Урок Ломоносова в начальной школе

Разделы: Начальная школа


М.В. Ломоносов – основоположник мозаичного искусства в России.

Цель:

  • Обеспечить усвоение учащимися понятий: мозаика, смальта;
  • способствовать формированию представления об истории развития мозаики;
  • пробуждать у детей чувства гордости, восхищения, уважения к великому ученому М. В. Ломоносову.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить с одним из видов декоротивно-прикладного искусства – мозаикой.
  2. Изучить приемы выполнения мозаичной техники.
  3. Познакомить с биографией М. В. Ломоносова.

Развивающие: развивать мелкую моторику рук

Воспитывающие: воспитывать у учащихся усидчивость, аккуратность.

Ход урока

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас необычный урок, потому что с нами на уроке будет маленький человечек, зовут его Стеклышко. Сегодня он поведет нас в свою необыкновенную страну, которая называется Мозаика. Кто-нибудь слышал такое слово или знает, что оно обозначает? (высказывания детей)

Молодцы! Вы многое уже знаете о мозаике, но многое предстоит еще узнать, ведь для этого вы и ходите в школу.

2. Справочный материал о мозаике.

Словарная работа: мозаика, смальта. (слова записаны на доске)

Слово мозаика происходит от латинского слова mosaic, что означает пёстрая смесь.

Мозаикавид искусства. Мозаикой называют изображение, выполненное из частиц одного или нескольких разноцветных материалов (стекла, древесины, камней, металлов, бумаги, пластмассы, кости, раковин и др.). Кусочки материалов выкладываются на основе общей поверхности. Отдельные части набора плотно подгоняются друг к другу и скрепляются между собой. Она применяется для оформления настенных панно, создание картин, украшения фонтанов, стен, садовых дорожек. Мозаика долговечна, поэтому до наших дней сохранились уникальные произведения искусства.

И вот в эту удивительную и красивую страну Мозаику нас и приглашает Стеклышко. (Презентация 1)

Мозаику называют вечной живописью – и это очень точное определение. Из глубокой древности дошли до нас мозаичные картины, не померкнув и не потеряв своих красок. История мозаики насчитывает тысячелетия.

Искусство мозаики родилось в Древней Греции, где изображения составлялись из разноцветной гальки (морских камешков). Римляне заимствовали его у греков. Позднее в Византии стали делать мозаику из смальты – цветные кубики из стекла, сплавленного с минеральными красками. Смальта - цветные кубики из стекла, сплавленного с минеральными красками. Смальта считается классическим материалом для мозаичных работ и насчитывает сотни разных цветов и оттенков.

3. Технология выполнения.

Сегодня на уроке мы будем знакомиться с прищипанной мозаикой. Для выполнения работы нам потребуется бумага, клей и карандаш. Заполнять кусочками бумаги мы будем буквы (О-4 шт., М, В, Л, С, Н), а затем из этих букв составим слово.

Чтобы выполнить прщипанную мозаику необходимо сначала нарвать узкие полоски бумаги наискосок листа. Затем намазать клеем небольшой участок буквы и приклеить кончик полоски бумаги, прижав его карандашом. После этого резко дернуть полоску бумаги, так, чтобы под карандашом остался небольшой кусочек полоски. Таким образом заполнить всю поверхность буквы.

4. Подготовка к работе.

Перед началом работы прочтём народную мудрость - пословицы: (Пословицы написаны на доске).

«Без терпенья нет уменья».

«За всякое дело берись умело».

«И маленькое дело делай, как большое».            

- О чём говорят нам эти пословицы?

- На какую особенность в труде обращают наше внимание поговорки?

Повторим и правила рабочего человека:

  • Во время работы содержи рабочее место в порядке.
  • Береги время, работай сосредоточенно.
  • Научился сам – помоги товарищу.
  • Закончил работу – убери свое рабочее место.

Пальчиковая гимнастика

У нашей кошки 10 котят.
Все они по парам сидят.
2 котенка самых толстых,
2 котенка самых ловких
2 котенка самых длинных,
2 котенка самых хитрых,
2 котенка самых маленьких, пугливых.

