Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок по теме: «Образ Петра в романе А.Н. Толстого "Петр Первый"»

Разделы: Преподавание литературы


Цели урока:

  • дать представление об изменениях взглядов автора на роль петровских преобразований;
  • выявить идейно-художественную задачу А.Н.Толстого – показать Петра Первого как государственного деятеля, вызванного к жизни исторической необходимостью;
  • выявить роль художественных средств в создании образа Петра.

Оргмомент.

Важность темы для изучения творчества Толстого. Постановка целей урока. Звучание темы в творчестве других писателей. На данном этапе урока учащиеся обращаются к ранее изученному материалу, к лекционному материалу предыдущего урока, слушают выступление специально подготовленного ученика.

Презентация.

  • На предыдущих уроках мы говорили о творчестве А.Н.Толстого, особенностях его романа “Пётр Первый”, в центре которого находится образ Петра. Именно этому образу мы и посвятим наше занятие.
  • Запишите в тетради тему урока (/Презентация, слайд №2 /: Образ Петра в романе А.Н.Толстого “Пётр Первый”.)
  • Какие цели мы можем поставить перед собой, работая по данной теме? (слайд №3)
    • дать характеристику образа Петра в романе;
    • выявить художественные средства, использованные автором при создании образа Петра.
  • Личность Петра Первого и его эпоха волновали воображение писателей, художников, композиторов многих поколений. От Ломоносова до наших дней эта тема не сходит со страниц художественных произведений. Какие писатели к ней обращались, каким видели образ Петра?
  • Свыше 20 лет волновала эта тема и А.Н.Толстого. В 1917 году он написал рассказ “День Петра”, а над романом “Пётр Первый” он работал вплоть до самой смерти.
  • Сообщение ученика ( по рассказу “День Петра”, краткий комментарий к образу царя в нём.)
  • Как изображён Пётр в рассказе? Изменились ли взгляды Толстого на роль Петра к моменту написания романа? С чем это связано?
  • Посмотрите на доску. (Презентация, слайд №4)
Рассказ “День Петра” Роман “Пётр Первый”
…сырой ветер гнал сильный туман с моря… сдувало гнилую солому с изб и клетей…

Вздувшаяся река била в бревенчатые набережные…

Строился царский город на краю земли, в болотах, у самой неметчины. Кому он был нужен, для какой муки ещё новой надо было обливаться потом и кровью и гибнуть тысячами, - народ не знал.

…Открытое море отсюда было – подать рукой. Ветер покрывал его весёлой зыбью.

Желанное, возлюбленное здесь было место. Хорошо, конечно, на Азовском море, белёсом и тёплом, добытом с великими трудами, хорошо на Белом море… но не сравняться им с морем Балтийским – широкой дорогой к дивным городам, к богатым странам.

Вашему вниманию представлены эпизоды, в которых описывается строительство Петербурга. Слева – выдержки из рассказа, а справа – из романа. Предлагаем сравнить их. Что отличает эти два описания друг от друга?

Итак, взгляд Толстого на роль преобразований Петра Первого претерпевал изменения. После возвращения на родину в 1922 году Толстой пришёл к выводу о необходимости преобразований.

3. Изображение Петра в романе. Становление личности Петра. Необходимость преобразований. Художественные средства изображения Петра.

Реализация домашнего задания, работа с текстом.

Теперь мы обратимся к образу Петра в романе.

Когда мы говорили о композиции романа, то отметили, что она была продиктована целью показать становление личности Петра. Чем изображение Петра Толстым отличается от пушкинского? (у Пушкина Пётр – сложившаяся личность)

  • Расскажите, как Толстой изображает становление личности Петра? (Презентация, слайд №5)

Ответы учащихся.

  • Докажите примерами из текста, что Россия нуждалась в преобразованиях. Отразил ли Толстой противоречивость преобразований Петра? (Презентация, слайд № 9)

Ответы учащихся. (Возможно использование слайдов №6-8 (Презентация, слайды6-8), иллюстрирующих необходимость преобразований).

  • Почему именно Пётр, а не Голицын смог стать преобразователем России? (Презентация, слайд № 10)

Ответы учащихся.

  • Говоря о Петре, нельзя не обратить внимания на художественные средства, использованные автором. Какие средства, по вашему мнению, играют наиболее важную роль? (Презентация, слайд № 11)

(приём контраста, речевая характеристика).

  • Приведите примеры использования приёма контраста в тексте.
  • Каковы особенности речи Петра?

