Комфортность учебной среды

Разделы: Классное руководство, Школьная психологическая служба


Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

Специальными исследованиями установлено непосредственное влияние на формирование здоровья учащихся условий внутришкольной среды, одной из которых является комфорт. Ведь от того, насколько ребенку комфортно в школе, зависит качество образования и психологическое здоровье учащихся.

Необходимость разговора о комфортности учебной среды сязано с тем, что в настоящее время большое количество школьников испытывают неустойчивое, дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение школьных требований, испытывающих трудности в общении с педагогами и сверстниками. Решение этой проблемы мы видим в достижении школьниками комфорта во время учебного процесса как состояния и качественной характеристики их деятельности.

"Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова дает следущее определение комфортности: "Комфортность - это условие жизни, прибывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют."

Существует три структурные составляющие данного понятия.

Комфортность:

  • Психологическая
  • Интеллектуальная
  • Физическая

Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чуствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.

Источником психологичекой комфортности является:

  • положительное эмоциональное состояние как ученика так и учителя;
  • доброжелательное отношение между учителем и учеником, т.к. в школе главной фигурой был и остается учитель.

Действия учителя по созданию здоровой психологичекой комфортной среды сводятся к обеспечению благоприятных условий для взаимодействия "учитель-ученик" с целью обеспечения возможностей реализации личности ребенка в полной мере.

Как добиться психологической комфортности на уроке?

  • используйте в совей работе просьбы, а не требования;
  • используйте методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;
  • используйте компромиссные решения спорных вопросов (ведь безвыходных ситуаций не бывает), а не открытую либо скрытую конфронтацию;
  • добейтесь четкой организации урока, а не жесткую дисциплину;
  • не допускайте стресообразующих ситуаций (все и всегда должно быть под контролем);
  • создайте "домашнюю" атмосферу урока для полного раскрепощения учащихся;
  • используйте на уроках методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, юмористическая картинка, поговорка, афоризм с комментарием, небольшое стихотворение или музыкальная минутка).

Принцип психологической комфортности является ведущим, т.к. он предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они ведут себя как "дома". Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они "замешаны" на страхе перед взрослыми и подавлении личности ребенка. Психологическая комфортность необходима не только для полноценного развития ребенка и усвоения им знаний, но и для развития его физического состояния.

Интеллектуальная комфортность - это удовлетворненность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.

Хорошо известно, что в подавляющем большинстве общеобразовательных школ только 25 - 30 % учащихся успешно усваивают наиболее трудные предметы: математику, физику, химию, языки. Остальные либо лучше справляются с гуманитарными предметами, либо плохо успевают почти по всем предметам.

Фундаментальная человеческая потребность в самоутверждении заставляет учащихся занижать ценность школьных знаний, любознательности, старательности, исполнительности, что связано с образом хорошего ученика и хорошей успеваемости. В противовес этому демонстрируется независимость и различные признаки взросления: брутальность, курение, демонстративный интерес к противоположному полу.

Как добиться интеллектуальной комфортности на уроке?

  • используйте частую смену видов учебной деятельности на уроке (опрос учащихся, письмо, слушание, чтение, рассказ, просмотр наглядных материалов, работа с компьютером, ответы на вопросы, решение примеров и задач, рисование, работа с интерактивной доской (норма 4-7 видов деятельности за урок));
  • используйте не менее трех видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, групповая работа, парная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа), чередуя их не позже чем через 10-15 минут;
  • используйте на уроке методы, способствующие активизации и творчеству самовыражения самих учащихся. Метод свободного выбора - свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, взаимодействия, свобода творчества. Активный метод - ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дисскусия, семинар, ученик в роли исследователя. Метод, направленный на самопознание и саморазвитие интелекта, эмоций, общения, выражения, самооценки ии взаимооценки;
  • используйте динамические паузы или минуты релаксации (норма: дважды за урок, через 15-20 мин урока по 1 минуте из 3х упражнений);
  • наличие внешней мотивации обязательно (оценка, поддержка, соревновательный момент);
  • стимулируйте внутреннюю мотивацию - стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изученному материалу, удовольствие от полученных знаний;
  • поддерживайте у учащихсяч веру в собственные силы для достижения желаемых результатов в учебе;
  • создавайте ситуацию успеха на уроке (необходимо постоянное поощрение интелектуальных способностей учащихся;
  • справедливо оценивайте ответы учащихся ( используйте вариативную систему оценивания: за один урок ставить оценку за каждый вид деятельности, суммируя его в конце урока; тогда понятие "двойка" просто исчезнет). Оценка должна помогать учебе, а не "отбивать охоту" учиться.

