Использование средств пейзажной лирики при обобщении темы "Односоставные предложения"

Разделы: Русский язык


Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Односоставные предложения”.

Задачи урока:

  • Сформировать целостное представление по материалу изученной темы, определить уровень овладения обучающимися теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности по изученной теме;
  • Через реализацию системы ситуаций развивать орфографическую грамотность, формировать правописные навыки;
  • Воспитывать эстетический вкус посредством обращения к образцовым текстам художников слова.

В ходе урока обучающиеся должны получить обобщенные, приведенные в систему представления об односоставных предложениях; получить возможность применить знания на практике, увидеть на материале темы красоту слова.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Дидактические пособия: презентация “Односоставные предложения”.

План урока:

I. Оргмомент.
II. Синтаксическая пятиминутка.
III. Повторение и анализ односоставных предложений.

  1. Повторение назывных предложений.
  2. Повторение и анализ определенно-личных предложений.
  3. Повторение и анализ неопределенно-личных предложений.
  4. Повторение и анализ безличных предложений.

IV. Физкультминутка.
V. Выполнение творческой работы. Составление текста на тему “Зимой в лесу” с односоставными предложениями.
VI. Подведение итогов. Выставление оценок.
VII. Домашнее задание

Ход урока

I. Оргмомент. Сообщение темы (Слайд №1) и цели урока.

- Мы продолжаем работу по теме “Односоставные предложения”. Мы узнали много интересного о разных видах односоставных предложений. Сегодня мы опять встретимся с ними и получим обобщенное представление о таких предложениях. Мы увидим, как они обогащают наш язык.

Мы не разучились удивляться. Мы увидим удивительную роль этих небольших, но ярких предложений. Мы заметим, как беден был бы наш язык без них.

Мы будем повторять изученный материал, учиться применять его на практике.

Мы обратимся к творчеству известных поэтов, которые использовали в своих стихах односоставные предложения.

Главным вопросом нашего урока будет вопрос: какие качества, своеобразные черты односоставных предложений обеспечивают их выразительность? (Вопрос демонстрируется на доске, слайд №2).

- Вначале хочу предложить вашему вниманию презентацию. (Слайд №3)

(В ходе презентации учащиеся увидят репродукции картин известных художников, на которых изображен пейзаж. Звучит классическая музыка. П.И. Чайковский “Времена года. Декабрь. Святки”)

- Что изображено на этих картинах? (Пейзаж)
- А что такое пейзаж? (Пейзаж – описание природы)
- Услышав слово “пейзаж”, мы обычно представляем живописное полотно. Пейзаж можно изобразить только кистью? (Нет. Можно пейзаж “нарисовать” словом) (Слайд №4)
- Какие поэты часто обращались в своих поэтических текстах к описанию природы? (А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, С.А. Есенин)

II. Синтаксическая пятиминутка.

- С одной пейзажной зарисовкой я предлагаю вам сейчас познакомиться. Автором этих строк является известный поэт XIX века Ф.И. Тютчев. Запишем предложение для синтаксического разбора. (Слайд №5)

(Один учащийся делает разбор на интерактивной доске).

Лазурь небесная смеётся,
Ночной омытая грозой,
И между гор росисто вьётся
Долина светлой полосой.

- Какие средства выразительности вы увидели в этом тексте? (Метафоры “лазурь небесная”, “долина вьётся”, олицетворения “лазурь смеётся”, “омытая грозой”, эпитет “росисто вьётся”, сравнение “вьётся долина светлой полосой”).

III. Повторение и анализ односоставных предложений.

1. Повторение назывных предложений.

- Предлагаю вашему вниманию стихотворение К.Бальмонта “Родное” (Слайд №6)

Ал..еи рек. З..ркальности озёр.
Хрустальный ключ(?). Бе..гласные затоны.
Ж..вая сказка – страшный тёмный бор.
Его вершин немолкнущие звоны.

В..здушность ив. Цветы р..дных полей.
Апрел(?)ский сон с его улыбкой маю.
Я целый мир прош..л в мельканье дней,
Но лучше вас я (н..)чего (не)знаю.

- Какие односоставные предложения использовал в стихотворении автор? (Назывные)
- Дайте определение назывным предложениям. (Назывные предложения- это односоставные предложения с главным членом подлежащим).
- Какова функция назывных предложений? (Точность, лаконичность в передачи авторской мысли).

- Выпишите только назывные предложения, подчеркните главный член предложения. (Аллеи рек. Зеркальности озёр. Хрустальный ключ. Безгласные затоны. Воздушность ив. Цветы родных полей. Апрельский сон с его улыбкой маю).

- Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. (Один учащийся работает у интерактивной доски).

2. Повторение и анализ определённо-личных предложений.

- Я прочитаю вам высказывание М.В. Ломоносова об одном из видов односоставных предложений: “Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит”.

- Определите, о каком виде односоставных предложений идёт речь? (Слайд №7)

(Определённо-личные предложения).