(лаконизм, эмоциональность, образность, близость к народной). (Презентация, слайд №12)

  • Обратите внимание на небольшой отрывок из текста (Презентация, слайд №13): “Пётр рванул дверь… На двух сдвинутых лавках, покрывшись с головой, спал Стрешнев. Пётр сорвал одеяло. Схватил за редкие волосы перепуганного боярина… плюнул ему в лицо, стащил на земляной пол, бил ботфортом…”

Что помогает автору передать горячность, вспыльчивость Петра? (обилие глаголов). (Презентация, слайд № 14)

  • Толстой признавался: (Презентация, слайд №15): “В человеке я стараюсь увидеть жест, характеризующий его душевное состояние, и жест этот мне показывает глагол, чтобы дать движение, вскрывающее психологию”.

Итак, важным средством раскрытия образа Петра является “внутренний жест”, приём, заключающийся в использовании глаголов с целью передачи психологического состояния героя.

  • Запишите в тетради основные художественные средства, использованные автором для создания образа Петра (Презентация, слайд № 16)

4. Обобщение материала. Подведение итогов. Домашнее задание.

Пришло время подвести итоги нашего занятия. Расскажите кратко о результатах нашей работы (Презентация, слайд № 17).

  • интерес к образу Петра Толстой пронёс через всё творчество;
  • взгляды автора на роль петровских преобразований претерпевали изменения;
  • в романе “Пётр Первый” Толстой показал становление личности Петра и необходимость преобразований;
  • в романе отражена противоречивость деятельности Петра;
  • наиболее значимыми при создании образа Петра стали следующие художественные средства: “внутренний жест”, приём контраста, речевая характеристика. (Ученики делают запись в тетради)

 Домашнее задание к уроку по теме “Образ Петра в романе А.Н.Толстого “Петр Первый”.

Книга 1, глава 7, 4.

Приятным ветром наполняло четыре больших прямых паруса на грот- и фок-мачтах и два прямых носовых – на конце длинного бушприта… Чуть навалившись на левый борт, корабль “Святой Георгий” скользил по весеннему солнечному, серому морю. Кое-где, окруженные пеной, виднелись хрупкие льдины. На громоздкой, как башня, корме вился бранденбургский флаг. Палуба корабля была чистая, вымытая, блестела начищенная медь. Веселая волна ударяла о дубового Нептуна, на носу под бушпритом взлетала радужной пылью.

Петр, Алексашка Меньшиков, Алеша Бровкин, Волков и хилый, с подстриженной бородой, большеголовый поп Битка – все одетые в немецкое, серого сукна, платье, в нитяных чулках и юфтовых башмаках с железными пряжками – сидели на свертках смоляных канатов, курили в трубках хороший табак.

Петр, положив локти на высоко задранные колени, веселый, добрый, говорил:

- Фридрих, курфюрст бранденбургский, к коему плывем в Кенигсберг, свой брат, - поглядите, как встретит…Мы ему вот как нужны… Живет в страхе: с одной стороны его шведы жмут, с другой – поляки… Мы это все уже разузнали. Будет просить у нас военного союзу – увидите, ребята.

- Это тоже мы подумаем, - сказал Алексашка.

Петр сплюнул в море, вытер конец трубки о рукав:

- То-то что нам этот союз ни к чему. Пруссия с турками воевать не будет. Но, ребята, в Кенигсберге не озорничайте – голову оторву… Чтоб о нас слава не пошла.

Поп Битка сказал с перепойной надтугой:

- Поведение наше всегда приличное, нечего грозить… А такого сану – курфюрст – не слыхивали.

Алексашка ответил:

- Пониже короля, повыше дюка – получается курфюрст. Но, кА-нечешно, у этого – страна разоренная, перебивается с хлеба на квас.

Алешка Бровкин слушал, разинув светлые глаза и безусый рот… Петр дунул ему в рот дымом. Алеша закашлялся. Засмеялись, стали пихать его под бока… Алеша сказал:

- Ну, чаво, чаво… Чай, все-таки боязно, вдруг это мы – и к ним.

На них, балующих среди канатов, с изумлением посматривал старый капитан, финн. Не верилось, чтобы один из этих веселых парней – московский царь… Но мало ли диковинного на свете…

С левого борта вдали плыли песчаные берега. Изредка виднелся парус. На запад за край уходил полный парусов корабль. Это было море викингов, ганзейских купцов, теперь – владения шведов. Клонилось солнце. “Святой Георгий” отдал шкоты и фордевиндом, мягко журча по волнам, плыл к длинной отмели, отделяющей от моря закрытый залив Фришгаф. Вырос маяк и низкие форты крепости Пиалу, охранявшей проход в залив. Подплыв, выстрелили из пушки, бросили якорь. Капитан просил москвитов к ужину.

Какую роль в данном эпизоде играет описание пейзажа? Перечислите художественные средства, с помощью которых достигается создание подобного фона.
Каким предстает Петр в данной сцене?
Какую роль данный эпизод играет в тексе?
Охарактеризуйте речь Петра.