Физическая комфортность школьника - это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутришкольной среды. Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

Состояние физической комфортности несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что ведет к индивидуальному росту каждого учащегося.

Как добиться физической комфортности в школе?

  • организация горячего питания в школе;
  • соблюдение питьевого режима;
  • соблюдение гигиенических условий и норм СанПина по рациональному освещению, проветриванию и температурному режиму в кабинетах;
  • обязательно наличие благоприятных комфортных условий в школе (отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы огласить 12 заповедей, выполнение которых благоприятно скажется на улучшении комфортности на уроке:

  • уважайте детей;
  • не навреди, ищите в детях хорошее;
  • замечайте и отмечайте малейших успех ученика, от постоянных неудач дети озлобляются;
  • не приписывайте успех себе, а вину ученику;
  • ошиблись - извинитесь, но ошибайтесь реже. Будьте великодушны, умейте прощать;
  • на уроке всегда создавайте ситуацию успеха;
  • не кричите, не оскорбляйте ученика ни при каких обстоятельствах;
  • хвалите ученика в присутствии коллектива, а прощайте наедине;
  • только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира;
  • не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми;
  • оценивайте поступок, а не личность;
  • дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем несмотря на его оплошность.

Для того, чтобы оценить комфортность учащихся на уроке мы решили провести тест на определение напряженности, т.к. напряженность является противоположным значением комфортности, следовательно, чем выше напряженность учащихся на уроке, тем ниже их комфортность.

Ниже предлагается тест на определение напряженности учащихся во время учебного процесса:

Анкета

Напряженность (для учащихся средних и старших классов)

Школа__________Класс_________ Дата заполнения___________________

Фамилия_________________________________Имя________________________ Пол М ? Ж ?

Возраст_________лет Посещает ли группу продленного дня (да, нет)

  Утверждения Да Не знаю Нет
1 У меня редко бывают головные боли после длительной и напряженной деятельности      
2 Меня ничто не может вывести и из хорошего расположения духа      
3 Невыполненные задания или неудачи на контрольных работах не волнуют меня      
4 Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед контрольной работой, экзаменом, если не уверен в своих силах      
5 Я захожу на экзамен в числе первых и не задумываюсь над выбором билета      
6 Мне не требуется времени на обдумывание дополнительного вопроса      
7 Насмешки одноклассников не портят мне настроение      
8 Я спокойно сплю и меня не преследуют экзаменационные мотивы      
9 В коллективе я чувствую себя легко и непринужденно      
10 Мне легко организовать свой рабочий день, я всегда успеваю сделать то, что спланировал      
11 Мне трудно удается сосредоточить внимание на уроке      
12 Отступление преподавателя от основной темы занятия сильно отвлекает меня      
13 Меня постоянно тревожат мысли о предстоящей контрольной работе или экзамене      
14 Порой мне кажется что мои знания по тому или иному предмету ничтожны      
15 Отчаявшись выполнять какое-либо задание, я обычно опускаю руки      
16 Я не успеваю усваивать учебный материал, и это вызывает чувство неуверенности в себе      
17 Я болезненно реагирую на критические замечания преподавателя      
18 Неожиданный вопрос преподавателя приводит меня в замешательство      
19 Меня сильно беспокоит мое положение в классе      
20 Я безвольный человек и это отражается на моей успеваемости      
21 Я с трудом сосредотачиваюсь на каком-либо задании или работе, и это раздражает меня      
22 Несмотря на уверенность в своих знаниях, я испытываю страх перед контрольной работой, собеседованием, экзаменом      
23 Порой мне кажется, что я не смогу усвоить всего учебного материала      
24 Во время ответа меня смущает необходимость отвечать перед аудиторией (одноклассников)      
25 Возможные неудачи в учебе тревожат меня      
26 Во время выступления или ответа я от волнения начинаю заикаться      
27 Мое состояние во многом зависит от успешного выполнения учебных заданий      
28 Я часто ссорюсь с товарищами по классу из-за пустяков и потом сожалею об этом      
29 Микроклимат в классе очень влияет на мое состояние      
30 После спора или ссоры с товарищами я долго не могу успокоиться      
  Суммарный бал      