5. Самостоятельное выполнение работы.

Физминутка.

Мы в «Мозаику» играли:
Собирали, собирали
Ксюша - дом, машину – Ваня.
Всё украсили цветами...
Хороша картинка, братцы!
Приходите любоваться.

Складывание из букв слова ЛОМОНОСОВ

Что же за слово получилось? Что вы знаете об этом человеке?

Давайте отправимся в виртуальное путешествие на его Родину. (Презентация 2)

6. Биографические сведения.

М. В. Ломоносов - годы жизни 1711-1765. Через 2 года наша страна будут отмечать юбилей этого гениального человека – 300 лет со дня его рождения.

Родился Михаил Васильевич Ломоносов на далеком холодном севере в деревне Денисовка Архангельской области.

Семья рыбака жила очень скромно, все выполняли нелегкую работу. Грамоте обучил Михаила дьячок местной церкви. Желание учиться заставило Ломоносова оставить родной дом и отправиться в Москву. С собой в дорогу юноша взял две книги – арифметику и грамматику.

Опередивших на сто лет
Развитье мысли на Земле,
Науке новой дав рассвет.

На тихом острове он жил,
Наукой с детства дорожил,
И вот однажды в январе
В Москву поехал Михаил.

Через 3 недели добрался до Москвы. Пять лет учился Ломоносов в школе, постигая науки и латинский язык.

Как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет в город Санкт Петербург.

А затем в Германию, для обучения разным наукам.

Но уезжает в Петербург.
Потом в Германию, в Марбург.
Пять лет живёт за рубежом,
Вернувшись, знаний багажом
Всех удивляет…

Ломоносову принадлежат открытия в области физики, химии, астрономии, географии, филологии и других науках.

Он создал химическую лабораторию, в которой проводил много опытов и делал научные открытия, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора, которые использовал для своих мозаик.

Наука вознеслась к верхам,
Здесь Ломоносов, тут и там!
Электроток и цвет стекла,
Наука вся его влекла.

Изучая цветное стекло в лаборатории, Ломоносов всё время думал о том, как использовать результаты своих открытий. Он решил построить фабрику для производства стекла и изготовления мозаичных работ. Возродилось «мозаичное художество» в России благодаря работам, проведенным Михаилом Васильевичем Ломоносовым. Он был поражен невиданным доселе искусством складывания картины из множества кусочков цветного непрозрачного стекла – смальты. До Ломоносова смальта и цветное стекло не производились. Он провёл огромное количество опытов (около четырёх тысяч) и открыл способ получения смальты любого цвета, известный только итальянским мастерам и сохраняемый ими в тайне.

В 1754 году Ломоносов заканчивает свою первую художественную работу – портрет Петра I, - блестящее исполнение которой явилось шедевром мозаичного искусства.

В марте 1764 года Ломоносов закончил мозаику «Полтавская битва». Это самое выдающееся произведение русского мозаичного искусства за целое тысячелетие.

Позже Ломоносов создает еще двенадцать мозаичных картин, посвященных деятельности Петра I. Своими мозаичными работами он стремился увековечить историческое прошлое России.

Когда не стало света мысли,
Казалось, мир осиротел,
А Ломоносов так хотел
Добиться своей цели в жизни.

Эх! Не успел достичь всего!
Но навсегда его ученья
Нам будут символом того,
Что с нами на земле жил ГЕНИЙ!

7. Итог занятия.

- Что мы смогли сделать на уроке?

- Что нового узнали?

А кем же он был М. В. Ломоносов? Давайте попробуем разгадать кроссворд.

- Ломоносовым было создано множество картин, значит он … (художник).

Правильно, ребята, но не простой художник, а мозаичист.

- Ломоносовым было сделано множество открытий в разных науках: физике, химии, геологии, минерологи, астрономии, значит он еще и…(ученый), а также он был и философом, и историком, и поэтом.

Да, этот гений успел за свою жизнь сделать много открытий в разных областях науки, ведь не даром говорят, что талантливый человек талантлив во всем.

Но более подробно с этим ученым и его открытиями вы познакомитесь в старших классах.