Урок литературы в 11-м классе по теме "Нравственные уроки в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Разделы: Литература


Цели:

  1. Рассмотреть особенности постановки нравственных проблем и пути их решения в романе. Доказать современность поставленных Булгаковым проблем в области морали и нравственности.
  2. Развить навыки анализа произведения, умения сопоставлять, выделять главное, делать выводы, обобщать, давать характеристики героям.
  3. Воспитание нравственных качеств учащихся, желания жить по чести и совести.

Оборудование.

Портреты Булгакова, выставка литературы о романе “Мастер и Маргарита”, диск с фильмом по роману.

Эпиграфы:

Каждому будет дано по его вере

Библия.

Нет Бога – все дозволено.

Ф.Достоевский.

Ход урока

I. Вступление. Слово учителя

Сегодня мы начинаем изучение одного из интереснейших произведений XX века – романа “Мастер и Маргарита”. Запишите тему урока: “Уроки нравственности в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита” и эпиграфы, к которым мы будем обращаться в течение урока. Сегодня мы рассмотрим нравственные проблемы, которые ставит и решает автор, проблемы столь же давние, как и история человечества.

Роман занимает особое место в русской литературе. Ничего похожего по проблематике, композиции, системе образов, стилю еще не создавалось. До сих пор роман вызывает острую полемику. Так, его категорически не принимает церковь. До сих пор появляются различные гипотезы и трактовки. Роман во многом не разгадан и сегодня. И у каждого читателя – свое восприятие романа. Обратите внимание на эту выставку – о Булгакове и его романе пишут протоиерей Русской православной церкви за рубежом и современник писателя, ученый-физик и читатель-студент, известный критик и коллега по творчеству. И у каждого – свой Булгаков, свой Мастер, своя Маргарита…

С выставкой вас познакомит ваша одноклассница Алена.

Видите, сколько людей столько и мнений. Вы тоже прочли роман впервые, и у вас тоже сложилось какое– то мнение о нем, возникли мысли, вопросы. Обратимся к вашему домашнему заданию – сочинению-миниатюре “Мои мысли о романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Выступления учащихся (3-4 выступления)

Да, сложно понять роман с первого чтения. Попытаемся раскрыть некоторые его тайны. Итак, в путь, читатель!

II. Анализ романа

В романе дано изображение двух миров – современного Булгакову– Москвы 30х годов и мира библейских времен, который удивительным образом раскрывает проблемы современности, в том числе и нашей. Поэтому этот роман можно назвать романом – предчувствием, романом– предвидением, это роман о своем времени и времени вообще.

а) Литературная Москва.

.Булгакову, как писателю, было важно прежде всего показать, используя острые сатирические приемы, Москву литературную. Ведь он был писателем, и то, что происходило в 20-30 годы по отношению к искусству, было для писателя абсолютно неприемлемым. Итак, прогуляемся по ресторану “Дом Грибоедова”.

– Можно ли увидеть здесь знакомые лица?

– Докажите, что так называемые писатели далеки от настоящей литературы.

– Какие сатирические приемы использует автор?

– Что волнует писателя, чего опасается автор?

Вот таков он, писательский мир: сплетни, пустые разговоры, грызня за дачи и квартиры и ни слова – о литературе.

– Почему Мастер в ответ на вопрос “Вы – писатель?” сурово ответил: “Я – Мастер”? (звание писателя в 30-е годы потеряло свою значимость, дискредитировано).

Возглавляет литературную организацию “Массолит” Берлиоз. Дайте характеристику этого деятеля с двух позиций : 1 вариант– с точки зрения членов Массолита, Ивана Бездомного, 2 вариант– с вашей позиции, ведь вы хорошо изучили литературные процессы той поры, знаете жизнь Булгакова, Зощенко, Ахматовой, которых такие Берлиозы обрекали на моральную смерть, забвение.

Выступления учащихся

Неоднократно Булгаков повторяет библейскую фразу: “Каждому будет дано по его вере”. Только в понимании Булгакова вера– это смысл жизни, и на ее основе проявляется нравственный уровень любого из персонажей. Вера во всемогущество денег – кредо буфетчика, вера в любовь – смысл жизни Маргариты; вера в доброту – определяющее качество Иешуа.

– А за какую веру так жестоко наказан Берлиоз?

