Урок-конференция "Природа — лучшая аптека"

Разделы: Биология


На подготовку урока – конференции требуется две недели. В течении этого времени учащиеся совместно с учителем выполняют большую работу:

  1. Готовят экспонаты.
  2. Разрабатывают сценарий урока.
  3. Работают с дополнительной литературой.
  4. Определяют объём материала и примерное содержание выступлений.

Цели урока:

  1. Углубить и расширить знания о лекарственных растениях Забайкалья.
  2. Сформировать у школьников бережное отношение к природе.
  3. Выработать экологическую культуру.
  4. Дать понятие о рациональном использовании природных ресурсов.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с растениями Каларского района, обладающими целебными свойствами.
  2. Дать правила сбора и хранения лекарственных растений.

Оборудование:

  1. Гербарий “Лекарственные растения Забайкалья”.
  2. Таблица –календарь сбора лекарственных растений .
  3. Выставка литературы “Кладовая природы” (травники )
  4. Стенд “Лекарственные растения Каларского района”
  5. Видеофильм “ Сила волшебных трав”.
  6. Рабочая страница с таблицей “ Лекарственные растения Забайкалья” – 20 шт.
  7. Листовки –обращения акции “Осторожно! Первоцветы!” (учащихся 9-11классов)
  8. Выставка лекарственных растений ,которые можно приобрести в аптеке.
  9. Карточки “ Правила сбора лекарственных растений” – 15 шт.

Учитель: Среди обычных растений, которые растут в лесах Забайкалья много лекарственных растений. В этой природной аптеке можно найти лекарства от различных заболеваний.

В Каларском районе насчитывается 76 видов лекарственных растений, 41 вид растений – источники пищевого и витаминного сырья, 141 вид – кормовых растений. Из лекарственных растений большой интерес представляют : плаун годичный, лук скорода, горец птичий, можжевельник сибирский и др. Из пищевых и витаминных в первую очередь – ягодные растения : голубика, брусника, клюква, жимолость, смородина красная и др. Сегодня мы познакомимся с лекарственными растениями Забайкалья, узнаем какими целебными свойствами они обладают, при каких заболеваниях ими пользуются, где они растут, как правильно их собирать и хранить. Ребята, все данные о растениях вы будете записывать в таблицу “Лекарственные растения Забайкалья” (карточки с таблицей раздаются на каждую парту).

Название растения Среда обитания Время сбора Используемая часть растения При каких заболеваниях используется
           

1-й ученик: Я расскажу о Родиоле розовой. В высокогорье , на щебнистых склонах гор, по берегам горных нашего района можно встретить довольно невзрачное растение: несколько толстоватых сочных стеблей с мясистыми листьями, покрытыми сизым восковым налётом. В конце июня- начале июля на верхушке распускаются зеленовато-жёлтые мелкие цветки, собранные в густое соцветие. Это типичный облик представителя семейства толстянковых. В народной медицине родиола розовая известна под именем “ Золотой корень”. Жители Алтая употребляли это растение для повышения работоспособности , приписывали ему магические свойства и складывали легенды. Например, существовало такое поверье, согласно которому тот, кто отыщет “Золотой корень”, до конца своих дней будет удачлив, здоров и проживёт два века. Поэтому коренные жители Алтая и нашего северного Забайкалья тщательно скрывали места произрастания родиолы , а способы её употребления были окружены тайной, которая передавалась по наследству.

Учитель: Первые широкие научные исследования по влиянию препаратов родиолы розовой на организм человека были проведены только в 1961 году по инициативе сибирского ботаника В,П. Крылова. Сегодня в лекарственных целях используются корневища и корни родиолы. Корневище используют для приготовления тонизирующих напитков, а вот в Болгарии из него получают напиток “Золотой Алтай”, в России – аналогичный “Байкал”. На прилавках магазинов можно встретить чай с родиолой, который очень вкусен и полезен.

