Классный час. Тема: "Родина моя"

Разделы: Начальная школа


Музыкальный  фон:  "Утро  школьное, здравствуй".

Чтецы:

1. Если ты с утра проснулся
И увидел за окном:
Все нарядны и с цветами,
И веселья полон дом;
Если видишь: по дороге
Много школьников идёт –
Значит, наступила осень,
Начался учебный год.

2.  Снова осень пришла,
А за нею – надежда.
Лишь удача и счастье
Всех в будущем ждёт.
В сентябре в нашей школе
Опять, как и прежде,
Начинается новый
Учебный год.

3.  Почему вдруг традицией стало
Отмечать смену лет в декабре?
Ведь сентябрь – вот дорог всех начало!
Начинается год в сентябре.

4.  Год учебный в окошко стучится
Веткой клёна, горящей огнём.
Начинаем мы жизни учиться
В день, подаренный нам сентябрём.

5. Первый опыт, пример и задача
И прочитанный слог в букваре,
Все победы, ошибки, удачи –
Начинается всё в сентябре.

6. С новым годом, друзья и коллеги!
Для других смена лет в декабре,
А для нас новый год, без сомнений,
Наступает всегда в сентябре.

7. Каждый день пусть приносит удачу,
Чтоб хотелось учиться и жить,
Получать от учёбы отдачу,
Людям радость познанья дарить.

У: В этом учебном году вы пришли на наш первый урок, который называется "Родина моя". Мы поговорим о государственных символах, о нашей малой родине.

Муз. фон "Песня о России".
Вывешивается карта России (Приложение, слайд 1)

Чтецы:

8. Россия…
Как из песни слово,
Берёзок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа -  
Люблю тебя, моя Россия
За ясный свет твоих очей,
За голос звонкий как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом Русь.

У. Отношение народа к Родине выражено в пословицах. Прочитайте и      скажите, как вы их понимаете.

На доске запись пословиц.

  • Одна у человека мать, одна у него и Родина.
  • Для Родины  своей ни сил, ни жизни не жалей.

Работа с пословицами (Приложение, слайд 2)

У. Послушайте стихотворение Васильева и подумайте над вопросом, который он задаёт  "Что мы Родиной зовём?"

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзку у дороги,
По которой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды.
Звёзды мира над Кремлём.

Беседа.

– Как называется страна, в которой мы живём?
– В каком государстве живём?
– Назвать столицу нашего государства

РОССИЯ               РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ             МОСКВА

Данные слова фиксируются на классной доске (Приложение, слайд 3)

Назвать главу нашего государства.

ПРЕЗИДЕНТ  Д.А. МЕДВЕДЕВ

Поместить портрет президента на классной доске.

У. На уроках истории, на классных часах, на уроках чтения мы будем  знакомиться с историей нашего государства. Наше государство большое и многонациональное. Жизнь в нём регулируется определёнными законами, которые прописаны в Конституции – основном документе страны.

Показ книги.  Обмен имеющимися знаниями о Конституции.

Обобщение: основой документ государства, где записаны все законы, определяющие жизнь страны, права и обязанности её граждан. Все граждане обязаны жить согласно Конституции. Какие ещё есть государственные символы у каждой страны?

ГЕРБ                       ФЛАГ              ГИМН

Каждый гражданин должен знать государственные символы своей Родины.

Задание:

  • из множества гербов выделить российский герб;
  • из множества флагов выделить российский флаг.

Выполнение заданий.

– Каково значение цветов российского флага?

Ответы детей.

Обобщение: во все времена цвету придавали особое значение: белый означает мир и чистоту совести; синий – небо, верность и правду; красный – огонь и отвагу. Эти цвета чаще других используются в народных костюмах и в декоративно-прикладном искусстве. Бело – синему флагу России уже более 300 лет.

У. Вы правильно выбрали герб – государственный символ нашего государства. Герб – это такой государственный символ, которым можно любоваться как произведением искусства, можно его читать, разгадывая символы. Рассмотрите герб нашего государства и расскажите о его символике.

Ответы детей.

Обобщение: (возможен рассказ заранее подготовленным учеником).

Фон герба – красный. Это цвет жизни. На фоне красного щита – золотой двуглавый орёл. Крылья орла похожи на золотые солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. Правой лапой сжимает орёл скипетр – жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и  драгоценными камнями. В его левой лапе держава – золотой шар с крестом наверху.Над головами орла мы видим короны. В давние времена корона, скипетр и держава служили символами власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины, символизируют единство нашего государства и независимость его от других государств. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами. Двуглавый орёл является символом России уже более 500 лет.

У. Для чего стране нужны такие государственные символы, как герб и флаг?

– О каком государственном символе ещё не говорили?       ГИМН
– Что такое гимн?

Ответы детей.

Обобщение:гимн – торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особо торжественных случаях: во время подъёма государственного флага, во время национальных праздников, во время воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране. 

Исполняется первый куплет и припев гимна.

– Чтобы уважать Родину, надо её знать. А что вы знаете о России?
– В какой области России мы живём?

Появляется карта Кемеровской области (Приложение, слайд 4)

– Что вы уже знаете о нашем крае?

