Проблемный урок по теме "Алюминий"

Разделы: Химия


Цели урока:

  • Обучающая – изучить физические и химические свойства алюминия и области его применения. Рассмотреть характеристику химического элемента алюминия и изучить строение атома.
  • Развивающая – развивать умения в проведении эксперимента, перенесении содержания научно-познавательного текста в форму схем; развитие коммуникативных способностей, умения слушать, умение правильно высказывать свои мысли.
  • Воспитательная – воспитывать культуру работы с химическими веществами, соблюдение правил техники безопасности, воспитывать сознательную дисциплинированность, четкость и организованность в работе.

Учащиеся должны знать: строение атома алюминия, физические и химические свойства алюминия как простого вещества, области применения.

Учащиеся должны уметь: давать характеристику алюминия, как химического элемента, так и простого вещества. Записывать уравнения реакций, доказывающие химические свойства алюминия в молекулярном и окислительно-восстановительном виде.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма организации учебной деятельности учащихся: групповая работа, индивидуальная, химический эксперимент.

Методы и приемы обучения: проблемный, поисковый, частично-исследовательский, демонстрационный химический эксперимент, работа в группах, устные ответы у доски, самостоятельная работа с текстами, взаимоконтроль.

Оборудование урока: Презентация, научно-познавательные тексты по теме урока, ПСХЭ, коллекция “Алюминий и его соединения”, алюминиевая фольга, соляная кислота и гидроксид натрия, алюминий, лабораторное оборудование, желтая и голубая глина, бенгальские огни, алюминиевая проволока.

Содержание урока:

1. Вступительное слово учителя, подводящее к раскрытию темы урока.

Мы продолжаем изучение большой и важной темы “Металлы”. Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с металлом хорошо известным вами с детства. Определить этот металл вам помогут

5 подсказок или игра “пентагон”.

  1. Наполеон III – племянник великого дяди, любил пофорсить. На одном из банкетов гости ели разными столовыми принадлежностями и обиделись те, кому достались золотые.
  2. Этот металл более 30 лет украшал пальцы, шеи и уши великосветских модниц. Так как первоначально килограмм этого металла стоил на 80 рублей дороже равного веса золота.
  3. В 1889 году Д.Н.Менделееву в Лондоне были преподнесены в подарок весы, чашки которых были сделаны из золота и этого вещества.
  4. Среди русских химиков XIX века бытовали названия этого вещества “глиноземий” и даже “глиний”
  5. У Н.Г.Чернышевского в романе “Что делать”, во снах Веры Павловны называют этот металл “металлом социализма”

2. Формулируется тема урока

“Алюминий – крылатый металл. Этому металлу принадлежит будущее”.
Н. Г. Чернышевский

3. Постановка проблемного вопроса: “Алюминий – металл будущего?”

4. Обсуждение плана исследования по теме.

5. План изучения темы в парах:

Характеристика химического элемента алюминия по положению его в ПСХЭ.

Физические свойства алюминия.

Химические свойства алюминия.

6. Применение алюминия и нахождение его в природе (групповой мини – проект).

План работы в парах постоянного состава:

– изучите текст и выделите сведения, относящиеся к вопросу плана урока;

– выполните предложенные задания;

– подготовьте выступление по вопросу, основываясь на краткости, ясности и четкости изложения

Работа в парах постоянного состава по изучению материала, выдвижению и отработке гипотезы по проблемному вопросу урока.

1. Характеристика химического элемента алюминия по положению его в ПСХЭ.

Задание:

Ознакомьтесь с текстом.

Выделите материал, относящийся к вашему вопросу.

Дайте характеристику алюминию по положению в ПСХЭ по плану:

А) порядковый номер.
Б) атомная масса.
В) период (малый, большой).
Г) группа (подгруппа: главная или побочная).
Д) химический знак.
Е) Строение атома (заряд ядра, число протонов, электронов, нейтронов, электронная формула).
И) оксиды.
К) летучие водородные соединения.

