Урок математики в 1-м классе по системе Л.В. Занкова "Состав числа 13"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  1. Познакомить учащихся с составом числа 13;
  2. Начать заучивать таблицу сложения;
  3. Закрепить знания учащихся по нумерации чисел в пределах 10,20;
  4. Развитие познавательной активности учащихся;
  5. Совершенствовать мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления;
  6. Развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание;
  7. Расширять кругозор учащихся об окружающем мире.

Оборудование: Презентация “Солнечная система” с планетами, астероидами, кометами, метеоритами; инопланетянин из геометрических фигур, цепочка примеров, ракета с числами, индивидуальные карточки-лесенка.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

- Сегодня у нас будет не обычный урок математики, а “космический”. Мы отправимся в путешествие по звездному небу. Девизом урока будут слова: “Ведь даже изучать что-то новое нелегко, а как трудно что-то изобретать, придумывать, открывать”. А открывать загадки звездного неба нам поможет…

Я – веселый человечек.
Как зовут меня – секретик.
Перед вами я стою.
Из чего я состою?

- Молодцы. Этого человечка зовут инопланетянин Ин. И он нам поможет в путешествии по солнечной системе. Выполняя верно задание, мы будем узнавать о планетах Солнечной системы. Планеты – это небесные тела, которые вращаются вокруг большой звезды – Солнца. Для того чтобы узнать, сколько планет вращается вокруг Солнца, необходимо решить цепочку примеров.

II. Устный счет.

- Солнце – ближайшая звезда, которая объединяет в свою семью 9 планет. Как объединяет? Да собственной силой притяжения. Так и кружатся, вертятся вокруг Солнца планеты: большие и малые, жаркие и холодные. Планетам в Солнечной системе даны имена римских богов. Выполняя правильно задания, мы узнаем о планетах Солнечной системы.

- Кроме планет, В Солнечной системе есть другие небесные тела: метеоры, метеориты, астероиды, кометы.

Решите задачу:

Астероид тяжелее кометы, комета тяжелее метеорита. Что тяжелее? А что легче?

Астероид – неправильной формы небесные тела.
Комета – называют волосатой, хвостатой. Состоят из ядра, газовой оболочки и хвоста.
Метеориты – упавшие на землю космические тела.

Мы прибыли на первую планету – Меркурий. Эта планета расположена ближе всех к Солнцу. Вокруг Солнца она вращается быстрее, чем вокруг себя. Вот и получается, что 1 год на этой планете длиться день, а другой – ночь.

- Путешествие продолжается. Следующую планету узнаете, выполнив, это задание-лесенка.

- Работаем в парах. Проверяем. Молодцы.

Вторая планета – Венера. Самая яркая планета. Она укутана в плотное газовое покрывало. Венера вращается по часовой стрелке, поэтому Солнце восходит на западе, а заходит на востоке.

- А сейчас летим дальше. Ракета принесла задание. Пропущены числа. Какие?

- А почему такое число вставили?

(ДЕТИ : Потому, что к 9+3=12 и т.д.)

Открываю запись.

9+3=12;
8+4=12;
7+5=12;
6+6=12.

- Молодцы. И третья планета от Солнца наша с вами Земля.

Из всех планет Солнечной системы жизнь есть только на ней. Всем надо беречь нашу родную планету. Она дает нам свои богатства: воздух, воздух, тепло.

III. Объяснение нового материала.

- Как называются числа при сложении?
- А теперь увеличьте в каждой сумме второе слагаемое на 1. Сколько получилось? (Дети: 13).
- Запишите в тетради на странице 34 №67 эту сумму и значение. Какие суммы еще не записаны?
- Кто же скажет тему нашего урока?

(Дети отвечают).

СОСТАВ ЧИСЛА 13

- Значит 13 это сколько и сколько?

Четвертая планета Солнечной системы – Марс, ближайший сосед планеты Земля. Он очень похож на Землю. У Марса два спутника. И самые высокие горы в Солнечной системе. Названа в честь бога войны.

IV. Физминутка.

Руки ставим все в разлет
Отправляемся в полет.
Мах крылом туда сюда
Делай раз и делай 2
1 и 2, 1 и 2
Руки в стороны держите
Друг на друга посмотрите
1 и 2, 1 и 2
Опустите руки вниз
И на место все садись.

Пятая планета – Юпитер. Самая большая планета Солнечной системы. Она укутана разноцветными облаками. В земном понимании на планете нет ни клочка суши – сплошной океан из жидкого газа.

V. Закрепление нового материала.

- Открываем учебники и находим №68. Выполняем…
- Выполнили. Молодцы!

И шестая планета – Сатурн. Она самая легкая. Можно подумать, что она вращает обручи. Но это кольца из осколков льда и камней.

- Следующий №70.
- Обсуждаем вместе, в парах. Проверяем.

(Дети: нижний рисунок не соответствует развитию событий на 2 остальных, т.к. на нем одни и те же дети и купаются и находятся на берегу. Надо зачеркнуть лишних. На берегу играло 7 детей, 3-е детей пошло купаться. На берегу осталось 4 ребят).

- С этим заданием справились и 7 планета Солнечной системы – Уран.

Эта планета, как и Венера, вращается по часовой стрелке.

№71

- Читаем задание. Выполняем .

(Ряды даются на доске).

20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

- На сколько каждое число 2 строки меньше стоящего над ним?

(Дети: на 10).

- А если уменьшим числа 2 строки на десяток?

Запишите.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

- Молодцы! Справились с заданием и восьмая планета – Нептун. В честь бога моря. Это холодная планета, находится далеко от Солнца.

VI. Итог урока.

- С какой новой темой вы сегодня познакомились? (Дети: с составом числа 13).
- Так 13 – это сколько и сколько? (Дети отвечают).
- С заданиями вы справились и девятая планета – Плутон. Самая удаленная от Солнца и самая маленькая. Названа в честь владыки подземного мира.

VII. Домашнее задание.

- Планета Плутон принесла домашнее задание. Записать новый столбик в таблицу сложения и выучить.