2-й ученик: Род Родиола насчитывает 50 видов, произрастающих в умеренном поясе Северного полушария, главным образом ,в горах Азии. В России представителей этого рода можно встретить в Западной Сибири (Алтай, Саяны), в Восточной Сибири, Якутии , Забайкалье и на Дальнем Востоке. Это растение многолетнее, Размножается вегетативно – корневищем. Поэтому при неправильных заготовках, когда выкапываются все растения , в том числе и молодые, родиоле может угрожать исчезновение. Так как родиола розовая произрастает в труднодоступных местах, и запасы её истощаются – проводится большая работа по культивированию этого вида. Её выращивают в Главном Ботаническом Саду в Москве , а также в предгорьях Алтая. При культивировании родиолы заметили интересную особенность: в культуре растение развивается очень быстро, рано зацветает , корневище достигает крупных размеров в короткий срок, но количество веществ, благодаря которым она обладает лечебными свойствами, уменьшается. В Забайкалье запасы этого растения не велики и поэтому родиола нуждается в охране. Её нельзя выкапывать вблизи населённых пунктов, нельзя производить заготовки на одном и том же месте чаще одного раза в 15 – 20 лет. В Забайкалье родиола розовая охраняется на территории Сохондинского заповедника.

Учитель: Подорожник большой – его по праву можно назвать другом путешественников и туристов. Его можно встретить на обочинах полевых и луговых дорог, его широкояйцевидные листья погибают под колёсами машин, под ногами вечно спешащего человека. Давайте посмотрим видеофрагмет фильма “Сила волшебных трав” и ответим на следующие вопросы: (вопросы лучше всего записать на доске).

  1. Какие части растения используются в современной медицине?
  2. При каких заболеваниях можно обратиться к подорожнику?

(Ребята смотрят видеофрагмент ,записывают нужную информацию в таблицу и устно отвечают на вопросы учителя).

3-ученик: Широко распространённый одуванчик лекарственный относится к семейству сложноцветных. Все части растения содержат млечный сок, а вот золотисто-жёлтые цветки собраны в соцветие - корзинка. Давайте посмотрим на модель цветка одуванчика (показывает модель цветка), у него они язычковые и после цветения в корзинке образуется до 200 семян, снабжённых летучками, благодаря которым семена одуванчика далеко разносятся ветром.

Учитель: Одуванчик не зря называют лекарственным. В народной медицине его используют давно и считают “живым эликсиром”, хорошо влияющим на пищеварение и помогающим от бессонницы. Заготавливают корни одуванчика осенью, их мелко нарезают, сушат . Высушенные корни используют для повышения аппетита, млечным соком смазывают мозоли , бородавки, листья при малокровии, болезнях кожи.

4-й ученик: А я хочу познакомить вас ещё с одним растением из семейства сложноцветных. Его назвали тысячелистником за листья ,рассечённые на многочисленные мелкие дольки. Это растение можно встретить повсюду: в полях, на лугах, опушках лесов, по оврагам, среди кустарников. Сок тысячелистника применяли на Руси в 14 веке как ранозаживляющее и кровоостанавливающее средство. Его разминали и накладывали на рану. В цветках этого растения содержатся эфирные масла, которые губительно действуют на многие бактерии, может быть ,когда свойства этих масел будут изучены подробно изобретут новый препарат для борьбы с инфекционными заболеваниями. Сегодня садоводы отваром тысячелистника опрыскивают растения, поражённые тлёй.

Учитель: Вы, ребята познакомились сейчас с некоторыми лекарственными растениями, узнали, при каких заболеваниях их используют. Но мало научиться узнавать эти растения – надо помнить, что при массовой заготовке лекарственных растений резко сокращается их численность.

5-й ученик: На территории нашего района произрастает хвощ полевой – это одно из самых древних растений на нашей земле. Он всё ещё не разучился делать то, на что уже не способны растения “помоложе” – забирать из земли кремневую кислоту. В растении кремневая кислота присутствует в растворённом виде – в соке. Сок хвоща полевого применяют для укрепления тканей организма человека, а также для образования лейкоцитов. В народной медицине траву хвоща применяют при лечении печени, туберкулёзе лёгких, при заболеваниях кожи. Экспериментально выявлено, что хвощ выводит свинец из организма. В настоящее время на территории Каларского района оказались на грани исчезновения такие ценные лекарственные растения как горицвет весенний, родиола розовая и другие. Эти растения занесены в Красную книгу Забайкалья и Красную книгу Каларского района. На местах их распространения создаются заказники, запрещается сбор растений частными лицами.

Учитель: Ребята! Очень важно знать, какие органы растений можно собирать, в какое время дня это лучше всего делать, как сушить и хранить собранное сырьё. Ведь в разное время растение может содержать различное количество лекарственных средств. Хочу познакомить вас с правилами сбора лекарственных растений: (правила сбора лекарственных растений распечатать на каждую парту – 15 шт.)

