Урок математики в 4-м классе по теме "Приемы письменного деления многозначного числа на однозначное число"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с письменным приемом деления многозначного числа на однозначное число;
  2. Повторить ранее изученный материал о действии деления;
  3. Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи.

Оборудование: карточки с названиями городов, таблица “Алгоритм деления”, карточки с арифметическими ребусами.

Ход урока

I. Организационный момент:

Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука – эта математика!

Учитель. Сегодня я приглашаю вас на заочное путешествие по стране “Математические вычисления”.

II. Устный счет.

Учитель. Начинаем, наша первая остановка в городе “Устные вычисления”

В этом городе живут девочки и мальчики.
Они считают без труда, без калькуляторов и пальчиков.
Приглашают вас, ребята, тоже быстро посчитать.

1. Поставьте знаки:

426 * 70 = 356
65 * 4 = 260
714 * 7 = 102
7108 * 0 = 7108
478 * 1 = 478
824 * 8 = 103

2. Арифметические ребусы:

3. Геометрический материал.

Учитель. Посчитайте, сколько в данном прямоугольнике треугольников и четырехугольников?

Дети. В данном прямоугольнике есть 2 треугольника, 10 четырехугольников.

Учитель. Хорошо! Путешествуем дальше.

III. Сообщение темы урока.

Учитель. Вторая остановка в городе “Письменные вычисления”

Здесь все наоборот
Здесь ведут серьезный счет.
Пишут столбиком везде
На полу и на столе,
А умные ребятки счет ведут в своей тетрадке.

Учитель. Прежде чем приступить к работе, вспомним название компонентов деления.

Дети. Делимое, делитель, частое.

Учитель. При делении с остатком, о чем мы не должны забывать?

Дети. Остаток должен быть меньше делителя.

Учитель. Тема нашего урока непосредственно связана с письменным приемом деления многозначного числа на однозначное число.

Учитель. Сначала вспомним с вами письменный прием деления трехзначного числа на однозначное число. Предлагаю одному из вас роль учителя. Объясните, как выполнить деление: 768 : 2

(Ученик выполняет деление с объяснением у доски)

Учитель. Механизм деления многозначных чисел на однозначное число не изменяется. Убедитесь в этом сами.

Работа по учебнику стр. 78.

Учитель. Всегда надо помнить о том, что остаток должен быть меньше делителя.

Теперь нам предстоит разделить 9522 : 6.

Ведется рассуждение и одновременно составляется алгоритм деления.

Учитель. Делю тысячи, первое неполное делимое 9, значит, в частном будет четыре цифры. 9 делю на 6 получается 1 – столько тысяч будет в частном. Умножаю 1 на 6, получу 6 тысяч. Вычту из 9 число 6, получу остаток 3. Он меньше делителя.

Получилось второе неполное делимое 35, разделю 35 на 6, получу 5 сотен в частном. Умножу 5 на 6, получу 30 сотен. Вычту 35 из 30, получу остаток 5. Сравню остаток с делителем: 5 меньше 6.

Образовалось третье неполное делимое 52, разделю 52 на 6, получу 8 десятков в частном. Умножу 8 на 6, получу 48 десятков. Вычту 52 из 48, получу остаток 4, он меньше делителя.

Образовалось четвертое неполное делимое 42, разделю его на 6, получу 7 единиц в частном. Умножу 7 на 6, получу 42 единицы. Вычту 42 из 42, получу остаток 0. Деление окончено.

На доске вывешивается алгоритм деления.

Выделяем неполное делимое.
Делением находим цифру частного.
Умножаем, узнаем, сколько разделили.
Вычитаем, находим остаток.
Остаток сравниваем с делителем.

IV. Закрепление нового материала.

Игра “Я умею считать и умею объяснять”.

Работа по учебнику № 389.

V. Физкультминутка.

Мелкие шажки − раз, два, три.
Легкие прыжки − раз, два, три.
Вот и вся зарядка − раз, два, три.
Мягкая посадка − раз, два, три.

VI. Остановка город “Математические задачи”.

1.Учитель. В любом городе есть библиотеки. Вот и в нашем городе она тоже есть.

Скажите, пожалуйста, а как вы обращаетесь с книгами?

(Ответы учеников)

Учитель. Прилежные ребята, видя порванную книгу, всегда подремонтируют ее. Вам предлагается задача на эту тему. Прочитаем задачу
 № 390.

Учитель. О чем говориться в задаче?

Дети. В задаче говориться о библиотеке и ремонте книг.

Учитель. Какие слова возьмем для составления краткой записи?

Дети. Октябрь, ноябрь, декабрь.

Учитель. Прочитаем главный вопрос задачи. Можно сразу дать ответ на главный вопрос?

Дети. Нет.

Учитель. Что нам известно в задаче?

Дети. Знаем, сколько отремонтировали книг за три месяца и сколько отремонтировали за октябрь и ноябрь,

Учитель. Зная, сколько отремонтировали книг за три месяца и сколько отремонтировали за октябрь и ноябрь, что мы можем найти?

Дети. Можем найти, сколько книг отремонтировали за декабрь.

Учитель. Теперь можно рассмотреть другую пару, какую?

Дети. Зная, сколько книг отремонтировали за ноябрь и декабрь и сколько отремонтировали за декабрь, можно найти, сколько книг отремонтировали за ноябрь.

Учитель. Какой месяц осталось найти?

Дети. Зная, сколько отремонтировали книг за октябрь и ноябрь, найдем сколько книг отремонтировали за октябрь.

Учитель. Как можно проверить, правильно ли мы ответили на главный вопрос задачи?

Дети. Все три месяца сложить и сравнить результат.

2. Решение задачи № 391. Устный разбор задачи, постановка вопроса.

Учитель. Уточните, что значит 2/7?

Дети. Целую часть разделили на семь частей и взяли только две из них.

VII. Остановка в городе “Самоделкино”.

1.Работа по вариантам. Задание № 392 .

I вариант – 1 строчку.

II вариант – 2 строчку.

2. Решить уравнение (карточки).

х * 7 = 100 – 44 х + 17 = 96 – 58

Взаимопроверка работ.

VIII. Итог урока.

Учитель. На этом наше путешествие закончилось. Что нового мы узнали?

Спасибо за работу.

IX. Домашнее задание.