Урок литературы в 9-м классе по теме: "Мертвые души" – история создания, особенности сюжета, система образов. Чичиков и помещики"

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. Обзор содержания, история создания поэмы;
  2. Более подробное рассмотрение глав, рассказывающих о посещении Чичиковым помещиков;
  3. Обучение аналитическому пересказу.

Словарная работа:

  • поэма,
  • система образов.

Оборудование:

  • портрет писателя,
  • творческие работы учащихся,
  • проектор,
  • иллюстрации к произведениям гоголя.

Ход урока

I. Реализация домашнего задания:

В начале нашего урока я хочу провести небольшую викторину, которая станет реализацией вашего домашнего задания и подготовит к восприятию новой темы. Хочу обратить внимание на иллюстрации, представленные на доске. Некоторые из них могут стать небольшой подсказкой в выполнении вашей работы. Итак, вопросы викторины.

Викторина.

  1. Где и когда родился Н. В. Гоголь?
  2. Какое образование получил гоголь?
  3. Как назывались гимназические литературные журналы, организатором и участником которых был Гоголь?
  4. Какую женскую роль играл гоголь в ученическом спектакле?
  5. Назовите первое опубликованное произведение Гоголя, каким псевдонимом оно было подписано?
  6. Как звали пасечника, от лица которого ведется рассказ в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»?
  7. В каком театре впервые была поставлена пьеса Гоголя «Ревизор»?
  8. Кому принадлежат слова, сказанные после первого представления «Ревизора»: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!»?
  9. Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом к комедии «Ревизор»?
  10. В каком году происходит действие пьесы «Ревизор»?
  11. Где находится город, в котором происходят события пьесы «Ревизор»?
  12. Назовите авторов памятников гоголю в Москве?

(сбор листков с ответами учащихся)

Это была викторина по произведениям Гоголя, изученным ранее. Подобные викторины и тесты сегодня подготовили и вы сами.

1-й учащийся: тест по рассказу «Страшная месть»

2-й учащийся: тест по рассказу «Тарас Бульба»

3-й учащийся: тест по комедии «Ревизор»

Вступительное слово учителя.

Н. В. Гоголь… О творчестве и жизни русского писателя Николая Васильевича Гоголя известно многое, но очень малое известно о духовной жизни писателя.

Проникновение во глубину души потенциально доступно многим, однако лишь единицы устремляются от внешней жизни в иную “сторону”, точнее: в точку пересечения линий времени и пространства, за грань известного, изученного и будто бы ставшего законом для направления мысли. Возможно ли глубокое понимание творчества Гоголя сегодня?

Сегодня у нас с вами необычный урок. Новая встреча с великим писателем и его творчеством произойдет не так, как обычно это происходит на уроках. Сегодня вы сами проведете эту встречу и сами познакомите друг друга с тем материалом, который подобрали в ходе ваших исследований.

II. Объявление темы. Исследование материала учащимися.

1-я презентация. История создания. Система образов. Чичиков и помещики.

2-я презентация. Жанровое своеобразие.

3-я презентация. Чичиков и помещики.

III. Слово учителя.

А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как я подготовилась к этому уроку. Я тоже, как и вы хотела рассказать о том, что Н. В. Гоголь задумал свою поэму благодаря А. С Пушкину, которого считал своим учителем. Он часто бывал у него (представить картину художника), часто перечитывал ему свои рукописи и советовался с поэтом. Ценителем творчества гоголя являлся также А. Жуковский.

Когда рукопись впервые была прочтена гоголем Пушкину и Жуковскому, один из них воскликнул «Боже, как грустна наша Россия!»

Хочу дополнить выступления наших учащихся определением поэмы.

Поэма – лироэпический жанр, стихотворное повествовательное произведение с развернутым сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой того, о чем повествуется.

Представление учителем опорной схемы. Построение поэмы «Мертвые души». Система образов.

Россия… Как много она значит для многих из нас! Как бы в дальнейшем ни складывалась наша жизнь, всегда в уголке нашего сердца, нашей души будет она с нами. Чувство Родины, России… Что оно значит для нас? Россия — это и наш дом, и мама, и та улица, на которой мы выросли, и наш русский хлеб с солью. Русская душа — такая широкая, прямая, эмоциональная. Помните у Гоголя: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка, несешься?»? Тройка — это не только Русь, но и вся ее природа, ее села и города, это все русское.

Вся Русь явилась в этом произведении. Вместе с авантюристом Чичиковым, цель которого была купить умерших крепостных крестьян, «мертвые души», мы увидели Россию XIX века с ее недостатками, пороками, с ее острыми социальными проблемами и противоречиями, помещичий и чиновничий мир, мир «мертвых душ», всю трагедию народа.

Многие страницы поэмы непосредственно посвящены Родине, России, ее будущему.

Вот царство чиновников, которое мы увидели во время путешествия Чичикова по России. Не случайно город, где остановился герой Гоголя в начале своего путешествия, автор назвал город N. Эта буква N означает, что во времена писателя таких обезличенных городов было много, все они были похожи друг на друга. Царство чиновников объято мертвым сном. Толкуя о привычках городских жителей, Гоголь делает замечание, позволяющее отнести символический смысл названия «Мертвые души» к городу: «Все те, которые прекратили давно уже всякие знакомства и знались только, как выражаются, с помещиками Завалишиным да Полежаевым (знаменитые термины, произведенные от глаголов полежать и завалиться, которые в большом ходу у нас на Руси)».