2. Обсудите полученные результаты и ответьте на вопросы:

Сколько электронов находится на внешнем уровне атома алюминия?

Алюминий будет отдавать или принимать данные электроны?

Какую степень окисления будет приобретать при этом ион алюминия?

Сделайте вывод: К какому классу соединений относится алюминий (металл или неметалл)

Сравните активность химического элемента алюминия с элементами 1 и 2 групп этого же периода.

Подготовьте выступление по данному вопросу, основываясь на краткости, ясности и четкости изложении.

2. Физические свойства алюминия.

Задание:

Ознакомьтесь с текстом.

Выделите материал, относящийся к вашему вопросу.

Рассмотрите коллекцию “Алюминий и его сплавы”.

Обсудите в группе вопросы:

а) Агрегатное состояние, цвет, блеск, плотность (легкий или тяжелый), плавкость (легко –или тугоплавкий), электро– и теплопроводность, пластичный.

б) Полученные данные изобразите в виде схемы.

Подготовьте выступление поданному вопросу, основываясь на краткости четкости изложении.

3. Химические свойства алюминия.

Задание:

Ознакомьтесь с текстом.

Выделите материал, относящийся к вашему вопросу.

Изучите, как ведет себя алюминий по отношению к сложным веществам?

Выполните лабораторную работу, используя инструкцию

Инструкция по выполнению лабораторной работы

Цель:

Изучить отношение алюминия к кислотам и щелочам.

Правила работы с кислотами и щелочами:

Соблюдай осторожность при работе с кислотами и щелочами! В случае попадания на кожу – промой водой! При нагревании, прогрей сначала всю пробирку, направляя отверстие в сторону от себя и соседа. Спиртовку поджигайте только при помощи спичек.

Опыт 1.

В пробирку положите 1 гранулу алюминия и прилейте 3-4 мл раствора соляной кислоты. Пробирку слегка прогрейте.

Опыт 2.

В пробирку положите 1 гранулу алюминия и прилейте 3-4 мл. раствора гидроксида натрия. Пробирку слегка прогрейте

Задание:

А) Выполните опыты.
Б) Обговорите в группе наблюдаемые явления.
В) Запишите уравнение реакций.
Г) Сделайте выводы.

Подготовьте выступление по данному вопросу, основываясь на краткости, ясности и четкости изложении.

Пиротехника. Плюсы и минусы. Творческий мини-проект.

4. Применение алюминия.

Задание:

Ознакомьтесь с текстом.

Выделите материал, относящийся к вашему вопросу.

Обсудите следующие вопросы:

а) Какова роль алюминия в жизни человека?

б) Применение алюминия, как простого вещества.

Составьте схему, характеризующую области применения алюминия.

Подготовьте выступление по данному вопросу, основываясь на краткости, ясности и четкости изложении

Выполнив задания, обучающиеся представляют изложение вопроса с обсуждением и комментариями, учащиеся делают записи, переносят предложенные схемы в тетради, в результате составляется опорный конспект по теме урока.

Выводы по теме урока: Обучающиеся выдвигают, доказывают или опровергают свою гипотезу по проблеме урока: “Алюминий – металл будущего?”

7. Дополнительные вопросы по теме.

– Какое количество электронов находится на внешнем энергетическом уровне атома алюминия.

– Какую степень окисления имеет атом алюминия? Почему? А ион?

– При помощи каких опытов мы доказали, что алюминий – это активный металл?

– Какие вещества называются амфотерными?

– На каких свойствах основаны следующие области применения?

– Где в организме больше всего содержится алюминия?

– Можно ли длительное время хранить продукты питания в алюминиевой посуде?

8. Домашнее задание: § 13 до стр. 60, ? 1, 4.

9. Заключительное слово учителя. Вывод: “Алюминий – металл будущего!”

Учитель благодарит учащихся за сотрудничество, выставляет оценки выступающим у доски.