Его правда – это официально утвержденные истины. Но вся беда в том, что он не только сам верит в коммунистические догмы, но и требует этого от своих подчиненных. Под его идейным руководством литература становится школой не духовной свободы, а духовного рабства, утрачивая при этом высокие нравственные идеалы литературы XIX века. Поэтому для Берлиоза немыслимо существование таких писателей, как Булгаков, Пастернак, Платонов. Такие Берлиозы писали доносы, и именно из-за них Мастера оказывались в лагерях Гулага, в последующие десятилетия – в психиатрических больницах, позже их ждала насильственная депортация из страны и всегда– моральное унижение, лишение возможности говорить с читателем.. Поэтому так жестоко наказан Берлиоз.

б) Московское общество

“Горожане сильно изменились внешне, как и сам город, впрочем”. Изменились ли эти горожане внутренне?

Посмотрим отрывок из фильма, посвященный выступлению Воланда в Варьете.

– Совпадают ли ваши впечатления о романе с режиссерским пониманием произведения?

– За что наказаны горожане? Найдите строки, точно раскрывающие пороки московского общества.

“Ну что же… они-люди как люди.

Любят деньги, но ведь это всегда было…

Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи или из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди…”

– Москва– это еще и Степа Лиходеев, Босой и др. За что наказаны они? Что дано им по их вере?

Выступления учащихся.

Вывод: это общество основано на материальных, классовых, политических интересах. А как же нравственные ценности? Потерян самый главный стержень -совесть. Совесть, по мнению Булгакова, внутренний компас человека, его моральный суд над собой, моральная оценка своих поступков, потому что “ все прогрессы бесчеловечны, если рушится сам человек”.

в) История о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри.

– Почему из современной Булгакову действительности автор переносится на века назад? (решаются нравственные вопросы в любое время; проблема совести вечна).

Автор берет библейскую историю о возведении Иисуса Христа на Голгофу. Но Иешуа не Бог, а нищий бродяга– философ, несущий идеал добра, сострадания и отваги. И библейскую историю Булгаков использует для раскрытия вечных проблем нравственности.

– Какие нравственные проблемы решаются в главах, посвященных Понтию Пилату и Иешуа?

Что такое добро и зло? Что есть истина? В чем смысл человеческой жизни? Ответственность человека за его деяния. Человек и его вера. Человек и власть.

– В чем обвиняет Понтия Пилата автор?

– Понтий Пилат убежден в невиновности Иешуа. Почему же все-таки подписал приказ о его смерти?

Вывод: слова Иешуа о верховной власти испугали Пилата. Из-за боязни доноса, страха погубить карьеру Пилат идет против голоса человечности и совести. Потом он пытается эту совесть приглушить: отдает приказ об убийстве Иуды, о прекращении мучений Иешуа. Но: не может быть морального выкупа за трусость. “Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков”, – слышит во сне Пилат слова Иешуа. Что отвечает ему Пилат? “Нет, философ, я тебе возражаю. Это самый страшный порок”.

Также автор говорит о нравственной ответственности человека, наделенного властью.

– Как был наказан Пилат? В чем сила этого наказания?

История, далекая от наших времен. Но так ли она далека?

(Проблема выбора вечна)

Два мира, но объединяет их одно – наличие людей, потерявших внутренний стержень – совесть. И человечество давно бы уже исчезло, если бы не было таких людей, как Иешуа.

(Свои мнения высказывают учащиеся)

Почему Иешуа не спас себя, ведь достаточно было отказаться от своих слов?

Вывод: всегда трудно – оставаться самим собой. Но в этом – высшая ценность человека.

Заключение.

Обратите внимание на эпиграф: “Нет Бога – все дозволено”. Для Булгакова Бог – это прежде всего носитель морали и нравственных качеств, из – за отсутствия которых ушел в небытие Иешуа, испорчено новое общество новой страны, а современная жизнь рождает все больше Пилатов. Но роман не оставляет ощущения безнадежности – ведь каждому воздастся по его вере.

От каждого из нас зависит, кто мы в душе – Понтии Пилаты или Иешуа и есть ли в нас тот внутренний стержень, что называется совесть.

Д/задание: образы Мастера и Маргариты.

Индивидуальные задания: “Смысл названия произведения”, “Бал у Сатаны”, “В чем смысл появления Воланда и его свиты?”.