Урок русского языка во 2-м классе. Знакомство с орфограммой "Парные согласные на конце слова"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить с орфограммой "Парные звонкие и глухие согласные на конце слова", её графическим обозначением;
  • развивать умение сопоставлять произношение и написание слов;
  • совершенствовать коммуникативно - речевые навыки;
  • воспитывать желание учиться, познавать и открывать новые знания.

Оборудование: таблица парных согласных, опорные схемы, карточки для самостоятельной работы, сигнальные карточки, конверты самооценки, иллюстрации овощей.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

(Тихо звучит классическая музыка)

Начинается урок.
Пусть пойдут все знанья впрок.
Всё, что надо - не лениться
И старательно трудиться.

- Ребята, у вас на столах лежат конверты, а в них карточки с изображением солнышка и тучки. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите ее и покажите.

А теперь улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки, ведь улыбка всегда располагает к общению.

2. Актуализация опорных знаний и создание проблемной ситуации.

- Нам сегодня предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие.

(Демонстрируется схема)

- Посмотрите на схему. Вспомните, что означает звонок? (Звонкие согласные звуки). А черная шляпка? ( Глухие согласные)

- В какой части слова они находятся?

- Попробуйте сами сформулировать тему урока. (Какую согласную нужно писать на конце корня. Звонкие или глухие согласные на конце слова).

- А все ли звонкие или глухие согласные вызывают у нас сомнение? (Нет, только парные.)

(Если мнения детей разделились, провести звуко - буквенный анализ слова)

3. Совместная постановка целей урока.

- Давайте уточним тему урока:

Парные согласные на конце слова.

- Ребята, а какие цели мы поставим на сегодняшний урок?

1) научиться писать без ошибок;

2) научиться преодолевать трудности;

3) хорошо работать;

4) грамотно отвечать;

5) познакомиться с новой орфограммой;

6) научиться проверять слова с парными согласными на конце слов.

4. Совместное "открытие" знаний.

1. Работа в парах.

- Ребята, у меня потерялись некоторые парные согласные. Может быть, вы поможете их найти.

б * * д * з

 

* ф к * ш *

Проверка сигнальными карточками:

б в г д ж з

 

п ф к т ш с

Обобщение.

2. Наблюдение над парными согласными звуками на конце слов.

- Послушайте загадки:

1. Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая. (Морковь)

2. Мой зелененький листок

Завернулся в кулачок. (Салат)

3. Щеки розовы, нос белый, в темноте сижу день целый.

А рубашка зелена, вся на солнышке она. (Редис)

4. Маленький, горький, луку брат. (Чеснок)

- Ребята, как назвать одним словом эти слова?

(Это овощи)

(Демонстрируются иллюстрации овощей, ученики рассказывают об их пользе в рационе питания)

- А где растут овощи? (В огороде)

- Произнесем все вместе слово [агарот].

- Давайте запишем транскрипцию слова огород в тетрадь.

- Какой звук слышится на конце слова? [т]

- А какую букву нужно писать? (Букву д).

- Почему слышится один согласный звук, а пишется другая согласная буква? (Согласный звук стоит в слабой позиции).

- Какой вывод можно сделать?

- Звонкие парные согласные на конце слова оглушаются. Произношение и правописание парных согласных не совпадает. Значит, такие согласные надо проверять.

"Узелок на память" (читают на индивидуальных карточках)

Глухие звуки - это непоседы,
Они спокойно не желают жить.
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.

3. Нахождение способов проверки парных согласных на конце слова.

-А теперь, ребята, перед нами стоит задача - найти способ проверки написания парных согласных на конце слова.

- Запишем слово огород.

(Показываю карточку)

*г*ро*

- Объясните знакомые орфограммы. (Непроверяемые безударные гласные).

- А какую согласную букву напишем на конце слова?

- Как вы догадались?

- А есть ли другие способы проверки?

- Почему согласный теперь слышится отчетливо? (После него стоит гласный).

- Давайте сделаем вывод самостоятельно.

4. Обобщение.

- Как проверить согласную букву на конце слова?

1. Поставить слово во множественное число (т. е. изменить форму слова)

2. Подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук.

3. А еще можно впереди подставить слово "нет".

Памятка - опора (на доске):

[агарот] огород - огороды, огородик, нет огорода.

- Как называется эта орфограмма? (Парные согласные на конце слова)

- Давайте выделим корень и подчеркнем орфограмму.

- Составьте предложение со словом огород.

5. Самостоятельная работа по вариантам.

Поздним летом в огород собирается наро... .

Огород приносит нашей семье дохо... .

- Найдите грамматическую основу.

- Обозначьте изученную орфограмму.

6. Физминутка.

В огороде поутру, погляди на грядку,
Лук зеленый на ветру делает зарядку.
На зарядку встали в ряд репа и редиска,
Там листочки вверх глядят,
Здесь - пригнулись низко.

"Узелок на память"

Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй!

7. Проверка усвоения нового материала.

- Запишите в тетрадь слова - отгадки и подберите к ним проверочные слова, помня о способах проверки. Обозначьте изученную орфограмму.

1. На доске:

  • Сала: - :
  • Морко:ь - :
  • Реди: -
  • Чесно: - :

Проверка с помощью сигнальных карточек.

- Ребята, что объединяет эти слова с точки зрения русского языка? (Это существительные; у них 2 слога; заканчиваются на парный согласный)

- Какое слово лишнее? Почему?

2. Самостоятельная работа по карточкам.

1 вариант:

  • стри (ж/ш) - :
  • голу (б/п)ь - :
  • дроз (т/д) - :

2 вариант:

  • медве (т/д)ь - :
  • ено (т/д) - :
  • мор (ш/ж) - :

Спиши, вставляя пропущенную букву.

Рядом напиши проверочное слово.

Обозначь орфограмму.

Взаимопроверка.

8. Творческая работа.

- Итогом нашего исследования будет творческая работа.

Прочитай текст.

Дополни его словами по теме урока.

Обозначь орфограмму.

У бабушки в деревне большой огород.

Там на грядках растут морковь, салат и лук.

Лук бывает зеленый и репчатый.

На обед у бабушки овощной суп и пирог с капустой.

Слова для справок: огород, салат, морковь, лук, обед, суп, пирог.

9. Итог урока. Рефлексия.

- Какие цели мы ставили?

- Чему научились на уроке?

Самооценка работы на уроке:

- Оцените свою работу на уроке с помощью цветовых сигналов:

  • красный - работал в полную силу
  • зеленый - работал хорошо
  • желтый - мог работать лучше

- Ребята, издавна человек ценит овощи. В них содержится много витаминов. Недаром слово "витамин" произошло от латинского слова "вита", что означает "жизнь". Особенно овощи полезны сейчас, зимой, когда наш организм испытывает нехватку витаминов.

Поговорка:

Без спорта нет силы, а без овощей здоровья.

- Сегодня к нам на урок пришла гостья.

(Девочка в костюме морковки).

Про меня рассказ недлинный.
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку.
Будешь ты тогда дружок
Крепким, сильным, ловким!

Я хочу всех ребят угостить самым ценным витамином - морковкой.