Активизация познавательной деятельности учащихся в рамках игрового урока истории с использованием активных, деятельностных методов обучения с элементами театральной педагогики

Разделы: История и обществознание, Социальная педагогика


Пояснительная записка.

Это первый опыт совместной деятельности социального педагога и учителя-предметника.

На основе творческого и организационного построения урока со стороны социального педагога и наполнения содержательной стороны учителем истории.

Основные позиции гуманной педагогики позволяют ребенку максимально реализовать свой творческий потенциал посредством самовыражения всех сторон личности. Считаем, что самовыражение учащихся должно строиться на радости и доставлять радость окружающим, и осуществляться, в том числе, в пределах школьной программы, знание которой требуется для качественного обучения.

Самораскрытие личности ученика происходит с помощью результата творческого взаимодействия и через демонстрацию образовательного продукта.

Цель урока: обобщение и закрепление учебного материала по теме “Боги Древнего Египта”, осознание учащимися явлений действительности, происходивших в разных странах, через знания об истории, культуре и традициях изучаемых стран.

В процессе урока решались следующие задачи:

  • обобщить знания учащихся о религии древних египтян, их представления о богах, олицетворяющих силы природы;
  • показать особенности древнеегипетского искусства;
  • воспитывать у школьников положительное отношение к истории и культуре других народов.

В организации урока использовались методы театральной педагогики и социо-игровые приемы:

  • работа в командах;
  • использование атрибутики;
  • демонстрация результатов творческого самовыражения;
  • выполнение декоративно-прикладных работ, докладов.

Предварительная подготовка.

  1. Объяснение сути проводимого урока, его целей.
  2. Выполнение учащимися докладов, рефератов, презентаций и декоративно-прикладных работ.
  3. Знакомство ребят с социоигровыми способами проведения урока: работа в командах, мозговой штурм, тренинговая система общения, использование элементов театрализации, рефлексия.
  4. Совместная деятельность педагогов и учащихся в: распределении ролей, репетициях, изготовлении декораций и атрибутики.

Оборудование.

  1. Плакаты.
  2. Постеры.
  3. Сувениры.
  4. Выставка книг по теме.
  5. Доклады и рефераты.
  6. Презентации.

План урока.

  1. Вступительное слово преподавателя истории по теме предстоящего урока, погружение в эпоху Древнего Египта с помощью презентаций.
  2. Выступление социального педагога по структуре и организации урока.
  3. Представление жюри, объяснение критериев оценивания команд.
  4. Инсценировки в форме древнеегипетской мистерии.
  5. Викторина.
  6. Творческие задания: “Барельеф” и проведение “экскурсии в зале музея”.
  7. Подведение итогов, награждение команд.
  8. Обобщение. Рефлексия.

За неделю до проведения урока класс был разделен на 2 команды, выбраны капитаны. Каждая команда получила текст легенды, которую должна была прочитать, и подготовить театральную иллюстрацию в форме древнеегипетской мистерии. (Приложение 1)

Ход урока

  1. Приветствие, представление гостей и жюри. Определение критериев оценивания этапов. Получение маршрутных листов. (Приложение 2)
  2. Демонстрация командами своих работ.
  3. Викторина. Каждая команда отвечает на 5 вопросов. (Приложение 3)
  4. Задание “Создай барельеф”. Используя текст легенды, команды поочередно застывают в барельефе. Капитан рассказывает о данном экспонате, как будто проводя экскурсию по музею. Другая команда, зрители, задает вопросы.
  5. Подведение итогов, награждение победителей.

В освобожденном от парт классе размещаются участники и жюри, родители помогают с фото- и видеосъемкой. Команды приветствуют друг друга и жюри.

Жюри приветствует учащихся, знакомит всех с критериями оценивания команд и выдает маршрутные листы.

Команды по очереди показывают свои работы. Создание театрализованной иллюстрации позволило детям пройти через разнообразные виды работы, которые актуализируют и закрепляют полученные знания.

Много времени было уделено самостоятельной исследовательской работе. Выяснять и усваивать сведения из истории египетской культуры пришлось не "вообще", а для того, чтобы применить в практической работе. Усвоить структуру, образную систему и проблематику египетского мифа нужно было для грамотного построения инсценировки. Особенности египетского изобразительного искусства прошли непосредственно через руки детей, когда они изготавливали элементы костюмы и декорации. А участниками египетских обрядов и праздников стали они сами.

Начинается показ с чтения текста легенды в монотонной и торжественной манере жрецов, о которой было рассказано и опробовано в репетициях. Одновременно начинается мистерия, т.е. театрализованная постановка без слов. Учащиеся-артисты, надев или прикрепив элементы костюмов, используя атрибуты, играют свои роли.

Опыт такой игрушечной реконструкции очень важен. В ходе подобной работы дети приучаются самостоятельно мыслить, самостоятельно добывать знания. Обладая этим опытом, они готовы к тому, чтобы самостоятельно изучать историю заинтересовавшей их культуры и цивилизации.

Очень важно, что поисковая работа формирует новую модель взаимодействия ученика и учителя. В поисковой работе нет, и не может быть противостояния, где по одну сторону находится тот, кто-то все знает и должен научить; а по другую сторону те, кто не знают ничего и должны учиться. В этой модели работы, учитель знает чуть больше учеников, он наметил путь. Поиск ведется совместно. Здесь у всех участников работы есть свои преимущества. У учителя и социального педагога больше опыта. А у детей - свободы. Их сознание свободнее от штампов, они внимательнее к мелочам и деталям, их гипотезы и предложения неожиданнее и иногда намного интереснее и точнее, чем у взрослого. Взаимодействие различных начал делает работу творческой группы живой и плодотворной.

Жюри оглашает заработанные баллы, учащиеся готовятся к викторине.

Для викторины используется командный стиль работы “в круге”, проходит жеребьевка очередности. Команде задается вопрос, дается время для мозгового штурма, отвечает один представитель. При неправильном ответе очередь переходит к соперникам.

Обсуждение всегда очень эмоционально, ребята учатся слушать и слышать друг друга, учитывать мнение других, а иногда полностью брать ответственность на себя.

После викторины – небольшой отдых, подсчет баллов, промежуточный итог.

Задания “Барельеф” и проведение “экскурсии в зале музея” - самые необычные для детей. Им трудно группироваться, принять статичную позу, сдерживать свою эмоциональность. Так как способности и предпочтения уже определились в показе первого задания, то роли были распределены очень быстро, каждый знал, кого он изображает. Прекрасно проявили себя “экскурсоводы”. Им нужно было рассказать о барельефе сжато, понятно и интересно. А потом ответить на вопросы зрителей (порой каверзные).

Награждение победителей – волнительный и долгожданный момент для учащихся.

Итог урока.

В ходе данного игрового урока были успешно решены основные задачи по обобщению и закреплению учебного материала.

Авторы считают, что проведение уроков в подобной форме влияет на воспитание у учащихся оценочно-эмоционального отношения к миру, воспитывает у них потребность и готовность включиться в диалог культур. Создание театральной иллюстрации позволило провести детей через разнообразные виды работ, которые актуализировали и закрепили полученные знания.

Творческие уроки, уроки искусства – это именно та стихия, которая способствует росту личности ребенка как таковой, а не приобретению набора знаний и усвоению неких норм.