Природа Антарктиды

Разделы: География


Тип урока: урок формирования новых знаний

Задачи:

  1. Обучающие: продолжить знакомство с современными исследованиями материка и охраной природы; познакомить с особенностями природы Антарктида: объяснить влияние географического положения на природные особенности континента, рельеф, различия в климате отдельных территорий; познакомить со своеобразием органического мира материка;

  2. Развивающие: формировать умение работать с ресурсами Интернета, анализировать полученную информацию, выбирать главное, обобщать, выделять причинно-следственные связи;

  3. Воспитывающие: активизировать познавательный интерес к изучаемому материалу, используя нетрадиционную форму проведения урока, воспитывать географическую культуру, воспитание патриотизма (раскрытие роли нашей страны в исследованиях Антарктиды).

Оборудование: карты Антарктиды (физическая, климатическая), компьютеры с подключенным Интернетом.

Ход урока

 Учитель:

«На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, закованная в голубое, земля, зловещая и прекрасная, она покоится в своей морозной дремоте, в складках мантии и снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит в переливах ледяных гало луны и солнца, его горизонты окрашены розовыми, золотыми, зелеными и голубыми тонами пастели». Американский исследователь А. Бэрд.

Сегодня на уроке мы продолжим рассмотрение этого уникального и неповторимого материка. В процессе урока, работая с источниками информации в Интернете, а именно с сайтом www.antarktis.ru, и ответив на предложенные вопросы, вы должны:

а) рассказывать об особенностях уникальной природы Антарктиды
б) характеризовать ПТК материка

Учитель: Итак, приступаем к первому этапу работы. У вас на столах перечень вопросов. Найдите ответы на них с помощью сайта www.antarktis.ru. Названия статей вам в помощь указаны в заданиях. Ответы кратко запишите в тетрадь.

Варианты заданий при работе с Интернет-ресурсом для наименее успевающих школьников:

Пользуясь статьей «Открытие Антарктиды. Антарктика и Антарктида» ответьте на вопросы:

  1. Что называют Антарктикой?

  2. Почему Антарктида является самым высоким материком Земли? Назовите самую высокую точку и ее высоту в Антарктиде?

  3. Какие полезные ископаемые обнаружены подо льдом Антарктиды?

  4. Как называют климат Антарктиды? Где находится полюс холода Земли и чему равна там минимальная температура воздуха?

  5. «Я обошел океан южного полушария в высоких широтах и совершил это таким образом, что неоспоримо отверг возможность существования материка, который, если и может быть обнаружен, то лишь вблизи полюса, в местах, недоступных для плавания... Я льщу себя надеждой, что задачи моего путешествия во всех отношениях выполнены полностью; южное полушарие достаточно обследовало; положен конец дальнейшим поискам южного материка, который на протяжении двух столетий неизменно привлекал внимание некоторых морских держав и был излюбленным предметом рассуждений для географов всех времен... Если кто обнаружит решимость и упорство, чтобы разрешить этот вопрос, и проникнет далее меня на юг, я не буду завидовать славе его открытий. Но должен сказать, что миру его открытия не принесут никакой пользы». Какому мореплавателю принадлежит это высказывание и прав ли он был в этом?

Варианты заданий при работе с Интернет-ресурсом для учащихся среднего уровня:

  1. Расскажите, какие приспособления имеют обыкновенные тюлени для жизни в холодных морях, и какой образ жизни они ведут?

  2. Используя статью «Пингвины Антарктиды», выясните, как изучают историю Антарктиды по останкам пингвинов, и почему они находятся на грани вымирания?

  3. Используя статью «Карты Антарктиды», ответьте на вопрос – почему Арктида изображена свободной ото льда?

  4. Используя статью «Станция Беллинсгаузен», расскажите об условиях работы 55-й экспедиции, которая стала работать с ноября 2009 года

  5. В Антарктиде подо льдом обнаружены бактерии. Используя статью «Тайны Антарктиды» (Кровавый водопад), объясните, как они могли там выжить.