  1. Собирать растения следует в сухой, солнечный день, после того как они обсохнут от росы.
  2. Корни и корневища можно выкапывать только в сырую погоду.
  3. Цветки и соцветия собирают в начале цветения.
  4. Листья собирают в период цветения.
  5. У некоторых растений (тысячелистник ,пустырник, зверобой)заготавливают стебли с листьями и цветками.
  6. Помните ! Нельзя выдёргивать растения, надо срезать их ножом.
  7. Плоды и семена собирают выборочно по мере их созревания.
  8. Сочные плоды надо собирать рано утром или поздно вечером.
  9. Корни, корневища, клубни заготавливают осенью, после увядания надземных частей. Их выкапывают ,осторожно стряхивают землю, промывают проточной водой и раскладывают на траве или мешковине, чтобы они подсохли.
  10. Нельзя собирать растения вблизи дорог, так как придорожные растения накапливают в своём организме ядовитые вещества, которые могут вызвать у человека отравления и опасные болезни.
  11. При заготовке лекарственных растений следует работать в перчатках, после работы вымыть руки с мылом.

6-й ученик: При заготовке лекарственных растений надо обязательно знать правила их сушки. С этими правилами я познакомился при работе с дополнительной литературой, которую для меня подобрали работники школьной библиотеки и теперь я хочу вас познакомить с этими правилами, так как знаю, что родители многих учащихся нашей школы заготавливают лекарственные растения.

  1. Сушить собранные части растений надо сразу на мешковине или чистом листе бумаги слоем 1-2 см.
  2. Если за день сырьё не высохло, его на ночь следует убрать в закрытое помещение.
  3. Лучше сушить в тени, хорошо проветриваемом месте.
  4. Сушка считается законченной, если листья и цветки легко растираются в руках, стебли и корни ломаются, плоды рассыпаются – не образуя комков.

Учитель: Дорогие, ребята, помните ! Вы можете помочь сохранить ценные лекарственные растения и первые весенние цветы : подснежники, багульник, которые варварски истребляют жители городов и сёл для наживы собственного кармана, не думая о том, что же останется детям , внукам, правнукам. Сегодня я предлагаю вам познакомится с работой учащихся 9-11 классов – Акция : “Осторожно! Первоцветы!”.

(На каждую парту раздаются листовки –обращения . Учащиеся их читают и выбирают лучшие, для подготовки материала акции “Осторожно! Первоцветы!” в районных газетах “Свежий номер” и “Каларская звезда”,которые будут печататься до 5 июня – Всемирного дня охраны окружающей среды).

7-й ученик: А знаете ли вы что такое витаминные сборы – чаи?

(Рассказывает о том, что такое “лесной чай”. Предлагает рецепты витаминного чая и советует заготавливать листья шиповника, смородины, малины и др. лекарственных растений).

Учитель: Сегодня мы с вами узнали , что природа – это аптека, в которой можно отыскать средство от любого недуга , но в настоящее время многие лекарственные растения становятся всё большей и большей редкостью. Всему человечеству надо приложить все силы по сохранению наших лесов, в которых мы всегда найдем зелёную аптеку и всегда помнить прекрасные строки, написанные поэтом Сергеем Смирновым:

Есть просто храм, есть храм науки,
А есть ещё природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Всегда, в любое время суток
Он нам открыт , в жару и стынь…
Входя в него , будь сердцем чуток –
Не оскверняй его святынь !

РАБОЧАЯ СТРАНИЦА

Таблица: “ Лекарственные растения Забайкалья”

Название растения Среда обитания Время сбора Используемая часть растения При каких заболеваниях используется
1. Родиола розовая        
2. Одуванчик лекарственный        
3. Тысячелистник        
4. Хвощ полевой        
5. Подорожник        

Литература:

  1. Губанов И.А., Киселёв К.В., Новиков В.С. Дикорастущие полезные растения.- изд.,доп.М.: издательство МГУ, 1993 г.
  2. Гусев Н.Ф., Гусева С.Н., Крутова Т.А.Растения на службе человека. М.: АО “Ника-5”,1992.
  3. Чегодаев А.Е. Удивительный мир растений. СПб.: Гидроиетиоиздат,1992 г.
  4. Набор открыток “Зелёная аптека”
  5. Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике.Москва,1978 г.
  6. Экология растений Забайкалья. Выпуск № 6 (Гилёва М.В), выпуск № 5 (Попова О.А)
  7. Журналы “Здоровье” .Раздел “Лекарственные растения”.
  8. Довженко А., Довженко В.Тайны зелёной аптеки. Симферополь. “Крым”,1967.