Секреты успеха растений, или Растительный организм как единое целое

Разделы: Биология


Задачи:

  • систематизировать знания учащихся о взаимосвязи всех органов и процессов в растительном организме, подвести их к пониманию того, что растение – целостный организм, в котором все процессы жизнедеятельности взаимосвязаны и взаимообусловлены;
  • развивать умения сравнивать, сопоставлять, обобщать.

Планируемые результаты обучения:

  • Учащиеся должны знать:
    • о необходимости функционирования всех органов растения для нормальной жизнедеятельности организма;
    • о взаимосвязи процессов в растительном организме с помощью обмена веществ.
  • Учащиеся должны уметь:
    • сравнивать, сопоставлять, обобщать.

Основное содержание:

1. Актуализация знаний учащихся:

  • На какие две группы делят органы растения? Назовите органы растения.
  • Какие процессы жизнедеятельности характерны для растительного организма?

2. Обобщение и систематизация знаний:

2.1. Органы цветкового растения, взаимосвязи между ними в процессе жизнедеятельности:

2.1.1. Функции корней.
2.1.2. Функции стеблей.
2.1.3. Функции листьев.
2.1.4. Функции цветков.
2.1.5. Функции плодов.
2.1.6. Функции семян.

2.2. Значение процессов жизнедеятельности растительного организма:

2.2.1. Значение минерального питания.
2.2.2. Значение фотосинтеза.
2.2.3. Значение дыхания.
2.2.4. Значение испарения воды.
2.2.5. Значение размножения.

3. Обмен веществ – основной признак живого организма.

4. Растение – целостный организм. Влияние повреждения какого-либо органа на жизнедеятельность растительного организма.

5. Формулирование выводов. Подведение итогов урока.

Краткое содержание материала:

Функции органов растения.

Функции корней:

  • Поглощение воды с растворенными минеральными веществами.
  • Удерживание растения в почве.
  • Запасание питательных веществ.

Функции стеблей.

  • Передвижение веществ.
  • Удерживание органов.

Функции листьев:

  • Фотосинтез.
  • Испарение воды.

Функции цветков:

  • Опыление.

Функции плодов:

  • Защита семян.

Функции семян:

  • Размножение.

Значение процессов жизнедеятельности растительного организма.

Значение минерального питания:

  • Поглощение воды.
  • Поглощение минеральных солей (калий, азот, фосфор).

Значение фотосинтеза:

  • Образование кислорода.
  • Образование глюкозы.
  • Уменьшение концентрации углекислого газа в воздухе.

Значение дыхания:

  • Газообмен (кислород ––> углекислый газ).

Значение испарения воды:

  • Способствует поглощению воды корнем.
  • Защита от перегрева.

Значение роста:

  • Увеличение размеров.

Значение развития:

  • Качественные и количественные изменения растений в определенные этапы жизни.

Значение размножения:

  • Увеличение числа особей.

Выводы:

  • Обмен веществ – основной признак живого организма. Обмен веществ обусловливает дальнейший рост и развитие растения.
  • Все органы взаимосвязаны.
  • Растение – целостный организм.

Дополнительный материал:

  • Между ростом и развитием растения имеется очень глубокая связь. Обычно многолетние растения зацветают не в первый год жизни, а лишь через несколько лет (иногда несколько десятков лет). Так, выращивая шиповник при круглосуточном освещении, удалось заставить его цвести на первом году жизни, а не на 3-4-м, как он обычно цветет. Таким образом, ускоряя рост растения, можно вызвать и более раннее его цветение.
  • Ростом и развитием всех органов растения человек научился управлять путем применения приемов агротехники, подкормки и своевременных посевов и посадок.
  • Обмен веществ и энергии в клетках растений происходит постоянно. Одни вещества поглощаются и используются растением, другие выделяются в окружающую среду. Из простых веществ образуются сложные. Сложные органические вещества расщепляются на простые. Растение накапливает энергию в процессе фотосинтеза и освобождает её при дыхании, используя эту энергию для осуществления различных процессов жизнедеятельности.
  • Биологи нашли способы разведения растений без почвы. Гидропоника (от греч. «гидро» – вода и «по'нос» – работа) – земледелие без почвы. Это система, позволяющая искусственно выращивать овощные и другие культуры в особых минеральных субстратах (от лат. substratum – подстилка, основа) вроде крупного песка. Все необходимые неорганические вещества в точно отмеренных количествах растения получают из специально приготовленных растворов, которыми поливают такой «огород». При этом они не зависят от почвенных условий. Гидропоника стала давать продукцию овощей в промышленных масштабах. Одно время даже надеялись, что благодаря ей удастся обеспечить продовольствием всё население Земли. Но, увы, оказалось, что некоторые культуры экономически выгоднее выращивать традиционным способом: слишком дороги растворы и автоматизированные устройства для полива. С применением гидропоники удаётся получить высокие и дешёвые урожаи некоторых культур (например, помидоров). Однако их безвкусные плоды лишены многих ценных веществ, которые есть в обычных грунтовых растениях.
  • Древние римляне ежегодно весной устраивали веселый праздник, посвященный Флоре (лат. flora – цветок) – богине цветения колосьев, садов и цветов, дарующих обильный урожай. Позднее в её честь стали называть флорой весь растительный мир. (Рембрант. Флора. 1634 г. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.)
  • Секвойя за свой долгий век вырастает до 100 м и более, диаметр ствола которых достигает 20 м. В США во время одной из выставок на пне подобного дерева разместился ансамбль танцоров со всем оркестром.

Использованная литература:

  1. Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. М.: Аванта+, 2001.
  2. В.В. Пасечник Биология 6 класс. М.: Дрофа, 2006.
  3. Н.В. Дубинина, В.В. Пасечник Биология: тематическое и поурочное планирование к учебнику. М.: Дрофа, 2000.
  4. Н.И. Галушкова Биология: поурочные планы. Волгоград: «Учитель», 2005.
  5. В.И. Кузнецова Уроки биологии 6-7 класс. М.: Просвещение, 1991.

Приложение