Варианты заданий при работе с Интернет-ресурсом для «продвинутых» учащихся:

  1. Используя статью « Открытие Антарктиды. Когда-то в Антарктиде цвели альпийские луга» Объясните, почему началось оледенение континента?

  2. В Антарктиде практически отсутствуют высшие растения. Чем в таких условиях питаются животные? (Используя статью «Какие растения живут в Антарктике»)

  3. Главная особенность природы Антарктиды – наличие огромного ледникового купола. Из-за чего он сформировался? (Используя статью «Антарктика и Антарктида»)

  4. «Тайны Антарктиды. Оазисы Антарктиды». Так что же под ледяным панцирем Антарктиды может настолько привлекать правительственные круги США, а также России, что они посылают на шестой континент, в район озера Восток, научные экспедиции, оснащенные дорогим и тщательно засекреченным оборудованием?

  5. Используя статью «Россия разморозит тайны Земли», ответьте на вопрос: зачем нам миллионы тонн льда?

Примерные ответы на задания при работе с сайтом www.antarktis.ru

Варианты заданий при работе с Интернет-ресурсом для наименее успевающих школьников:

Пользуясь статьей «Открытие Антарктиды. Антарктика и Антарктида», ответьте на вопросы:

  1. Что называют Антарктикой?
    (Антарктикой называется обширный район земного шара, расположенный вокруг Южного полюса и охватывающий материк Антарктида с прилегающими шельфовыми ледниками и островами, а также омывающие его воды южных частей Атлантического, Индийского и Тихого океанов).

  2. Почему Антарктида является самым высоким материком Земли? Назовите самую высокую точку и ее высоту в Антарктиде.
    (Средняя высота поверхности ледникового покрова 2040 м, что в 2,8 раза больше средней высоты поверхности всех остальных материков (730 м). Рельеф Западной Антарктиды более сложен. Горы чаще "прорывают" ледниковый покров, особенно на Антарктическом полуострове. 4897 м (массив Винсон - высшая точка Антарктиды).

  3. Какие полезные ископаемые обнаружены подо льдом Антарктиды?
    (Около 200 млн. лет назад Антарктида, Южная Америка, Африка, Австралия, Новая Зеландия и Индия составляли единый континентальный массив, получивший название Гондвана. Теория Гондваны дала основание для высказывания предположений о наличии в Антарктиде богатых месторождений железа, угля, меди, никеля, кобальта, хрома, урана, нефти и др., подобных тем, что обнаружены в Южной Африке, Австралии и Южной Америке).

  4. Как называют климат Антарктиды? Где находится полюс холода Земли и чему равна там минимальная температура воздуха?
    (Климат Антарктиды называют полярным континентальным. В Центральной части Антарктиды располагается полюс холода нашей планеты. На станции Восток в 1983 году зарегистрирована рекордная температура -89,6°С. Средняя температура зимних месяцев от -60 до -70°С, летних от -30 до -50°С).

  5. «Я обошел океан южного полушария в высоких широтах и совершил это таким образом, что неоспоримо отверг возможность существования материка, который, если и может быть обнаружен, то лишь вблизи полюса, в местах, недоступных для плавания... Я льщу себя надеждой, что задачи моего путешествия во всех отношениях выполнены полностью; южное полушарие достаточно обследовано; положен конец дальнейшим поискам южного материка, который на протяжении двух столетий неизменно привлекал внимание некоторых морских держав и был излюбленным предметом рассуждений для географов всех времен... Если кто обнаружит решимость и упорство, чтобы разрешить этот вопрос, и проникнет далее меня на юг, я не буду завидовать славе его открытий. Но должен сказать, что миру его открытия не принесут никакой пользы». Какому мореплавателю принадлежит это высказывание и прав ли он был в этом?
    (Кук поставил под сомнение саму возможность существования Антарктического материка и утверждал, что область, лежащая за Южным полярным кругом, бесполезна для человечества. Ошибочные выводы Кука значительно затормозили дальнейшие поиски Антарктиды).