Мы видим ленивую Русь не только в образе помещиков, но и в облике самого города: «Он заглянул и в городской сад, который состоял из тоненьких дерев, дурно принявшихся, с подпорками внизу, в виде треугольников, очень красиво выкрашенных зеленою масляною краскою». Для городских жителей зеленая краска заменяет зелень деревьев. Гоголь издевательски сравнивает «дурно принявшиеся, тоненькие» деревца с их роскошным описанием в газетах. Да, раболепие царило в России и среди ее сентиментальных жителей.

А как же помещичья Россия? Путешествуя вместе с Чичиковым по страницам поэмы, видим, что реально существующие помещики на самом деле являются «мертвыми душами». Поместье Манилова — парадный фасад России. Внутри дома пусто, грязно, краски серые, а рядом уживается расточительная праздность.

Без всякой цели существования прожигает жизнь Ноздрев. Скупость Плюшкина обратилась в расточительство. Жизнь Коробочки — это олицетворение скопидомства в России. Получается, нет «живых душ» в городе N и в его округе? Что же, нет их и на Руси, вымерла она? А как же крестьяне? Герцен говорил, что в поэме Гоголя проступают «позади мертвых душ — души живые».

Простой русский народ талантлив, а Чичиков этого не замечает на протяжении всего своего путешествия, потому что он сам — «мертвая душа». «Проницательный же читатель» обязательно это заметит. Каретник Михеев, плотник Степан Пробка — их талантливость открывается в их сноровистости, в широте и щедрости души, в ярости и безудержном веселье… «Веселится бурлацкая ватага, прощаясь с любовницами и женами, высокими, стройными, в монистах и лентах; хороводы, песни, кипит вся площадь…» Живая сила народа подчеркнута и нежеланием крестьян терпеть гнет. Доказательство тому — убийство заседателя Дробяжкина, массовое бегство от помещиков.

Искажаются высокие и добрые качества в царстве «мертвых душ», гибнут крестьяне, доведенные до отчаяния. «Эх, русский народец! не любит умирать своею смертью!»

Конфликт поэмы заключен в противоречии современной Гоголю действительности, духовных сил народа и его закабаленности.

IV. Вывод.

Мы сегодня с вами провели большую поисковую работу. Мне отрадно видеть, что вы в своих представлениях рассказали и о композиции поэмы, и о жанровом ее своеобразии, задались вопросами о смысле поэмы. Многое в ваших исследованиях – это материалы следующих уроков. Но еще один вопрос я хочу задать на этом уроке.

Почему Гоголь не закончил свою поэму?

Гоголь мечтал создать гармоничную трилогию. В первой части порок торжествует, во второй - перерождается в добродетель в третьей - творит добрые дела. Однако если для первого тома «Мертвых душ» русская жизнь, давала материал в изобилии, то уже во втором - писателю приходилось полагаться исключительно на полет собственной фантазии. Жулики почему-то не хотели превращаться в борцов за справедливость, помещики - жить для блага своих крепостных, чиновники - возвращать полученные взятки и публично каяться в свершении должностных преступлений. Дело ограничилось частичным крахом чичиковской аферы с мертвыми душами в финале первого тома. Идеологическая задача писателя - показать привлекательные стороны российской действительности и превращение дурного человека в хорошего оказалась в неразрешимом противоречии как с правдой жизни, так и с творческими возможностями самого Гоголя. И закончить этот урок я хочу словами нашего поэта современника Петра Вегина.

Николай Васильевич Гоголь,
вечная шинель – внакид,
озирая нашу оголь,
во дворе своем сидит.
Николай Васильевич Гоголь…
Кто сумеет разгадать
наподобие ожога
на челе его печать?
Сам с собой затеяв враки,
Сунул он камину в пасть,
Словно преданной собаке –
«Мертвых душ» вторую часть!
Но трубою дымохода
рукописный вздыбив дым,
сатанинским хороводом
Сам герой и вслед за ним –
все другие.

Вот так дело!
Как такое может быть,
Если рукопись сгорела,
А герой остался жить?
Через дали, через годы
Он заброшен на беду
Катапультой дымохода
В современную среду

Николай Васильевич Гоголь,
сколько ж так еще сидеть,
не в ладах с собой и с богом,
в чисту улицу глядеть?
Там стоит на перепутье
возле городских ворот
средь героев наших будней
мертвых душ старинный род.
И как в цирке на манеже,
в номерах своих не нов.
все марьяжит да манежит
хлюст, ханыга Хлестаков!
Несгораемы, хоть тресни,
в этом веке, как и в том…
Видно, встать придется с кресла,
Написать сожженный том.
П. ВЕГИН.

 

V. Домашнее задание  

  1. Подготовить вопросы – тесты для проверки знания текста.
  2. Творческая работа – герб помещика. (ознакомить учащихся с подобной работой, представить творческие работы старших товарищей)