- Какие предложения называются определённо-личные?
- В следующих строках найдите такие конструкции. (Слайд №8)

Простите, верные дубравы!
Прости, беспечный мир полей,
И легкокрылые забавы
Столь быстро улетевших дней!
Прости, Тригорское, где радость
Меня встречала столько раз!
На то ль узнал я вашу сладость,
Чтоб навсегда покинуть вас?

- Кто автор этого стихотворения? (А.С. Пушкин) (Слайд №9)
- Какие стилистические фигуры вы увидели в стихотворении? (Риторические восклицания, риторические обращения, риторический вопрос).
- Из второго определённо-личного предложения выпишите главный член предложения и сделайте его морфологический разбор. (Прости) (Разбор выполняется на доске).

3. Повторение и анализ неопределенно-личных предложений.

Известный лингвист Александр Матвеевич Пешковский, занимавшийся изучением синтаксических явлений, дал определение одному виду односоставных предложений: “Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределённое” (Слайд №10)

-О каком виде односоставных предложений говорил А.М. Пешковский? (О неопределённо-личных предложениях).

- Какие предложения называются неопределённо-личные? (Неопределённо-личные предложения – это односоставные предложения с главным членом сказуемым, выраженным глаголом в форме 3 лица мн. ч. наст. или буд. вр. и мн. ч. прош. вр.).

- В стихотворных строчках С.Есенина (Слайд №11) найдите неопределённо-личное предложение, выпишите его и подчеркните главные члены предложения (Слайд №12)

Покосившаяся избёнка,
Плач овцы, и вдали на ветру
Машет тощим хвостом лошадёнка,
Заглядевшись в неласковый пруд.

Это всё, что зовём мы родиной,
Это всё, отчего на ней
Пьют и плачут в одно с непогодиной,
Дожидаясь улыбчивых дней.

- Чем выражены сказуемые? В какой форме находится глагол? (Глаголами в форме 3 лица мн.ч. наст. вр.).
- В какой форме ещё может употребляться глагол в неопределённо-личных предложениях? (Глагол в форме 3 л. мн.ч. буд. вр. и мн.ч. пр.вр.).

4. Повторение и анализ безличных предложений.

- Какие односоставные предложения преобладают в поэтических строчках Б. Пастернака? (Слайд №13).

Февраль. Достать чернил и плакать! (Слайд №14)
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною чёрною горит.

Достать пролётку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колёс
Перенестись туда, где ливень
Ещё шумней чернил и слёз.

- Дайте определение безличным предложениям.(Безличные предложения – это односоставные предложения с главным членом сказуемым, выраженным безличным глаголом, личным в значении безличного, неопределённой формой глагола, словом категории состояния, кратким страдательным причастием, словом “нет”, именем существительным с частицами не или ни).

- Из безличных предложений выпишите главные члены предложений и сделайте их разбор по составу. (Достать, писать, перенестись).

(Учащийся выполняет морфемный разбор на доске).

IV. Физкультминутка.

V. Выполнение творческой работы.

- Составьте текст на тему “Зимой в лесу” с односоставными предложениями. (Слайд №15)
- Работа будет выполнена удовлетворительно, если будет использован один вид односоставных предложений.
- Работа будет оценена отметкой “хорошо” при использовании двух видов односоставных предложений.
- Кто покажет умение употреблять в тексте три и более вида таких предложений, получит отличную оценку.

Разумеется, текст должен быть грамотным, связным, красивым, как сам зимний лес. Не пишите только о деревьях, вспомните и о пении птиц, о солнце или снежной туче. Лес разный в разную погоду и в разное время суток. Желаю удачи.

Чтение и комментарий 1-2 работ.

VI. Подведение итогов. Выставление оценок.

Главным вопросом нашего урока назван вопрос: какие качества, своеобразные черты односоставных предложений обеспечивают их выразительность? (Вопрос демонстрируется на доске, слайд №16).

Ответим на этот вопрос.

- Почему поэты часто используют в своих произведениях односоставные предложения? (Учащиеся называют такие ценные для художественного текста качества, как выразительность, экспрессивность, ёмкость, лаконичность).

Мы хорошо поработали. На уроке мы получили опыт применения наших знаний на практике. Односоставные предложения мы увидели в художественных текстах. Сами создали свои художественные произведения с использованием этих синтаксических конструкций.

Мы убедились: односоставные предложения делают нашу речь богатой, красивой, яркой. Но только ли от особенностей предложения речь становится красивой? Важно не только как мы говорим, но и что мы говорим. Односоставным предложением преподносится и брань. Давайте использовать в синтаксических конструкциях только добрые, красивые слова. Пейзажи, портреты люди пишут не только кистью, но и словом. Пишут не только поэты, пишут все в своей повседневной речи. От нас зависит, какой образ мы создадим, какой образ выйдет из наших уст – примитивная злая карикатура или кусочек доброго светлого мира. Насколько ярче и светлее будет мир, если все будут говорить красивые, яркие слова.

VII. Домашнее задание.

Повторить все сведения об односоставных предложениях, подготовиться к контрольному диктанту.

Приложение 2.