Варианты заданий при работе с Интернет-ресурсом для среднего уровня учащихся:

  1. Расскажите, какие приспособления имеют обыкновенные тюлени для жизни в холодных морях, и какой образ жизни они ведут?
    (Обыкновенные тюлени (настоящие тюлени, семейство Phocidae) хорошо приспособлены к жизни в холодных морях: все их тело, включая короткий хвост и ласты, покрыто густым грубым волосом, защищающим от ледяной воды, ветра, снега и льда. Под кожей находится толстый слой жира, обыкновенный тюлень не образует крупных колоний, он проводит на берегу больше времени, чем другие тюлени, и не может спать в воде. Семьи, состоящие из самца, нескольких самок и их детенышей разного возраста, нередко используют для ночлега одно и то же место, становящееся их групповой территорией. Это очень дружелюбные животные, которых легко приручить. Обыкновенный тюлень питается рыбой, а также кальмарами и осьминогами).

  2. Используя статью «Пингвины Антарктиды», выясните, как изучают историю Антарктиды по останкам пингвинов, и почему они находятся на грани вымирания? (Пингвины Адели — самый распространенный вид пингвинов в Антарктике. Как правило, их колонии располагаются на самой границе льда и открытой воды. Пингвины возвращаются на свои колонии много лет подряд. Останки (кости, ткани, иногда даже полностью сохранившиеся тушки) и следы жизнедеятельности птиц — перья, помет, скорлупа яиц — хорошо сохраняются в сухой и холодной атмосфере Антарктиды. Популяция пингвинов в Антарктиде резко уменьшилась из-за глобального потепления, о таяние льдов, протекающее в Антарктиде более быстрыми темпами, чем в остальном мире, уничтожает привычные места обитания пингвинов, а также сокращает их пищевые ресурсы. Под угрозой исчезновения находится четыре вида этих птиц, являющихся, по словам докладчика, "символами Антарктиды": императорский пингвин, пингвин Папуа, пингвин Адели, а также антарктический пингвин).

  3. Используя статью «Карты Антарктиды», ответьте на вопрос, почему Арктида изображена свободной ото льда?
    ( Карты, которыми в качестве источников пользовались Пири Рейс и Меркатор, должны были возникнуть к концу этого периода, когда в Антарктиде были свободны от льда только прибрежные зоны).

  4. Используя статью «Станция Беллинсгаузен», расскажите об условиях работы 55-й экспедиции, которая стала работать с ноября 2009 года.
    (На станции проводятся прибрежные ледово-гидрологические наблюдения, метеорологический мониторинг и мониторинг морских экосистем, идет изучение адаптации и состояния здоровья полярников. В режиме реального времени на 23.12. 2009 года. – погодные условия на станции - темпер.: 0°C; ск.ветр.: 6км/ч; влажность: 96% давление: 986 мм рт. ст.)

  5. В Антарктиде подо льдом обнаружены бактерии. Используя статью «Тайны Антарктиды» (Кровавый водопад), объясните, как они могли там выжить.
    (1,5-2 миллиона лет назад на этом месте был фьорд. Когда началось оледенение, уровень моря упал и сравнительно небольшой водоём на континенте оказался запечатан сверху мощным ледником. Микробы же, попавшие в западню, “не растерялись”. Они всё это время жили, перерабатывая остатки органики, запертой вместе с ними, причём дышали они железом из окружающих пород (вместо кислорода) при содействии сульфата в качестве катализатора).


Варианты заданий при работе с Интернет-ресурсом для «продвинутых» учащихся:

  1. Используя статью «Открытие Антарктиды. Когда-то в Антарктиде цвели альпийские луга». Объясните, почему началось оледенение континента?
    (Есть гипотеза, что около 40 миллионов лет назад Антарктида соединялась с Южной Америкой. Но тут мощно двинулись тектонические плиты. И часть поверхности просело. Образовалась впадина, ставшая ныне проливом Дрейка. Вместе с ним появилось и антарктическое приполярное течение, которое резко сократило количество тепла, попадавшего к континенту. И он стал замерзать. Вместе с остальным миром. Аналогичный эффект, по мнению некоторых климатологов, может сработать и в недалеком будущем. Если теплое течение Гольфстрим изменит свое направление. А он способен — от талой пресной воды, поступающей из Арктики. Она перекроет путь. И тогда уже первым оледенеет Северное полушарие. Так нынешнее глобальное потепление станет очередным глобальным похолоданием).

