Воспитание патриотических чувств через ознакомление с родной природой

Разделы: Работа с дошкольниками


"Охранять природу - значит охранять Родину"
(М.Пришвин)

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагога.

Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.

Под патриотическим воспитанием педагоги нашего ДОУ понимают взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающему [1].

Исходя из этого, цель воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста мы видим в формировании у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувства сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность во взаимодействии с родной природой.

В рамках патриотического воспитания параллельно с другими решаются следующие задачи [2]:

  • формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
  • формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения.

Для реализации цели и задач воспитатели создают взаимосвязанные и взаимообусловленные педагогические условия:

  • знакомство с природой родного края, ее характерными особенностями
  • проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года
  • организация сезонного земледельческого труда в природе: посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев
  • организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости
  • тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи воспитанников

Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма детей дошкольного возраста через ознакомление с родной природой в нашем детском саду создана соответствующая развивающая предметная среда:

  • экологическая комната, включающая в себя комнатные растения; зону коллекций семян, камней, гербариев; природный материал, географические карты, макеты, живые объекты 9аквариум, кролики, птицы, грызуны0 и оборудование для ухода за ними
  • минилаборатория, оборудованная материалами для детского экспериментирования
  • комната игр «Смекалочка», где расположена библиотека книг и журналов о природе родного края, подобран иллюстративный материал, фотографии, видео- и аудиоматериалы, книги о природе родного края, изготовленные педагогами, родителями и детьми
  • костюмы, маски, атрибуты для инсценировок экологического театра «Солнечный круг»
  • экологический музей «Зеленый островок», где проходят тематические выставки работ воспитанников и их родителей
  • групповые уголки природы оснащены богатым материалом для самостоятельных игр, исследования, общения с живой природой, ознакомления с природой Севера
  • территория детского сада: игровые площадки для организации детских праздников, более 20 пород деревьев и кустарников, огород, цветник, ягодник, зона отдыха.

В нашем детском саду выработана система целостного образовательного пространства на основе экологических акций и проектов.

Совместно с детьми разрабатываются экологические проекты, проводятся природоохранные акции. Учебный год открывает акция «Подарок». В групповых уголках природы, в экологической комнате благодаря родителям наших воспитанников пополняются коллекции, оформляется гербарий. Таким образом, дети знакомятся с разнообразием природного мира Кольской земли.

В октябре в детском саду традиционно проходит экологическая акция «Северный лес полон чудес». В рамках этого мероприятия на занятиях по экологии дети получают знания о грибах, ягодах, растениях, знакомятся с сезонными изменениями в природе, приметами, выходят на учебную экологическую тропу детского сада.

В процессе работы над образовательными проектами «Синичкин день», «Ягоды для птичек», «Что нам осень подарила», «Богатства Севера» дети знакомятся с полезными ископаемыми, природоохранной деятельностью человека, получают в увлекательной форме самые разнообразные знания о родной природе, её красоте.

Воспитанники, родители и педагоги ДОУ приняли активное участие в муниципальном проекте «Апатиты – город для жизни», направленном на охрану окружающей среды; детский сад выиграл грант в рамках городской программы «Охрана окружающей среды» на благоустройство и озеленение территории. Участвуя в реализации проектов, воспитанники учатся бережному отношению к природе.

Успешно ежегодно проходит акция «Зелёная ёлочка – живая иголочка» – против бессмысленной вырубки елей перед Новым годом. Дети вместе с родителями и воспитателями рисуют плакаты в защиту хвойных деревьев, а затем развешивают их в общественных местах.

Принимая участие в акции «Чистый город», дети вместе со взрослыми распространяли листовки, буклеты и памятки с информацией о негативном влиянии мусора на здоровье жителей, необходимости поддержания чистоты в городе. Провели информационную работу среди населения и акции по сбору и утилизации пластиковых бытовых отходов.

В детском саду проводится серьезная работа по организации экскурсий.

Через экскурсии в лес, на луг, поле формируются представления детей об окружающих природных условиях. Закрепляются знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в данной местности. Формируется чувство ответственности за сохранение природы родного края.

В этом году воспитанники нашего детского сада получили возможность 1 раз в месяц посещать Полярно – Альпийский ботанический сад – институт, где экологические занятия по ознакомлению с природой Заполярья с ними проводят специалисты – экологи. Ребята получили возможность не только усваивать теоретические знания, но и применить их на практике.

Ежегодно в ДОУ проводится театральная неделя. Дети совместно с родителями и педагогами готовят постановки, выступления агитбригады на экологическую тематику. В этом году театральная неделя переросла в городской Фестиваль экологических театров и агитбригад «Солнечный круг». Он прошел под девизом «Проблемы города решаем вместе»! Участие в Фестивале приняли ребята из других детских садов, проводящих углубленную работу по экологическому воспитанию детей.

Тема родной природы является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности. Наши воспитанники вместе с родителями и педагогами пишут частушки, стихи, сказки о родной природе, придумывают загадки. В прошлом году книга «Сказка о северном городе» была отмечена дипломами лауреатов и почетными грамотами 14 Московского фестиваля «Экология. Творчество. Дети.». В этом году мы подготовили для участия в 15 фестивале книгу со стихами, сказками и загадками о животных Кольского полуострова «Следы на снегу», которая так же была удостоена звания лауреата.

Работа по воспитанию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители являются активными участниками всех мероприятий, проводимых в нашем детском саду: в экологических акциях, проектах, экскурсиях на природу, развлечениях, викторинах. В работе с родителями используются домашние задания. Родители совместно с детьми изготавливают кормушки и скворечники, обогащают свои знания, составляя кроссворды на тему «Природа Заполярья», посещая заседания родительского клуба «Малышок» на экологическую тематику.

Мы учим воспитанников тому, что экология – это наука о доме, о том доме, в котором ребёнок живёт каждый день. У него появляется возможность понять, что красота природы, плодородие почвы, многообразие видов животных зависит в большой мере и от него. Что завтра он будет жить в таком доме, каким построит его сегодня.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Николаева С.Н. «Юный эколог» - М., 2004
  2. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М., 2007