Творческая мастерская "Письмо"

Разделы: Русский язык


Прошу тебя, пиши мне письма!
В наш громкий век им нет цены.
Н. Кузовлева.

Цель: на примере традиций русского письма научить учащихся создавать собственные тексты.

Задачи мастерской:

1. Воспитание доброй, эмоционально богатой, гуманной личности через обращение к традициям русского письма, к переписке известного педагога В.А.Сухомлинского с сыном и к памятной дате: шестидесятипятилетней годовщине со дня Победы в Великой Отечественной войне.

2. Развитие устной и письменной речи учащихся, умения выбирать главное, находить правильное решение тестового задания, темпа работы.

3. Продолжение работы по созданию собственных текстов, по выработке орфографической зоркости и по редактированию написанного.

Оформление: конверт, почтовые символы, костюмы, строчки из стихотворений.

Здравствуйте, легкие звёзды пушистого белого снега!
И. С. Тургенев.

Здравствуй, Дон! От сынов твоих далёких я принёс тебе поклон.

Подруга думы праздной, чернильница моя, мой век однообразный тобой украсил я.
А. С. Пушкин.

I. Мотивация деятельности

Ребята, у каждого из вас дома есть почтовый ящик, и мы часто в него заглядываем в надежде увидеть там письмо.

Письмо – это общение с близкими, родными, любимыми людьми на расстоянии.

А много ли мы знаем о письмах?

Давайте совершим экскурсию в прошлое.

- К нам на урок приехали гости из прошлого. Встречайте экскурсовода музея почтовой связи. Он расскажет нам о появлении почтового ящика. (Сообщение ученика.)

Почтовый ящик был придуман моряками в XVI веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращавшиеся корабли забирали послания в Европу. Подобная связь действовала четко в течение нескольких столетий.

В настоящее время этот камень, служивший первым почтовым ящиком, хранится в одном из музеев Кейптауна.

Почтовый ящик более скромных размеров появился в Австрии в XVII веке, и висел он не на стене, а на ремне, перекинутом через плечо почтальона. И только в 1785 году в Вене был установлен обычный почтовый ящик, украшенный изображением письма и почтового рожка. В других столицах Европы почтовые ящики стали использовать еще позднее.

В России самый первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге. Его образец можно увидеть в Центральном музее связи имени А. С. Попова. Он сделан из дюймовых досок и обшит снаружи листовым железом. Датой его рождения считают 1 декабря 1848 года.

Конструкция его оказалась неудобной: без особого труда ящик можно было открыть. К тому же злоумышленники часто уносили почтовые ящики вместе с письмами. На смену пришел ящик из чугуна весом более 40 кг. Затем в обиход вошли железные почтовые ящики, которые прикреплялись к стенам домов. В 1910 году конструктор П. Н. Шабаров разработал ящик с донной дверцей: она открывалась механически, когда к ней прикладывали специальный мешок. Эта система сохранилась до сегодняшнего дня.

- Госпожа Бревер — жена владельца бумажного магазина в городе Брайтоне — расскажет нам о том, как был придуман почтовый конверт. (Сообщение ученицы.)

В 1820 году владелец магазина в английском городе Брайтоне г-н Бревер решил для привлечения покупателей устроить в витрине магазина оригинальную выставку. Всю ночь он трудился над сооружением грандиозной пирамиды из бесчисленных бумажных листов самых разных размеров.

Основанием пирамиды служили листы бумаги, предназначенные для печатания газет, а вершиной — листок бумаги величиной с визитную карточку.

Бумажная пирамида в витрине магазина привлекла внимание всего города. Днем и ночью у витрины собиралась толпа. Особого внимания удостоился листок, венчавший пирамиду. Если до этого брайтонцы использовали для писем бумагу любого формата, то после выставки стало особым шиком писать письма на бумаге формата визитной карточки.

Вскоре выяснилось, что это неудобно: чтобы отправить письмо по почте, требовалось написать адрес получателя, а так как о конвертах никто не имел тогда ни малейшего представления, то адрес писался на том же листе бумаги, что и само письмо. Для этого письмо складывалось с таким расчетом, чтобы оставалось свободное место для адреса. На маленьком листке этого свободного места не оставалось.

Владелец магазина стал получать от своих покупателей многочисленные жалобы по этому поводу, которые и навели его на мысль изготовить нечто вроде мешочков для вкладывания в них писем.

Бревер, продумав форму и размеры, изготовил небольшую партию таких мешочков и стал вручать их своим покупателям. Мешочки имели громадный успех и получили название «конверт». Успех конвертов был столь велик, что Бревер вынужден был поручить их изготовление 12 специальным предприятиям.

Со дня изобретения первого почтового конверта прошло почти двести лет. За это время менялись его формат, оформление, качество бумаги, но суть остается прежней — нести по почте вести людям.

