Сборник уроков по внеклассному чтению в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Урок 1. «Что такое хорошо?...»

Тема: А.Гайдар «Совесть».

Цель: Развивать навык чтения, чтение выборочное и чтение по ролям.

Воспитательная цель: Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Ход урока

1. Чтение рассказа «Совесть» учителем.

Нина Карнаухова не приготовила урока… И решила не идти в школу.

Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.

А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.

– Несчастный прогульщик! – строго сказала она.

– И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

– Нет! – удивленно ответил малыш. Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Нина вернулась, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели на ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

2. Словарь.

Болтается – ходит без дела.

Украдкой – тайно.

Смекнула – сообразила.

Подшутить – сделать предметом забавы.

Прогульщик – человек, который прогуливает, пропускает.

Добродушный – добрый.

Вышмыгнула – выскочила.

Грызла совесть – мучила совесть.

3. Чтение рассказа детьми по цепочке.

4. Ответы на вопросы.

Как Нина попала в рощу?

Кого она здесь встретила?

Почему малыш оказался в роще?

5. Чтение 1, 2, 3 абзаца.

Как Нина решила скрыть, что она не приготовила урока.

Прочитай, что она для этого сделала.

Прочитай, как Нина встретилась с малышом. (про себя)

6. Подготовься к пересказу этого отрывка.

7. Чтение рассказа до конца детьми по цепочке.

Почему, вернувшись в рощу, девочка заплакала?

8. Чтение пословиц.

Совесть без зубов, а грызет.

В ком есть стыд, в том есть и совесть.

Почему автор назвал рассказ «Совесть»?

(Девочка поняла, что она поступила плохо. Ей стыдно, совестно было перед малышом.)

9. Итог урока.

Как бы вы поступили в подобном случае?

Кто из героев вам нравится? Почему?

Урок 2. Уж небо осенью дышало…

Тема: Г.Скрибицский «Осень».

Цель: Развивать навык чтения, углубить знания о природе, установить связь явлений и событий.

Воспитательная цель: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Ход урока

1. Чтение рассказа учителем.

Незаметно прошло жаркое, солнечное лето. Дни стали короче. По небу поплыли серые тучи. Как сквозь сито засеял из них мелкий и холодный дождь.

Трава на лесной полянке порыжела, цветы завяли, и на поверхности луж, как разноцветные лодочки, уже плавают первые осенние листья.

Хмуро темнеет из травы муравьиная куча. муравьи начали постепенно уходить под землю, в глубь своего жилища, и уже редко показываются наружу.

Возле старого пня выросли два гриба подосинника с ярко-красными, как осенние листья, шапочками. Они весело выглядывают из пожелтевшей травы и будто радуются осеннему дождику.

Но недолго пришлось им красоваться на полянке. С соседней елки заметила их шустрая белочка. Быстро спустилась она с дерева на землю, подбежала к грибам, откусила один, взяла в зубы, да и назад – на дерево. Засунула грибок между сучками и опять на землю, за вторым, спустилась. Это белка себе на зиму грибы готовит.

В это же время в кустах под деревом готовится к зиме колючий ежик. Он натаскал в ямку у самых корней, сухую траву, листья, мох, устроил себе на зиму теплое гнездышко. По утрам целые стаи птиц пролетали над полянкой. Птицы летели зимовать на юг, туда, где и зимою тепло. Все лесные жители, каждый по-своему, готовится к зиме.

Медленно вылез из лужи тритон и пополз на свою зимнюю квартиру- в старый пень. Жуки и букашки тоже туда зимовать забрались. И проворная ящерка в норку под корнями залезла, свернулась там в густое колечко. И превратился старый пень в терем-теремок.

Попрятались лесные жители от холода, перебрались в зимние квартиры, опустела полянка. Теперь не увидишь на них ни бабочек, ни жуков, не услышишь веселых птичьих песен.

А ветер шуршит желтыми листьями и поет. Поет, будто рассказывает о том, что скоро по небу с севера поползут тяжелые тучи и всю землю укроет белый холодный снег. И под эту песню засыпают в своих квартирах и ежи, и ящерки, и тритоны, и другие лесные жители. Засыпают крепким сном до будущей весны.

2. Словарь.

Тритон – ящерица, живущая на суше и в воде.

Зимняя квартира – место, где проходит зимовка.

3. Чтение рассказа детьми.

4. Работа по содержанию.

О каких животных рассказывает автор?

Чего все испугались?

5. Выборочное чтение 1, 2, 3 абзаца.

Какие изменения произошли в природе?

6. Рассказы детей.

Как готовятся к зиме лесные жители?

Где нашел убежище еж, тритон, ящерица, муравьи, белка?

Как называет автор старый пень?

7. Прочитать 2 последних абзаца.

До каких пор будут спать животные и насекомые?

О ком мы еще не говорили сегодня? (о медведе, зайце, волке)

Кто, что знает о них?

8. Вывод.

В природе все взаимосвязано.

Именно природа меняет образ жизни животных и насекомых.

Вы согласны со мной?

Почему в сентябре изменяется образ жизни животных? (похолодание, уменьшение корма.)

Надо ли собирать грибы с деревьев?

9. Итог урока.

Что сегодня запомнил на уроке?

Полностью комплект уроков приведен в Приложении.