Урок математики во 2-м классе по теме "Решение задач"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: математика


Дидактическая цель урока: cоздать условия для закрепления знаний и умений.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Задачи урока.

  • Развивающие: развивать операции мышления: анализ, синтез, сравнение, классификацию; моделирующую деятельность; пространственное мышление.
  • Образовательные: продолжить формирование умения читать задачу; соотносить её    текст  с готовым решением, сравнивать тексты, моделировать текст     задачи с помощью отрезков, находить различные способы решения  задач,  совершенствовать вычислительные умения. Для расширения  знаний по математике использовать межпредметные связи с   литературным чтением и окружающим миром.   
  • Воспитательные: побуждать интерес к познанию окружающего мира, воспитывать гуманное отношение   ко всему, что нас окружает.

Методы обучения: сочетание  репродуктивного и проблемно – поискового методов.

Формы познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая,  фронтальная.

Средства обучения:

  • учебник  математики  2 класс. Истомина Н. Б.
  • демонстрационный материал: книга  А. Экзюпери «Маленький принц», звёзды, схемы задач, магнитофон.
  • раздаточный материал: карточки с заданиями, дифференцированные по уровням сложности.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Если хочешь строить мост,
.Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле
Иль вести ракету ввысь–
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись!

Организация класса, проверка готовности к уроку, задание положительной мотивации.

II. Сообщение темы и цели урока

– Каждый урок – открытие. Сегодня на уроке новой темы у нас не будет, но я надеюсь, что открытие сделает для себя каждый. Наш урок необычный, сегодня вы будете учёными. Учёные делают открытия. Они постоянно решают сложные задачи. Чтобы решать задачи верно, нужно считать без ошибок. Вот и мы на уроке будем решать задачи и производить вычисления. В какой области будут наши исследования, вы узнаете выполнив устный счёт.

III. Устный счёт

– Как  и учёные, работать будем творческими группами. Несколько ребят получат индивидуальные задания.

1. Индивидуальная работа на карточках

1) Реши головоломку:

– сумма на каждой линии должна равняться 10;
– можно использовать только числа 1, 2, 3, 4, 5:
– каждое число можно использовать только  один раз.

2) Сколько созвездий на небе?

2. Фронтальная работа. Математический диктант

– Ответы записывайте на полосках бумаги в строку

1. Насколько  8 больше 3?
2. Первое слагаемое 40, второе 10. Найдите сумму.
3. Уменьшаемое 38, вычитаемое 2. Найдите разность.
4. Увеличьте 8 на 5.
5. Уменьшите 18 на 9.
6. Какое число надо прибавить к 20, чтобы получить 60?
7. Какое число надо вычесть из 20, чтобы получить 1?
8. Найдите сумму чисел 40 и 20.
9. Найдите разность чисел 60 и 1.

Проверим что получилось. (Ответы с буквами.)

– Расположите в порядке убывания и расшифруйте слово. Мы узнаем первое слово имени уже знакомого вам литературного героя. Кто сразу не догадался,
назовёт имя героя, посмотрев на книгу.
Маленький принц подскажет вам, в какой области будут наши исследования. «Звёзды принадлежат всем людям. Но каждый смотрит на них по-своему. Страннику звёзды укажут путь. Для других они – всего лишь крошечные огоньки на небе. Для третьих, учёных, звёзды – это задачки, которые надо решить».
– Как вы думаете, о чём будут задачи, которые мы будем решать?

Проверка индивидуальных заданий с выносом на доску.

3. Межпредметные связи  с окружающим миром.

– Как в головоломке расположены звёзды?
– Как называется группа звёзд?
– Что можно сказать об этих звёздах?
– Сколько созвездий на небе?

IV. Работа по теме

1. Анализ текстов задач с недостающими  данными, с  противоречивым условием и вопросом.

Самостоятельная работа. Прочитайте тексты.  Если текст является задачей – ставьте рядом знак «+», если нет – знак «–» .

  • На ночном небе появилась туча и закрыла 30 звёзд. Сколько звёзд видно на небе?
  • В созвездии Большая Медведица  21 звезда. Из них 7 звёзд образуют ковш.
  • В созвездии Жирафа 9 звёзд, в созвездии Лебедя – 7. Насколько больше звёзд в созвездии Жирафа, чем в созвездии Льва?
  • В созвездии Рака 15 звёзд. Среди них есть красные, жёлтые и белые звёзды. Белых звёзд – 5, жёлтых – 3. Сколько красных звёзд?

– Текст, который является задачей, решим в тетради.

2. Решение задач

– Составим схему.

Решение:

  1. 5 + 3 = 8 (зв.) – белых и жёлтых.
  2. 15 – 8 = 7 (зв.) – красных.

Ответ: красных звёзд 7.

– Есть другие способы решения задачи? Проговорить устно.

3. Постановка вопросов по данному условию

– Какие ещё вопросы можно поставить к этой задаче?
– На сколько белых звёзд больше, чем жёлтых?
– Сколько белых и жёлтых звёзд?
– Выберите схемы, соответствующую поставленным вопросам.

4. Самостоятельная работа

Решение задач по вариантам:

Физминутка

Упражнение для релаксации «Сотвори в себе Солнце»

В природе есть Солнце. Оно светит и греет. Давайте сотворим Солнце в себе. Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза, руки на колени ладонями вверх, представляйте  всё, о чём я буду говорить.
Представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляйте к ней лучик, который несёт любовь. Мы чувствуем, что звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир, добро. Звёздочка растёт. Здоровье, радость, нежность. Звёздочка растёт, становится большой и тёплой как Солнце. Ей тесно у вас. Руки в стороны. Она несёт тепло и добро всем-всем-всем.

V. Работа по учебнику

Самостоятельная работа по вариантам:

Учебник математики  № 165 (2, 4 ст.)

1 в – 2 ст                                                                 2 в – 4 ст

69 – 6                                                                       83 – 3
38 – 3                                                                       54 – 40
26 – 2                                                                       96 – 60
57 – 5                                                                       42 – 20 
78 – 7                                                                       85 – 50
29 – 2                                                                       94 – 40

– Продолжите столбики  по этому же правилу. Взаимопроверка.

IV. Геометрический материал

– Последнее наше открытие. В учебнике «Наглядная геометрия» № 6. Представьте , что в созвездии четыре звезды. Как их можно соединить? Как назвать? На кого или на что будут похожи эти  созвездия? Соедините звёздочки так, чтобы получились разные ломаные линии, состоящие из трёх звеньев. Дайте названия созвездиям. Рассмотрите все варианты.

VII. Итог урока

– Над чем мы работали на уроке?
– Что запомнилось, понравилось?
– Какой литературный герой помог провести урок?
– Подводя итоги урока, вспомним одно хорошее правило, которое всегда выполнял Маленький принц: «Я держусь правила. По утрам, как только приведёшь себя в порядок, наведи порядок на своей планете, да постарайся на совесть».
– Как вы оцениваете нашу сегодняшнюю работу?

VIII. Рефлексия

– Минутку подумайте  и оцените результат своей работы. Выберите из трёх сигнальных карточек, ту, которая подходит вам.

– красную – если вы уверены, что хорошо работали на уроке и всё поняли;
– зелёную – если вы считаете, что в материале разобрались, но есть некоторая неуверенность;
– жёлтую – если считаете, что в новой теме разобрались ещё недостаточно.

IX. Домашнее задание

Составьте и решите задачу о любом созвездии.

Приложение