Тема урока: "Химические реакции в органической химии"

Разделы: Химия


Химическое превращение, химическая
реакция - есть главный предмет химии.

Семенов Н.Н.

Тема урока: химические реакции в органической химии

Главная дидактическая цель: формирование умений самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации.

Главная развивающая цель: развитие творческого мышления, внимания, активности учащихся.

Главная воспитательная цель: формирование опыта делового общения, творческой деятельности.

Задачи урока:

  1. Формирование умений выделять и планировать этапы учебного исследования;
  2. Учить самостоятельности прогнозирования результатов;
  3. Развивать умения и навыки коллективного творчества.

Форма урока: мастерская построение знаний.

Методы: частично проблемно-поисковый, словесный, практический, письменного контроля.

Приемы: беседа, прогнозирование, детальное изучение.

Оснащение урока: учебник, ряд электроотрицательности, набор шаростержневых моделей, интерактивная доска, магнитная доска.

Прогнозируемый результат:

Учащиеся должны:

  1. Уметь работать со шаростержневыми моделями;
  2. Уметь классифицировать химические реакции по основным признакам;
  3. Уметь видеть общее и различное при классификации реакций в органической и неорганической химии;
  4. Научиться сравнивать, анализировать, обобщать.

Ход урока

I. Повторение: 7-10 минут;

II. Новый материал: 50 минут;

III. Закрепление материала: 15-20 минут;

IV. Итог, домашнее задание:10 минут.

I. Повторение:

Классификация химических реакций в неорганической химии:

1. По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции:

2. По тепловому эффекту, присутствие катализатора, обратимости процесса, о-в реакции:

.

2. Новый материал

Сохраняются ли на ваш взгляд все эти признаки химических реакций для органических веществ?
Определите тип реакций в приведенных уравнениях (5 минут):

Четвертая реакция не относятся к реакции обмена - это реакция замещения
Понятие «замещения» в органической химии – шире. Если в молекуле исходного вещества какой-либо атом или функциональная группа заменяются на другой атом или группу, это тоже реакция замещения.
Многие процессы в органической химии можно формально отнести к одному из четырех типов:



    Прежде чем мы их рассмотрим, давайте вспомним:

  1. Какие углеводороды вы знаете;
  2. Почему углеводороды называются предельными (насыщенными) и непредельными;
  3. Какие виды ( ) связи присутствуют в молекулах углеводородов.

Вспомним характеристики связей (на столе раздаточный материал) (5 минут)

Сравнительная характеристика связей

Характеристика

Вид связи

Варианты ответов

Образование связи

Вид перекрывания
Степень перекрывания

Орбитали, участвующие в образовании связи
Пространственное положение связи

 

 

Осевое или боковое
Значительное или незначительное
Гибридное или негибридное
В плоскости молекулы или вне ее

 

 

 

 

 

Особенности связи

Прочность
Возможность свободного вращения атомов вокруг связи
Поляризация

 

 

Высокая или невысокая
Возможно или невозможно

Высокая или низкая

Какие вещества (с наличием какого вида связи) могут вступать в реакцию замещения и присоединения?

Вывод. В реакции замещения могут вступать вещества в том случае, если между атомами, вступающими в реакцию замещения, присутствуют -связи, а в реакции присоединения вещества с наличием  - связи
Перейдем к реакциям присоединения и отщепления, но сначала найдем определение понятий: субстрат, реагент, элиминирование (запись понятий в словари дома).
Эти два типа реакций изучим в сопоставлении (у вас на столах шаростержневые модели, алгоритмы (Приложение 1), задание (Приложение 2).
Прочитаем первое правило алгоритма.
Реакция – это разрыв одних связей и образование других. Вспомним, как может происходить разрыв связи:

1) Гомолитический;

2) Гетеролитический.

Что такое радикал?

1. Нуклеофилы  любящий протон, положительный заряд;

2. Электрофилы  любящий электрон, отрицательный заряд.

Чтобы немного прояснить полученную информацию, выполним задание (5 минут). Среди указанных частиц определите радикальные, электрофильные и нуклеофильные реагенты:

А теперь, имея алгоритм и шаростержневые модели атомов, попробуем получить продукты и назвать их (используйте правила на стр.86 и 88)  (20 минут).

(На магнитной доске обозначение цветов: белый – Н, черный –С, серый –О, желтый – CI, калий - K , серый - Zn , зеленый - Na).

Сравним полученные результаты с записью на доске.

(Запись на доске учителем продуктов реакции и сравнение с полученной  шаростержневой  моделью у учащихся).

При рассмотрении реакции гидрогалогенирования могут получиться разные продукты. Почему?
Рассмотрим еще один пример реакции присоединения. Возьмем две молекулы пропилена.
Какой тип реакции характерен для веществ, имеющих  - связь-присоединения, по месту разрыва  - связи.
Как вы думаете, может ли присоединяться друг к другу больше чем две молекулы? (Может).
Это реакция полимеризации. (стр.45).
Одним из примеров полимеризации – сополимеризация (в образовании полимера участвуют различные мономеры).
Последний тип реакции, в которых исходные органические соединения сохраняют свой молекулярный состав, но изменяют химическое строение.
Как называются такие вещества? (изомеры), а реакция называется - изомеризацией.
Наиболее простой и наглядный пример реакции изомеризации – превращение бутана нормального строения в изобутан (при нагревании в присутствии катализатора):

.

Превращение алканов с неразветвленной цепью в углеводороды с разветвленным углеродным скелетом – очень важный промышленный процесс, называемый риформингом.
Кроме приведенных базовых типов реакций мы с вами встретимся с другими терминами, отражающими специфику процессов: окисления, восстановления, конденсации, пиролиз, крекинг и.т.д.

III. Закрепление.

Выполнение проверочной работы. (Приложение 3).

IV. Домашнее задание.

1. Закончить уравнения реакций:

2. Вспомнить классификацию оксидов и гидроксидов.