Раздается звук почтового рожка. Появляется ученик, переодетый в ямщика. Он рассказывает историю о символе российской почты.

В XVI—XVII веках в России, чтобы не было задержек при смене лошадей, ямщики, подъезжая к яму (селению), громко свистели. Свистом ямщики погоняли лошадей и давали сигнал всем встречным освободить дорогу.

Петр I решил сломать эту традицию и сделать все как в Европе. При нем для подачи сигналов стал вводиться почтовый рожок. Сначала он использовался на линии Петербург — Нарва. Но среди ямщиков это новшество не находило поддержки.

В XIX веке рожок все же стал символом российской почты, его изображения появились на почтовом флаге, вывесках, печатях, но по своему прямому назначению он практически не использовался.

Почтовый рожок и лихая почтовая тройка на бескрайних российских просторах так и не смогли соединиться. Но выход был найден. С 70-х годов XVIII века для подачи звукового сигнала стали использовать поддужный колокольчик.

С развитием железных дорог стали постепенно исчезать почтовые дилижансы в Европе и почтовые тройки в России. Рожок остался как почтовый символ, а колокольчику с этим не повезло.

- Спасибо нашим гостям. Прошло много лет, а люди до сих пор пишут письма, но отправляют их уже все чаще и чаще по электронной почте.

II. Погружение в художественный текст. Рождение замысла и начало его разработки

1. Речетворческие тренинги

Почему в наш громкий век письмам нет цены?

Правила заполнения конверта

От кого Иванова И. И.

Откуда ул. Ф. Новикова, д. 34, кв. 5, п. Мортка, Кондинский район, Тюменская область

Индекс 628206

Кому Сидорову А. П.

Куда ул. Республики, д. 148, г. Тюмень

Индекс 612205

2. Заполнение карты – речекреатива

1. Ассоциации

2. Рифмовка

3. Цвет

4. Запах

5. Форма

Тепло, радость,

счастье, мама,

бабушка, улыбка,

чудеса

Письмецо,

крыльцо,

словцо,

кольцо

Белый,

надежды,

чёрный,

розовый

Мамы,

деревни,

детства,

леса,

сена.

Прямоугольник,

треугольник,

сердечко

3. Концерт «Напиши мне письмецо»

Многие писатели и поэты широко используют прием письма как средство раскрытия характеров героев.

Звучат стихи М.Сергеева «Арина Родионовна», И.Уткина «Из письма»,

В. Ковальчук «Письмо», письмо Ваньки Жукова из рассказа А.Чехова «Ванька», письмо М.Чащина из романа В.Астафьева «Печальный детектив»

Здравствуй, любимый. Где ты сейчас?
Вот снова шлю тебе нежную весточку.
Грущу и молюсь о судьбе и о нас,
Тебя обожая, как пчёлка цветущую веточку.

У нас весна, а ты так далеко…
В саду заневестилась яблонька белая.
Теперь без тебя мне совсем не легко,
Брожу средь весны и не знаю, что делаю.

То громко смеюсь, то заплачу я вдруг
Любовью к тебе, как вином, опьянённая,
То встану я в дружный берёзовый круг,
Стволами хрустальными их осветлённая…

Багульник – жених – красивый, аж жуть! -
К невесте – осинке склоняется.
Любви их завидую я, но чуть – чуть,
Улыбка твоя вспоминается…

А в нежных объятьях хочу утонуть,
Растаять в глазах, словно шёпот ночной,
И на плече мужском вот бы заснуть,
Но нет тебя рядом, желанный, родной.

Я верю: мы еще будем вдвоём,
Рекой любоваться, рассветы встречать,
Обнявшись, на лодке мы поплывём,
Чтоб всласть целоваться и просто молчать…

Разлука с любимым – это пытки навроде,
И жизнь без тебя – это печь без огня.
Весною тепла мне хватает в природе,
Тепла твоего где достать для меня?

Я жду тебя очень, вернись поскорей!
Так долго разлуку терпеть нету сил.
Одна без тебя словно ночь без огней,
Чу… Кто – то стучится – ты двери открыл!

Ты выпал, как снег средь весны, мой родной,
Приехал и сразу меня – под венец.
Во всем белом свете один ты такой.
Письмо не дописано… Славный конец.
1 декабря 2005 года
Ковальчук В.А.

III. Создание текста и его совершенствование

Читаю письмо В.Сухомлинского к сыну.

1. Выполнение тестовых заданий.

2. Беседа по картине А.Лактионова «Письмо с фронта».

3. Сочинение письма с фронта.

4. Рабочие материалы прилагаются.

IV. Домашнее задание

Закончить сочинение, отредактировать его, поработать со словарём.

V. Оценки

Поощрить всех участников мастерской. Оценка должна стать стимулом для дальнейшего приложения сил.

Приложение 1