Итого:

ПОДСЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ

Кол- во ответов НЕТ (1-10 вопрос) + колич-во ответов ДА (11-30 вопрос) + ? ответов НЕ ЗНАЮ (1 - 30 вопрос)

Шкала оценки результата анализа анкеты оценки напряженности:

Уровни Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
Мальчики, юноши Меньше 8 8 - 11 12 - 15 16 - 18 Выше 18
Девочки,

девушки

Меньше 12 12 - 14 15 - 18 19 - 22 Выше 22

Данный тест был проведен среди учащихся 7 классов нашей школы, что составило 80 учащихся, принявших участие в мониторинге.. Результаты теста можно увидеть в виде таблиц и диаграм. Мы покажем как оформлять результаты анализа анкеты оценки напряженности в нижеприведенной таблице на примере нескольких учащихся 7 класса.

Результаты анализа анкеты оценки напряженности:

Ф.И. учащихся Суммарный бал Уровень напряженности
1. : 8 чрезмерное спокойствие
2. :.. 10 чрезмерное спокойствие
3. :.. 19 высокий уровень
4. :. 15 нормальный уровень
5. :. 16 нормальный уровень
6. ::. 17 нормальный уровень
7. ::. 18 повышенный уровень
8. ::. 15 нормальный уровень
9. ::.. 14 нормальный уровень
10. ::.. 18 повышенный уровень

Анализируя результаты мониторинга 80 обследуемых учащихся, мы подводим итог:

Кол -во учащихся с высоким уровнем напряженности - 4 %

Кол - во учащихся с выше среднего уровнем напряженности - 46 %

А теперь давайте посмотрим распределение оценки напряженности среди 7х классов на диаграмме. Из диаграммы видно, что:

  • высокий уровень напряженности имеют 3 ученика, что составляет 4%
  • повышенный уровень напряженности имеют 5 учеников, что составляет 7%
  • нормальный уровень напряженности имеют 39 человек, что составляет 46%
  • и чрезмерно спокойный уровень напряженности имеют 33 человека, что сотавляет 43%.

 

 Высокая степень напряженности, как правило, наблюдается у тех детей у которых психологическая адаптация была связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, как правило, они плохо справляются с учебной программой.

Проанализировав результаты мониторнига на напряженность учебной среды, мы можем с уверенностью сказать, что учащиеся чувствуют себя комфортно на уроках, следовательно комфортность учебной среды в данном случае достаточно высокая.

И в заключении хотелось бы сказать, что школа - один из первых социальных институтов, с которымм сталкивается человек в процессе своего биологического и социального становления\. Пока ребенок растет и формируется, педагогиги, врачи, психологи, родители должны приложить максимум усилий к тому, чтобы школа перестала быть фактором, вредящим здоровью, а наоборот, была образцом такой среды, которая способствует полному раскрытию задатков ребенка и реально готовит его к будущей жизни.

Подводя итог вышесказанному хотелось бы напомнить одну притчу. Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая - я ее умертвляю, скажет мертвая - выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках".

Именно в наших с вами руках находится возможность создать в школе такую атмосферу благоприятного психологического климата, в которой дети будут чувствовать себя "как дома", радовать нас своими успехами и достижениями.

Использованная литература:

  1. "Толковый словарь руссго языка", Ожегов С.И.
  2. Смирнов Н.К. "Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе". - 2007
  3. Кузнецова, Л.В. Ситуация успеха на уроке / Л.В. Кузнецова, // Начальная школа. - 2003. - №4.
  4. Кореневская, В.А. Всем ли комфортно в школе? методическое пособие./ В.А. Кореневская, - Кемерово: изд. обл. ИУУ, 1999. - с.112.
  5. Микляева А.В, Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. - СПб.: Речь, 2004.