  2. В Антарктиде практически отсутствуют высшие растения. Чем в таких условиях питаются животные? (Используя статью «Какие растения живут в Антарктике»)
    (Лишь в Западной Антарктиде, где климат помягче, кроме устойчивых к засухе лишайников в более влажных местах растут некоторые мхи. Здесь, в защищенных котловинах скал, прячутся даже гвоздичные и злаковые травы высотой около 1 см. Они — единственные представители высокоразвитых растений в Антарктиде. Их миниатюрные «луга» могут прокормить лишь очень маленьких животных. Крупные травоядные полностью отсутствуют, и потому нет питающихся ими сухопутных хищников. Таким образом, единственные настоящие сухопутные животные на материке — ногохвостки, клещи и насекомые, у которых к тому же нет крыльев, чтобы постоянные бури не могли унести их, черви (нематоды, трематоды, цестоды), некоторые членистоногие).

  3. Главная особенность природы Антарктиды - наличие огромного ледникового купола. Из –за чего он сформировался? (Используя ст. «Антарктика и Антарктида»)
    (Несмотря на то, что в Центральной Антарктиде зимой в течение нескольких месяцев продолжается полярная ночь, годовая суммарная радиация приближается к годовой суммарной радиации экваториальной зоны. Однако до 90% приходящего тепла отражается снежной поверхностью обратно в мировое пространство и только 10% идёт на её нагревание. Поэтому радиационный баланс Антарктиды отрицательный, а температура воздуха очень низка и идет накопление льда).

  4. «Тайны Антарктиды. Оазисы Антарктиды» .Так что же под ледяным панцирем Антарктиды может настолько привлекать правительственные круги США, а также России, что они посылают на шестой континент, в район озера Восток, научные экспедиции, оснащенные дорогим и тщательно засекреченным оборудованием? (По имеющимся сведениям, приборы, установленные на спутниках, показали, что температура воды в озере колеблется от +10 до +18 °С! Это значит, что в глубине озера находятся геотермальные или какие-то иные источники тепла. Анализируя показания приборов, ученые высказали предположение, что в полости между ледяным куполом, покрывающим озеро, и его водной поверхностью может существовать самоочищающаяся атмосфера и, возможно, в ней живут растения).

  5. Используя статью «Россия разморозит тайны Земли», ответьте на вопрос: зачем нам миллионы тонн льда?
    (Во льдах хранится на самом деле масса информации. Дальнейшее изучение льда, извлечённого с 200-метровой глубины, позволит нам восстановить картину изменения климата за последние две тысячи лет. А именно лёд рассказывает о климате прошлого. Потому что в него вмерзают семена и споры растений, а пузырьки воздуха содержат газовые смеси того времени).

    (Далее обучающиеся рассказывают, что они узнали о природе материка)

Учитель: А теперь попробуйте проверить свои знания материка Антарктиды, пройдя тест на сайте www.antarktis.ru.

Пройди тест на знание «Антарктиды»

Учитель: На уроке мы с вами познакомились с природой необыкновенного материка Земли.

  1. Что нового вы узнали на уроке?
  2. Понравилось ли вам виртуальное путешествие в Антарктиду?
  3. Что из урока больше запомнилось и почему?

Домашнее задание:

  1. Задания для наименее успевающих учащихся: используя материалы урока, а также §§ 38,39 выписать в тетрадь «рекорды» материка – он самый, самый – какой?
  2. Задания для среднего уровня учащихся: на материке Антарктида работают российские научно-исследовательские станции. Подготовьте сообщение об одной из них, используя дополнительную литературу, ресурсы Интернета.
  3. Задания для «продвинутых» учащихся: подготовить памятку для туриста, отправляющегося в Антарктиду в виде презентации в программе Power Point.