Персональный предметный сайт педагога как инновационная образовательная технология в условиях массовой школы

Разделы: Общепедагогические технологии


Система образования в России (как и во всем мире) переживает сегодня концептуальную перестройку. На смену знаниевой парадигме образования приходит компетентностная. В современном мире для полноценного участия в жизни социума уже недостаточно усвоить раз и навсегда некую фиксированную сумму знаний. Необходимо постоянное развитие, совершенствование, движение вперед. Образование отнюдь не заканчивается получением аттестата или диплома – вся жизнь с необходимостью превращается в перманентную образовательную деятельность.

Поэтому приоритетной задачей компетентностной парадигмы образования становится «обучение обучению». Успешный человек должен уметь самостоятельно осознавать недостаточность имеющихся в его распоряжении знаний, самостоятельно находить, систематизировать и перерабатывать информацию, доносить ее до других людей.

Все это, разумеется, не означает полного отказа от привычной нам урочной системы организации обучения. Но она, несомненно, должна быть существенно изменена и дополнена с учетом названных стратегических целей образования. Одним из перспективных направлений развития становятся различные информационные технологии.

В современной старшей школе образовательные технологии, основанные на использовании возможностей компьютерной техники, играют сегодня все большую роль. Невозможно представить себе успешного студента современного ВУЗа, не обращающегося регулярно к обучающим программам, электронным справочникам, Интернету и т. п. В школе процесс информатизации образования приобретает реальные черты только сегодня, но развивается этот процесс стремительно. Реализация национального проекта «Образование» позволяет каждому школьнику получать бесплатный доступ в Интернет. Задача педагога  в таких условиях заключается в том, чтобы подготовить образовательные Интернет-ресурсы, соответствующие потребностям учащихся старших классов, интегрировать их с существующими учебными курсами, и более того – со спецификой преподавания этих курсов конкретными педагогами.

Оптимальным способом решения данной задачи нам представляется создание педагогами персональных учебных Интернет-сайтов. Разумеется, педагог-предметник должен обеспечить прежде всего содержательное наполнение соответствующих ресурсов. Весьма желательно здесь сотрудничество с представителями высшей школы. В тесном контакте с педагогом должен работать и специалист в области компьютерной техники. Заметим, однако, что существующее на сегодняшний день программное обеспечение делает техническую сторону создания сайта относительно простой и быстрой процедурой.

Весьма успешный опыт создания такого рода Интернет-ресурса был осуществлен нами на базе МОУ СОШ № 96 г. Волгограда. В контакте с кафедрой философии Волгоградской академии МВД России был разработан и запущен сайт «Я выбираю обществознание».

Сайт доступен во всемирной компьютерной сети по адресу http://www.matvment.narod.ru. Кроме того, для облегчения и удешевления доступа он размещен и во внутришкольной компьютерной сети.

Сайт структурирован в соответствии с содержанием дисциплины и включает в себя разделы «Основы философии», «Экономика», «Политология», «Социология», «Конфликтология», «Религиоведение», «Формы и методы научного познания». Раскрывается место и роль каждого смыслового блока в общей системе социального знания. По каждому разделу даются  дополнительные лекционные материалы. Разработана система семинарских и проверочных занятий. Предлагаются контрольные вопросы для проверки успешности усвоения информации. Для тех, кто хотел бы углубить свои знания по предмету, подобрана и систематизирована соответствующая литература, предложены темы докладов и рефератов.

Кроме того, в распоряжении пользователей сайта находятся различные справочные материалы: биографии известных личностей, подборка интересных фактов из отечественной и мировой истории, словарь основных обществоведческих понятий и терминов. Каждый из разделов сайта снабжен фото- и видеоиллюстрациями ключевых тем, что позволяет полнее задействовать визуальный канал получения и передачи информации.

Навигация по сайту изначально задумывалась как максимально простая и удобная. Во многом (хотя и не во всем) такой подход удалось реализовать. Разумеется, сайт пока далек от идеала. В частности, графика сайта в перспективе должна стать куда более яркой, красочной, облегчающей работу с материалом. Будет совершенствоваться и содержание сайта: планируется появление новых разделов, качественное расширение справочного аппарата, иллюстративной базы, повышение степени интерактивности в работе с сайтом.

