Урок физики в 7-м классе по теме "Давление в жидкостях и газах"

Разделы: Физика


Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Цель урока: используя интерактивные методы обучения, создать комфортные условия обучения, при которых каждый ученик будет вовлечен в процесс познания

Задачи урока:

Образовательная:

  • Повторить понятия давление, единицы давления, давление в жидкости и газе, передача давления жидкостями и газами, закон Паскаля, расчет давления жидкости и газа на дно и стенки сосуда.

Развивающая:

  • Формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, грамотно и логически последовательно излагать материал;
  • Находить примеры применения знаний закона Паскаля в быту, технике, природе, развивать навыки самостоятельной работы;
  • Способствовать формированию информационной культуры.

Воспитательная:

  • Воспитание аккуратности, умения слушать и быть услышанным;
  • Способствовать формированию коммуникативной культуры.

Содержание урока

Слайд №1

Этап№1. Организация начала урока.

Учитель настраивает учащихся на урок, акцентирует внимание учащихся на том, что они должны сделать на уроке. Учащиеся ставят цели.

Основные понятия: определение давления, давление в жидкостях и газах, закон Паскаля, зависимость давления от плотности жидкости и глубины погружения, атмосферное давление, сообщающиеся сосуды.

Формулы для расчета: расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.
Измерительные приборы: жидкостный манометр, барометр, металлический манометр.
Применение: сообщающиеся сосуды, поршневой жидкостный насос, гидравлический пресс.

Этап №2. Актуализация опорных знаний. Контроль усвоения материала.

Работа с интерактивной доской.

Слайд №2

1. Показать с помощью маркера соответствие физических величин, буквенных обозначений и единиц измерения, давая определение. Слайд №3
2. Открыть галерею (физика портреты ученых: Архимеда, Паскаля, Аристотеля, Ньютона, Торричелли, Галилея). Используя выделение и функцию захват ответить на вопросы.

  1. Кто из ученых открыл выталкивающую силу и правило ее расчета? (Архимед).
  2. Кто открыл и исследовал ряд свойств жидкостей и газов, а опытами убедительно подтвердил существование атмосферного давления? (Паскаль).
  3. Кто изобрел ртутный барометр и объяснил его действие существованием атмосферного давления? (Торричелли).

Работа в программе “Живая физика” (исследовательская работа учащихся в группах, подготовленная ранее)

- Установить зависимость давления жидкости от плотности жидкости.
- Установить зависимость давления от глубины погружения.

Выполнение тестовых заданий с выбором ответа.

Слайд №4

Имеются три одинаковых сосуда: первый наполнен водой, второй- ртутью, третий бензином. В каком из этих сосудов наибольшее давление на дно?

Слайд №5

Подумай и ответь:

- Одинаково ли давление жидкостей на дно сосуда?
- Сравните вес жидкостей и давление на дно.

Слайд №6

Решение задачи с помощью маркера.

- Одинаковое ли давление испытывают два водолаза на дне залива?
- Определить давление воды на тело водолаза при его погружении на глубину 20м в мягком скафандре. (200 кпа)

Слайд №7

На слайде приведены два правильных и одно неправильное утверждение. Задача учащихся выбрать правильные утверждения, обосновать.

Слайд №8

Как жидкости и газы передают оказываемое на них внешнее давление?

- Если из мелкокалиберной винтовки выстрелить в варёное яйцо, то образуется отверстие. Если же выстрелить в сырое яйцо, то оно разлетится. Как объяснить это явление?
- Почему взрыв снаряда под водой губителен для всех живущих в воде организмов?
- У костра можно видеть, как от горящих поленьев с треском разлетаются искры. Почему отскакивают искры? От каких дров искр больше?

Слайд №9

Объясните работу гидравлических устройств. (Галерея интерактивной доски).

Слайд №10

  1. Какой закон объясняет работу гидравлических машин? Ответ: закон Паскаля.
  2. Какой выигрыш в силе даёт машина изображенная на рисунке? F1 = 200 H, F2 = 2 000 H.

Слайд №11-12

Сообщающиеся сосуды. Применение сообщающихся сосудов.

Слайд №13-15

Учитель вместе с учениками делает обобщение повторенного материала.

Итоговое тестирование.

Слайд №16

Каково давление внутри жидкости …

А. В условиях невесомости?
Б. На Земле?

  1. На разных уровнях давление одинаково.
  2. На разных уровнях давление разное.
  3. Давление отсутствует.

В. От какого условия давление жидкости на дно

1) Не зависит?
2) Зависит?

  1. От высоты столба.
  2. От массы жидкости.
  3. От объёма сосуда.
  4. От формы сосуда.
  5. От площади дна сосуда.
  6. От плотности жидкости.

Г. Как изменится давление на дно сосуда, если воду заменить ртутью той же высоты столба?

Д. В сосуд, частично заполненный водой, опущен деревянный брусок. Как изменится давление воды на дно сосуда?

Е. Давление газа на стенки сосуда

1) При уменьшении объёма;
2) Увеличении температуры …

  1. Увеличится.
  2. Уменьшится.
  3. Не изменится.

ОТВЕТЫ: А3; Б2; В12345; В216; Г1; Д1; Е11; Е21

Слайд №17

Вы знаете, что…

А. Давление в жидкостях и газах передаётся во все стороны без изменений;
Б. Давление на дно и стенки сосуда не зависит от его формы;
В. Давление жидкости на дно сосуда зависит от высоты столба, жидкости;
Г. Давление на стенки сосуда с ростом высоты столба жидкости увеличивается;
Д. Величина давления зависит от плотности жидкости.

Какими из приведённых ниже примеров Вы можете подтвердить эти особенности?

  1. Если в стеклянную трубку с резиновым дном наливать воду, то с ростом высоты столба жидкости плёнка будет прогибаться больше.
  2. Бумажный стаканчик из-под мороженного не разрывается, если налить воду, а если ртуть – рвётся.
  3. В верхних частях высоких водонапорных башен трубы имеют более тонкие стенки, чем водопроводные трубы внизу.
  4. Футбольная камера и мыльные пузыри принимают форму шаров.
  5. Дно ведра и кувшина испытывают одинаковое давление, если вода в них налита до одного уровня.

Ответы: А4; Б5; В1; Г3; Д2.

Слайд №18. Дополнительное задание.

Этап №3. Подведение итогов занятия.

Приложение 2
Приложение 3