Наглядное пособие "Ротик – домик Веселого Язычка"

Разделы: Логопедия


Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.

В норме формирование правильного звукопроизношения у детей заканчивается к 4,5-5 годам. Однако, не все дошкольники в состоянии освоить произношение отдельных звуков родного языка. Значит, у них недостаточно развиты мышцы речевого аппарата. В преодолении этой проблемы ребёнку поможет работа по развитию основных движений органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти).

Эта работа проводится в форме артикуляционной гимнастики. Её цель- выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата и подготовка их к формированию правильного произношения фонем.

В работе по формированию правильного звукопроизношения важно вызвать интерес у детей. А для этого необходимо использовать игру, художественное слово, и, конечно же, наглядные пособия, побуждающие познавательную активность ребёнка и позволяющие ему избежать быстрого утомления.

Эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем разнообразнее чувственное восприятие материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность нашла своё выражение в принципе наглядности, реализуемом, как нельзя лучше, в дошкольной педагогике. Наглядность в дидактике - это не только непосредственное зрительное восприятие. Она включает в себя восприятие и через моторные и тактильные ощущения. К.Д.Ушинский раскрыл значение наглядных ощущений для развития речи детей.

Желание проводить артикуляционную гимнастику необычно, более интересно, привлечь внимание детей и сохранить у них интерес к однообразной, а зачастую и монотонной работе, побудило меня создать такое наглядное пособие как «Ротик».

Хорошо известно, что дети очень любят манипулировать предметами. Данное пособие помогает быстрее освоить артикуляционные упражнения, поскольку ребёнок имеет реальную возможность рассмотреть, коснуться и почувствовать зубы, альвеолы, нёбо, язык, совершать различные движения языком, «выполнять» правильную артикуляцию звуков. Это способствует формированию более точных кинестетических ощущений, так необходимых для выработки артикуляционного уклада звуков. Ведь, играя с пособием, ребенок соотносит движения Весёлого язычка с движениями своего языка и ему легче запомнить и выполнить упражнения самому.

Уже много лет я с успехом использую в работе своё изобретение. Оно вызывает интерес не только у детей, но и у коллег, родителей. Поэтому я хочу поделиться опытом изготовления «Ротика» и с вами.

Итак, цель пособия - демонстрация упражнений при проведении артикуляционной гимнастики с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения.

Вам понадобятся: 2-х литровая пластиковая бутылка, поролон толщиной 1см и 4-5 см, тюбик (мягкий) из-под зубной пасты, красная гуашь, ёмкость для воды, гвоздь, 2 гайки, 2 болтика, ткань розового цвета, нитки, клей, вата, ножницы, кисточка.

Последовательность работы:

1. Вырезать из 2-х литровой бутылки цилиндр длиной 10-12 см, разрезать пополам (вдоль). Получатся 2 вогнутых прямоугольника. Это основа для ротика.

Рисунок 1

2. Для скрепления заготовок прожечь нагретым гвоздём отверстия в углах 3,4 предварительно совместив их. Для этого соединить заготовки, придав форму цилиндра (углы верхней части сверху нижней). После этого прожечь отверстия по краю линий 1-2.

Рисунок 2

3. Из тонкого поролона вырезать широкий и узкий язычки. Они должны помещаться в ротике. Из толстого поролона вырезать губы. Их длина должна совпадать со сторонами 1-2.

Рисунок 3

4. В ёмкость с небольшим количеством воды добавить гуашь. Покрасить вырезанные предметы, опустив их в насыщенный раствор, отжать, просушить.

Рисунок 4

5. Пришить губы к краям заготовок (линии 1-2).

Рисунок 5

6. Из тюбика из-под пасты вырезать несколько прямоугольников, придав им форму зубов. Приклеить в тех местах, где находятся верхние и нижние передние зубы.

Рисунок 6

7. Обклеить заготовки с обеих сторон тканью. За верхними зубами приклеить «альвеолы» - небольшой бугорок из ваты. Приклеить остальные прямоугольники в тех местах, где находятся верхние и нижние боковые зубы.

Рисунок 7

8. Совместить отверстия 3,4 (рис.2).Соединить части с помощью болтиков и гаек.

Рисунок 8

Ротик готов. Благодаря такому соединению он будет подвижен: закрываться и открываться.