Интегрированный урок (физика + химия) по теме "Ломоносов-естествоиспытатель"

Разделы: Физика, Химия


Тип:

  • урок- конференция

Технология

  • сотрудничества, витагенные

Цель:

  • сформировать целостное представление о выдающих достижениях М.В. Ломоносова в области химии и физики по сравнению с европейскими учеными

Задачи:

Учебные:

  • научиться обобщать достижения М.В. Ломоносова в физики и химии и определить значение его трудов в современной науки

Развивающие:

  • развитие умений систематизировать, анализировать
  • развитие умения коллективного взаимодействия в учебном процессе

Воспитывающие

  • создание чувства гордости за российских ученых и науку.

Технические средства необходимые для урока:

  • мультимедийный проектор,
  • компьютерная установка.

Предварительная подготовка: учащиеся вместе с учителем за неделю до урока посещают библиотеку, в которой находят ответы на вопросы предложенные учителем по данной теме. После посещения библиотеки, учитель с более активными учащимися разрабатывают урок, другие учащиеся готовят презентации.

Ход конференции

Учитель: Сегодня у Вас есть возможность услышать выступление известных ученных, в которых они расскажут нам о своих научных достижениях и достижениях науки своего времени.

Вы являетесь не просто слушателями и участниками конференции. Вы являетесь членами комиссии, выполняете роль экспертов и даете свою оценку тем вещам, которые здесь будут озвучены. Поэтому слушать выступление ученых нужно очень внимательно.

Вам розданы протоколы, в которых вы запишите научные открытия, которые будут представлены учеными в процессе их выступлений.

Ведущий: Уважаемые коллеги, участники конференции. Нам сегодня посчастливится услышать выступления таких именитых ученых как уважаемый нами профессор Британской академии наук И. Ньютон.

Известный французский химик месье Лавуазье, так же является участником конференции, отечественную науку представляют выдающиеся ученые, которые внесли огромный вклад в развитие научной деятельности в России-это Михаил Васильевич Ломоносов, Дмитрий Иванович Менделеев и Александр Михайлович Бутлеров.

Ведущий: Уважаемый господин Ньютон, что бы вы могли сказать о развитии науки в вашем государстве.

Ньютон: Я человек не многословный. Не люблю превозносить, чьи либо, в том числе и свои, достижения, но могу сказать точно, что развитие науки в Европе, в том числе и в Англии, имеет многовековую историю и является основной долей всех научных открытий.

Лавуазье: Я полностью согласен с господином Ньютоном. Только у нас в Европе были проделаны опыты и эксперименты, на которых базируются все последующие научные открытия.

Ломоносов: Уважаемые коллеги, я нисколько не преуменьшаю роль Европейских ученых в развитие науки, но позвольте заметить, что и Россия – матушка внесла значительный вклад в мировую научную мысль.

Ведущий: Ну что, давайте попробуем разрешить наш спор между учеными Европы и России. Предлагаю предоставить нашим уважаемым выступающим возможность аргументировать и отстоять свою точку зрения.

Слово предоставляется профессору, лорду Исааку Ньютону.

Ведущий: Ну что же. Мы выслушали уважаемого господина Ньютона, он нам рассказал о своей деятельности. Предоставим возможность выступить месье Лавуазье.

Ведущий: Дмитрий Иванович Менделеев - следующий участник нашей конференции подготовил доклад о развитии науки в Росси в 18 веке.

Ведущий: Я думаю теперь самое время послушать выступление ученого, которого по праву можно считать своего рода первопроходцем, основоположником развития научной деятельности в России - это уважаемый Михаил Васильевич Ломоносов.

Ведущий: Михаил Васильевич только что рассказал нам об открытиях сделанных в области физики. Следующий участник нашей конференции-Александр Михайлович Бутлеров расскажет об открытиях, сделанных Ломоносовым в химии. Послушаем его выступление.

Ведущий: Теперь я обращаюсь к Вам, уважаемые эксперты. Только что вы выслушали выступления ученых, каждый из которых осветил исторические этапы и открытия в ходе развития мировой науки.

Приготовьте бланки протоколов. Теперь Ваша задача - отметить в соответствующих графах те научные достижения, которые имеют место быть и применяются в современной науки и технике.

Ведущий: Теперь, уважаемые члены экспертной комиссии, Ваше слово. Представители группы по каждому научному направлению пройдите, пожалуйста, к трибуне и озвучьте вывод, изложенный в оформленном Вами протоколе.

Ведущий: Итак, заслушав протоколы, определив значимость обсуждаемых здесь научных открытий, мы приступим к заключительному этапу нашей конференции.

Ведущий: Уважаемые зарубежные ученые, сэр Исаак Ньютон, месье Лавуазье, Вы готовы по прежнему настаивать на значимости только Европейской науки?

Ньютон: Не могу не признать значимость вклада российских ученых в развитие мировой науки.

Лавуазье: Я думаю, что господин Исаак Ньютон согласится со мною, что наука мировая, о которой мы ведем речь, не может ограничиваться только Европой. Вклад русских ученых в нее развитие-огромен. Михаил Васильевич Ломоносов по праву заслуживает звание основоположника российской научной мысли, и мы, как его коллеги, преклоняемся перед ним.

Домашнее задание: Составить статью о достижениях в науки М.В.Ломоносова для отправления в газеты Англии, Америки, Австралии.

Дидактические средства:

  • презентации, сделанные в программе Power Point

Раздаточный материал:

  • протокол

Протокол конференции

Ф.И. участника __________________________________ класс №______

Открытия в Европе 18 века

Значимость открытий в современной науки

Открытия в России 18 века

Значимость открытий в современной науки

по химии

по физике

по химии

по физике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:____________________________________________________________

Приложения

Приложение1.

Приложение 2. (Презентация 1).

Приложение 3. (Презентация 2).