Введение в экологию "Наш дом — планета Земля"

Разделы: Экология


Цель занятия: показать место человека среди живых существ на Земле.

Задачи:

Обучающие:

  • Расширить представление детей об обитателях Земли;
  • Показать детям, что человек – очень маленькая часть природы, но, в отличие от других живых существ, обладает разумом и может управлять своими действиями;
  • Активизировать имеющиеся у детей знания об окружающей природе.

Развивающие:

  • Развивать у детей любознательность, познавательный интерес к окружающей их природе;
  • Способствовать развитию умения слушать других, работать в коллективе.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательное отношение к нашим «меньшим братьям» и ответственность за свои поступки по отношению к ним. 

Тип занятия: изучение, усвоение нового материала. Предварительная подготовка учащихся базируется на знаниях, полученных в школе, и жизненном опыте детей.

Методы обучения: словесный, репродуктивный, наглядный, логический, эмоционального стимулирования, самостоятельной работы, создание успеха, практический, метод обучающего контроля.

Форма организации занятия: игра-путешествие с элементами конкурса «Путешествие на планету Земля».

Оформление кабинета.

Для создания атмосферы единения и гармонии с природой, эмоционального настроя детей, в оформлении кабинета используются живые цветы, экологические плакаты, творческие работы из природного материала. На доске – лист ватмана, на котором изображена наша планета Земля На протяжении занятия ребята будут дополнять его наклеиваемыми картинками животных и растений, создав, таким образом, панно «Мы – жители Земли».

Характеристика оборудования учебного занятия.

Материалы: клей, плоды и семена растений.

Техническое оснащение: магнитофон.

Дидактический материал:

  • Панно из картона «Мы – жители Земли».
  • Аудиоматериал (голоса птиц).
  • Картинки животных, растений.
  • Жетоны в виде «даров природы» – цветочки, грибочки, рыбки и др.
  • Ребусы, шифрограммы, загадки.
  • Макеты смешных рожиц из цветной бумаги.
  • Экологический плакат.

Хронометраж учебного занятия:

  • организационный этап, 3 мин.
  • подготовительный этап, 3 мин.
  • основной этап, 27 мин.
  • контрольный этап, 4 мин.
  • рефлексивный этап, 3 мин.
  • итоговый этап, 3 мин.
  • информационный этап, 2 мин.

Продолжительность занятия: 45 мин.

Содержание занятия

Организационный этап (3 мин.)

– Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы с вами будем говорить об окружающей нас природе. Я думаю, что вы все любите природу? (да) Значит мы с вами единомышленники, и нам будет сегодня легко и приятно общаться. А знаете ли вы, что такое природа? (ответы детей) Правильно. Природа бывает живая и неживая. Неживая – это земля, песок, камни, глина, полезные ископаемые. А живая природа – это все живые организмы, живущие на Земле, в том числе и животные, и растения. Сегодня мы с вами постараемся узнать побольше нового и интересного об обитателях нашей планеты. Но для начала давайте познакомимся, но не обычным способом: мы же не на обычном занятии, а на занятии по изучению природы. Вот и начнем сразу знакомиться с живой природой. Каждый по очереди называет свое имя и название животного или растения на первую букву своего имени. А все живые организмы имеют свои отличительные качества. Так мы узнаем не только наши имена, но и свои отличительные качества. Давайте начнем с меня. Я – Любовь Геннадьевна, лисичка, я такая же мягкая и пушистая. (знакомство продолжается) Как много обитателей Земли мы вспомнили. Давайте продолжим знакомство с нашими «соседями по планете» 

Подготовительный этап (3 мин.)

– Кто же еще живет в доме под названием «планета Земля». Давайте притворимся инопланетянами и на своих звездолетах совершим путешествие на планету Земля (демонстрация плаката с Землей). Познакомимся с ее обитателями. Все вы перед занятием получили жетоны разных цветов: зеленые, красные и желтые, и сели за разные столы. Это будут ваши космические корабли. Ребята с зелеными жетонами – инопланетяне с «зеленой» планеты, с красными жетонами – с «красной» планеты, а «желтые» человечки прилетели с «желтой» планеты. А я – матушка природа, буду сопровождать вас в вашем путешествии, помогать и щедро вознаграждать самых активных и эрудированных знатоков природы своими дарами (грибочками, цветочками, рыбкой, ягодами и фруктами). Я покажу вам как красива Земля, как гармонично уживаются на ней очень разные животные и растения По мере знакомства с тем или иным жителем Земли, мы будем наклеивать картинку с его изображением на плакат (демонстрация плаката с Землей (приложение 1). В конце путешествия посмотрим, как преобразится Земля, когда на ней появятся ее живые обитатели и какое место среди них займет человек. А чтобы путешествие не было слишком утомительным, мы как настоящие путешественники будем делать «привалы», во время которых положено отдыхать, играть, соревноваться. Мы так и сделаем. И еще давайте договоримся: во время игры или конкурса та команда или участник, которые справилась с заданием, дают знать об этом хлопком в ладоши и своим позывным. У команды инопланетян с зеленой планеты – это «ква-ква», у «красных» – «кря-кря», у «желтых» – «кар-кар». Согласны? Тогда, в путь! Полетели! (дети встают, руки в стороны – имитация полета)

Основной этап (27 мин.)