Практика показала, что как средство обучения подобного рода сайты обладают рядом преимуществ. Они позволяют ученику:

1) Расширить спектр знаний  по предмету, выйти далеко за рамки обязательного минимума знаний, предусмотренных образовательными стандартами;

2) Научиться работать самостоятельно, двигаться в информационном поле в том направлении, которое представляет наибольший интерес, не будучи жестко связанным планом работы, предполагаемым стандартным уроком;

3) Работать в удобном темпе, учитывающем уровень подготовленности и погружения в материал;

4) Самостоятельно определять необходимую степень изучения предмета, которая может варьироваться от простого ознакомления до углубленного изучения;

5) Эффективно решать проблему пропуска учебных занятий (причем как самим учеником, так и педагогом);

6) Осуществлять самостоятельный контроль уровня подготовленности по предмету;

7) Повысить уровень своей компьютерной грамотности, выработать и отшлифовать навыки работы в Интернете;

8) Подготовиться к поступлению в колледж или ВУЗ и к успешному обучению в них. Адаптация вчерашних школьников к вузовским реалиям не всегда протекает гладко. Умение самостоятельно искать информацию, эффективно использовать в процессе обучения возможности персонального компьютера серьезно облегчают этот процесс.

Наш опыт был взят на вооружение и другими педагогами-предметниками школы. Так, запущен и успешно функционирует разработанный учителем английского языка О. П. Шкуратовой сайт «Шотландия» (http://www.scotland.narod.ru). Посетителям сайта предлагается обширный дополнительный материал, касающийся истории и культуры Шотландии. Материалы ресурса представлены как на русском, так и на английском языке, что облегчает работу с ними и одновременно выполняет обучающую функцию. Кроме того, увлекательный страноведческий материал успешно стимулирует интерес к изучению иностранного языка.

Все вышесказанное позволяет утверждать, что использование в процессе обучения школьных предметных сайтов более чем соответствует тому требованию, которое прежде всего предъявляется к любой педагогической технологии – приоритетный учет интересов  самих обучаемых. Однако и педагогу она способна дать немало. Прежде всего, данный подход позволяет заинтересовать обучаемых в предмете. Практика показала, что серьезно повысился интерес школьников к обществознанию (и прежде всего тех, кто, будучи на «ты» с компьютером, к гуманитарным дисциплинам относился «прохладно»). Пропорционально росту интереса возросли и учебные показатели – тем более, что материалы сайта позволяют целенаправленно готовиться к контрольным занятиям по обществознанию. Направляя работу с сайтом (но ни в коем случае не управляя ей!), учитель может максимально индивидуализировать, персонифицировать образовательную траекторию обучающегося. Это позволяет вплотную приблизиться к давно продекларированной, но пока не достигнутой цели – к субъект-субъектной модели образования. Такая модель предполагает не монолог учителя, но постоянный, живой, творческий, равноправный диалог учителя и ученика. И именно использование интерактивных информационных технологий образования является важнейшим шагом в указанном направлении.

Наконец, подобная форма работы с обучаемыми позволяет в короткий срок резко поднять как уровень информационной компетентности самого педагога, так и его авторитет в глазах обучающихся. Последнее доставляет учителю не только моральное удовлетворение (хотя и это крайне важно!), но и является дополнительным фактором успешного изучения предмета, переносится и на традиционную урочную форму работы.

Знание же современных компьютерных технологий  - это необходимость, давно назревшая и недавно озвученная на самом высоком уровне. Мы имеем в виду слова Президента Российской Федерации Д. А. Медведева о том, что не владеющим персональным компьютером чиновникам придется подыскивать себе новое место работы. Учитель же в России всегда воспринимался как опора государства, фактически – государственный служащий. К сожалению, в последние годы государство склонно было об этом «забывать». Сейчас ситуация меняется к лучшему. Власть поворачивается к школе лицом, реализуется нацпроект «Образование», школы получают значительные финансовые вливания. Активное использование информационных технологий в таких условиях должно рассматриваться не как «серьезное достижение» школы или отдельного педагога, но как неотъемлемый элемент их профессиональной состоятельности.