница».

1. «Золушка» - быстро рассортировать ягоды брусники и голубики.

2. «Спящая красавица» - с завязанными глазами определить, из какой ягоды приготовлен напиток (брусника, морошка, клюква).

3. «Любушка-голубушка» - определить по запаху, какая трава содержится в ящике (багульник, смородина).

Итог подводится по наибольшему количеству баллов.

5. Итог урока

5.1. Оценивание работ учащихся: активность, аккуратность, экономное использование продуктов питания и электроэнергии, сотрудничество в бригадах, культура поведения за столом, обсуждение типичных ошибок учащихся.

5.2. Уборка помещения учащимися

5.3. Задание на дом: принести дары тундры для консервирования

Приложение 2 - "Северная сюита"

Литература

1. Казакевич В.М. «Оценка качества по технологии», 2000г.

2. Симоненко В.Д. «Технология», 5 кл., 2000г.

3. Скопцева М.И. «Технология, обслуживающий труд», 1997г.

4. Тарасова А.П. «Домоводство и обучающий труд», учебное пособие для учащихся 5-х классов, 1996г.

5. «Работница», №6, 1998г.

6. «Школа и производство», №4, 1998г.; №7, 2000г; №1, 2001г..