– Внимание! Внимание! За бортом – планета Земля! Заходим на посадку, приземляемся. И вот мы на Земле. Ну а теперь идем пешком, чтобы полюбоваться красотой окружающей нас природы, понаблюдать за встречающимися интересными экземплярами. (детям предлагается веселая экологическая гимнастика)

«Дорога напрямик (взмах рукой вперед)
Пошли по лесу шурша листьями (разгребающие движения руками и шаркающие – ногами)
Ой, что это?! (руки перед собой)
Да это же лес! (руки в стороны)
Над ним не пролетишь (прыжок вверх)
Под ним не проплывешь (приседание)
Его не обойдешь (руки в стороны)
Дорога напрямик (руки вверх)
Пошли по лесу шурша листьями (разгребающие движения руками и шаркающие – ногами)»

Дети садятся.

– Посмотрите вокруг: мы в лесу. Чувствуете, как легко здесь дышится, какой свежий воздух, птичий гомон. А вот и полянка, давайте сделаем привал, и послушаем пение птиц. (запись голосов птиц – тетерев, чайка, кукушка, дятел, сорока). Кто это поет?

Команды за правильные ответы получают «дары»- грибочки, и приклеивают на панно «Мы – жители Земли» картинки этих птиц.

– А какая птица случайно залетела в лес, т.к. она здесь не живет? (чайка) Теперь понаблюдаем за животными, растениями. Может кого-нибудь увидим. (детям предлагается разгадать ребусы – кабан, лиса, кислица (приложение 2). Так кого же мы встретили? (ответы команд)

Команды получают заработанные «дары» и приклеивают картинки на панно.

– Ой, смотрите, чьи-то следы на земле (демонстрация следа зайца (приложение 3). Какие интересные! Давайте определим, кто же оставил этот след. Для этого посмотрите внимательно на таблички со словами «зуб» и «злак». Какая буква общая для обоих слов? Правильно, буква «З».Запомните, это первая буква загадочного животного, оставившего след. Теперь сравните эти два слова – «злак» и «ряса». (ответ – «А») Дальше – «ряса» и «яйцо» (буква «Я»), и, наконец, слова «яйцо» и «цирк» (буква «Ц»). Оказывается, в нашем лесу живут зайцы, приклеиваем его на наше панно. Ну как, ребята, отдохнули? Тогда отправляемся дальше.

«Дорога напрямик (взмах рукой вперед
Пошли по берегу шурша песком (разгребающие движения руками и шаркающие – ногами)
Ой, что это?! (руки перед собой)
Да это же водоем! (руки в стороны)
Над ним не пролетишь (прыжок вверх)
Под ним не проплывешь (приседание)
Его не обойдешь (руки в стороны)
Дорога напрямик (руки вверх)
Пошли по берегу шурша песком (разгребающие движения руками и шаркающие – ногами)»

Чувствуете, ребята, запахло морем, подул ветерок, слышны крики чаек. Мы с вами оказались на берегу большого водоема, где можно отдохнуть, позагорать и поиграть. Например, в «водный» аукцион. Вам нужно выбрать в своей команде лучшего знатока водных и околоводных обитателей. (знатоки выходят в центр, и по очереди называют водных и околоводных животных на каждый шаг, без остановки; выигрывает тот, кто их больше назовет) Победителю предоставляется право приклеить на панно очередного «жителя».

Ребята, пока мы играли, нам пришла СМС от рыбки, она хочет нам сказать что-то важное. Кто умеет читать СМС по рыбачьи? (командам предлагается прочитать шифрограмму – «Вода – источник жизни» (приложение 4) Вот какую важную информацию мы узнали. Спасибо, рыбка! Мы это запомним.

Ну что, инопланетяне, позагорали, а теперь поплаваем (детям предлагается встать и с плавательными движениями руками обойти стол). Кто быстрее доплывет до берега? (дети садятся) Продолжим наше путешествие.