Обобщение: областной центр – город Кемерово, губернатор – А.Г. Тулеев, главное занятие населения – добыча каменного угля. Это отображено на гербе области, в гимне Кузбасса.

Закрепить на классной доске портрет губернатора, герб Кемеровской области. "Чтение" герба, прослушивание первого куплета и припева гимна.

– А чтобы лучше узнать родной край, мы будем продолжать путешествие по нему на уроках и возможно в поездках, которые совершим во время каникул.
– Подумайте над вопросом – названием песни, которая сейчас прозвучит.

Звучит музыкальный фрагмент песни "С чего начинается Родина?".

– Так с чего же начинается Родина?

Сообщения детей о малой Родине (Приложение, слайд 5)

– Послушайте,  какие замечательные слова о городе Белово написал наш земляк Роман Миллер. Живёт он совсем рядом со школой по адресу: ул. Ильича 21 – 2.

Чтец.

В самом центре Кузнецкого края,         Ах! Белово, Белово!
За слиянием речек Бачат,                       У домов тополя.
Белокаменный город в дни мая             Жизни, счастья основа
Одевается в летний наряд.                      Ты родная земля…

Новой улице, дому
Как невесте я рад
Город бело-зелёный
Мой товарищ и брат.

Демонстрация книжной выставки с экспонатами исторической литературы о городе Белово, посёлке Инской.
Подробная демонстрация книги "Белово".
На классной доске появляются герб и флаг города Белово.

– Необходимо уточнить конкретное место нашего места проживания.
– Кто знает о происхождении названия нашего посёлка – Инской?
– А что знаете об истории посёлка?

Монтаж, работа с кубиками – пазлами (Приложение, слайд 6)

1.  Когда – то в тишине глухой,            6.  Красив Инской наш дорогой.
На берег маленькой речушки,               Его люблю я всей душой.
Народ собрался здесь лихой,                Милей его нет для меня,
И вот построили избушки.                    Ведь это родина моя.

2. Потом построили канал,                   7. Подрастём и также будем
                                                                 Ток давать, в дома тепло,
                                                                 Чтобы всем, в любой квартире
3. Плотина перекрыла реку,                  Уютно было и тепло.

4. Энергоблоки возвели,                       8. И когда, окончив школу,
                                                                 Обретя ученья вес,
                                                                 Нам мы, думаем, доверят
5. Чтоб ток давала человеку.                 Управлять Беловской ГРЭС.

Чтецы.

Утром солнышко встаёт,                         Травы шепчут мне в пути:
Нас на улицу зовёт,                                  Ты скорей, дружок, расти!
Выхожу из дома я –                                 Отвечаю травам я,
Здравствуй, улица моя!                           Отвечаю солнцу я –
Я пою в тишине                                       Здравствуй, Родина моя!
Подпевают птицы мне.

– У нас сегодня необычные гости…

Появляются гости – отметки и поочерёдно представляются.

Выступление  отметок:

«1»

Начинаем представление
Детворе на удивление.
Познакомимся, друзья,
Единица – это я!
Я умею делать стойку,
По канату я хожу,
За собою цифру двойку на верёвочке вожу.

Прикрепляет цифру к доске, снимает коронку и садится за парту. Так делает каждый из "гостей".

«2»                                                         «5»

Два на ножке приседает,                     А теперь пошла плясать
И головку наклоняет.                           Перед вами цифра пять.
Так красиво шею гнёт –                       Ручку вправо протянула,
Прямо лебедем плывёт.                       Ножку круто изогнула.
                                                               Налитая, симпатичная,
«3»
                                                         Цифра самая отличная!
А вот это – посмотри;                          Это фокусник – пятёрка.
Выступает цифра три.                          Вы за ней   следите зорко
Тройка – третий из значков.                Кувыркнётся – раз и два –
Состоит из двух крючков                     Обернётся цифрой  два.
                                                                
«4»
За тремя идёт четыре,
Острый локоть оттопыря.

На доске остаются отметки.

«1»              «2»                «3»             «4»              «5»
  .                   .                    .                 .                   .
  .                   .                    .                 .                   .
  .                   .                    .                 .                   .

У. Давайте подумаем над тем, какие же условия нужны, чтобы "росли" те или иные отметки? Когда появляются двойки и тройки?

Варианты ответов фиксируются на доске. Например:  лень, несобранность, незнание и нежелание узнать, обман, невнимательность и др.
Заранее приготовить карточки с предполагаемыми ответами.

– Когда появляются четвёрки и пятёрки?

Варианты ответов фиксируются на доске. Например: аккуратность, правильность, внимательность, активность, прилежание, трудолюбие и  др.
Заранее  приготовить   карточки  с предполагаемыми  ответами.

У. Каждый из вас способен выбрать для себя те качества, над которыми будет работать в течение всего учебного года, чтобы получать желаемые отметки, заниматься самовоспитанием.

Предлагается  оформить свои индивидуальные цели  и задачи на новый учебный год в виде записи на фигурном листочке.

Заранее приготовить лепестки ромашки, затем выдать их для выполнения индивидуальной записи. После окончания работы лепестки собрать в цветок. Получится несколько  ромашек. Ещё один символ  России – ромашка  завершит урок. Они прикрепляются на классную доску.

В завершение урока звучит  "Песня о России".

Я люблю тебя, Россия, золотая наша Русь…