«Бродя по незнакомым тропам
Мы оказались на лугу
Давайте отдохнем немножко
И проведем игру»

В воздухе запахло ароматом трав, рядом стрекочут кузнечики, а над цветами кружат очень красивые насекомые. Они ассоциируются у нас и с самолетом, и с гусеничным танком. Так кто же они – эти прекрасные творения природы и чем напоминают нам об этой боевой технике (бабочки имеют крылья и развиваются из гусениц) Наклеим и бабочку на наше панно.

Давайте теперь присмотримся к луговым травам. Я хочу предложить вам познакомиться с семенами и плодами некоторых растений. Думаю, вы без труда их определите. А какие из данных растений можно встретить на лугу? (шиповник, дуб, подсолнух, тыква, горох, ромашка)

Ребята, посмотрите-ка на небо, как интересно кружат птицы: кто-то летает стайками, кто-то косяком, а журавли, например, летят клином. Может и мы полетаем вместе с ними. (подвижная игра «Перелет птиц») Раз уж мы научились летать как птицы, полетим дальше. Нас ждут новые открытия. ( взмахи руками)

Внимание, ребята! Мы пролетаем над городом. Давайте приземляться, иначе злые люди могут спутать нас с птицами и подстрелить, К сожалению, такое бывает. Человек – тоже частичка природы, но в отличие от других живых существ, он умеет думать, т.е. обладает разумом. И по своей воле может что-то делать, а что-то не делать. Часто человек наносит вред природе не потому, что он вынужден это сделать для своего блага, а просто по незнанию или не думая. Вот поэтому нужно лучше знать природу, чтобы разбираться, что можно делать без особого вреда для нее, а что нельзя. И что из всего этого получится, если люди будут мало знать или мало думать. Вот такой он – человек разумный. И хоть он не всегда бывает разумным, он, так же как другие живые существа, имеет право жить на планете Земля и любоваться красотой своей родной природы. Поэтому мы приклеим фигурку человека на панно. А кто соседствует с человеком в городе, насыщает воздух кислородом, очищает его, позволяет восхищаться своим пением? Это мы узнаем, отгадав загадки. Из первых букв отгадок прочтем важную для нас фразу (буквы вывешиваются на доске по мере отгадывания загадок). И конечно же наклеим соответствующие картинки на панно (приложение 5).

Получилась фраза «Природа – наш дом»

Контрольный этап (4 мин.)

– Вот и закончилось наше путешествие на планету Земля. Каждая команда заработала «дары природы». Кто-то больше, кто-то меньше. (Подсчитываются «дары» Лучшая команда получает призы) Природа всегда щедро вознаграждает своих настоящих друзей, тех, кто ценит ее и с уважением к ней относится. Я убедилась, вы – хорошие ребята и не причиняете вреда нашим «меньшим братьям».

Рефлексивный этап (3 мин.)

– Ребята, вам понравилось путешествие со мной, матушкой-природой? Я очень довольна вами. Скажите мне, а вы сами довольны? Что вам больше понравилось? Какое у вас настроение? Тогда я предлагаю вам отблагодарить матушку природу своими улыбками и украсить ими нашу Землю на панно. Выберите себе соответствующую вашему настроению смешную мордашку из цветного картона и наклейте по окружности Земли.

Дети наклеивают картонные мордочки разного цвета и с разными гримасами (радостными, безразличными, грустными), соответствующие их настроению Наша планета стала еще краше от ваших улыбок.

Итоговый этап (3 мин.)

– Мы очень плодотворно потрудились на занятии. Вы узнали для себя много интересного. Посмотрим на панно «Мы – жители Земли», что же у нас получилось. Вся Земля заселена жильцами – растениями, животными. Их очень много. И посреди этого многообразия – фигурка человека. Получается, что хозяин Земли, как считает себя человек, занимает среди других живых существ очень скромное место. Значит, мы можем сделать вывод:

Земля – наш дом, наш и наших соседей по планете. А человек – всего лишь маленькая часть природы, но, в отличии от других обитателей природы, он разумен и может управлять своими действиями.

Я надеюсь, что вы всегда будете разумны в полном смысле этого слова: будете с уважением относиться к нашим «соседям» по планете, ответственно вести себя в природе.

Информационный этап (2 мин.)

Ребята, я надеюсь, вы поняли, что познавать природу очень интересно. И вы захотите сами побольше узнать об окружающей нас природе. В этом вам помогут книги (демонстрация книг (приложение 6))

И, в заключении нашего занятия ,

«давайте вспомним верный принцип,
Что у маленького принца
Ты проснулся на рассвете
Так планету прибери.
Чтоб было море синим,
И белоснежным иней
И розовело небо от утренней зари.
Тогда мы чудо сотворим
Свою планету превратим
В планету, где будет много света,
В планету, где будет много лета,
Где солнце, птичьи голоса
И на траве – зеленая роса»