Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Урок окружающего мира "Охрана животных". 3-й класс

Разделы: Преподавание в начальной школе


ЦЕЛЬ: Создать условия для:

  • Ознакомления с животными из Красной книги;
  •  Развития навыка связной речи, творческого воображения, образного мышления;
  • Формирования гражданской и нравственной позиции обучающихся, личностного отношения к окружающей действительности.

Приложение 1. Презентация к уроку

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! (Слайд 1.)
 
II. Актуализация изученного.

Учитель: Ребята, посмотрите, как прекрасен этот мир! Не правда, ли прекрасны эти творения природы, ими бы только восхищаться! (Слайд 2.) Но посмотрите, они обращаются к нам с просьбой! Что это за просьба? Почему они об этом просят? (Слайд 3.)

III. Принятие, конструирование УЗ.

Постановка проблемы.

Слайд 4. Учитель: Отгадайте загадку. (получается слово «книга»)

(Слайд 5.) Учитель: Решите кроссворд (получается слово «красная»). Назовите тему нашего урока? (Слайд 6.)

О чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Задайте вопросы. (Слайд 7.)

IV. Планирование.

Учитель: Что нам поможет найти ответы на наши вопросы? (презентация, учебник, тетрадь, учитель).

V. Реализация плана. Работа над темой. Рассказ учителя.

(Слайд 8.) Учитель: Природа создала животное вовсе не для того, чтобы оно нравилось или не нравилось человеку. Закон равновесия.

(Слайд 9.) Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных. За малым исключением, все эти животные вымерли по вине человека.

(Слайд 10.) 1948 год. Ученые всего мира создали международный союз охраны природы. По заданию этого союза ученые: биологи, экологи, стали изучать каким представителям нашей планеты помочь в первую очередь, составили списки и издали их в виде книги. Назвали ее «Красная книга фактов». Это была первая Красная книга.

Эта книга советует, рассказывает какие растения и животные редкие, призывает изучать и предупреждает об их исчезновении. Первую Международную Красную книгу составляли 14 лет. Она хранится в Швейцарии. Однако даже в Международную Красную книгу нельзя записать все виды редких растений и животных, которые нуждаются в охране.

(Слайд 11.) 1966 год. Была издана в необычном виде. Она состояла из разноцветных страниц: (Слайды 12-13) (о цветах книги) красный цвет – исчезающие животные, жёлтый - сохраняющиеся, но их численность сокращается , синий - не находятся под угрозой вымирания, но встречаются очень редко, серый - неопределенные виды, мало изученные учеными, зелёный удалось спасти в результате мер по их охране, чёрный - исчезнувшие животные.

(Слайд 14.) В нашей стране такая книга вышла в 1978 году, позже выяснилось, что в защите нуждаются большее количество видов. В 1984 г. (6 лет спустя) выходит втрое издание в двух томах: (1 том – растения, 2 том – животные).

(Слайд 15.) С тех пор Красная книга много раз переиздавалась. Как вы думаете почему? (Ответы детей.)

(Слайд 16) Физминутка для глаз.

(Слайд 17) Учитель: Сейчас мы поговорим о животных, которые занесены в Красную книгу.

(Cлайд 18) Исчезнувшие животные. Морская (Стеллерова) корова. Морское млекопитающее отряда сирен. Длина до 10 метров, весила до 4 тонн. Это малоподвижное беззубое темно-бурое животное длиной в основном 6-8 метров с раздвоенным хвостом обитало в мелких бухтах, практически не умело нырять, питалось водорослями. Животное совершенно не боялось людей и безжалостно истреблялось. В основном люди использовали подкожный жир и мясо морских коров. К 1768 году Стеллерова корова была полностью истреблена.

(Слайд 19) Странствующий голубь вымершая птица семейства голубей. До 19-в являлась одной из самых распространённых птиц на Земле, общее количество которых оценивалось в 3-5 млрд. особей. Вымирание странствующего голубя произошло по причине истребления ради получения мяса. Последний раз странствующий голубь в дикой природе был обнаружен в 1899 г. Последний голубь «Марта» умер в зоологическом саду г. Цинциннати (США) 1 сентября 1914 г.

(Слайды 20-21) Удалось спасти: речной бобр, соболь.

Соболь – имеет ценный мех. В дневное время плохо видит, зато ночью – очень ловкий. Питается мелкими птицами, зверьками, ягодами.

Речной бобр - населяет берега медленных рек и озер с поросшими лиственным лесом берегами. Живут семьями. В крутых берегах строят норы, а там, где берега плоские — хатки из скрепленных илом сучьев с подводным входом. Плотины достигают 200 м в длину и 7 м в ширину; иногда бобры роют в пологих берегах узкие каналы, по которым сплавляют к водоему корм.

В случае опасности ныряют, подав сигнал тревоги — громкий шлепок хвостом по воде. К началу XX века был почти истреблен, но теперь благодаря охране и мерам по расселению встречается почти по всей лесной зоне.

(Слайды 22 – 25) Редкие животные: белый медведь, амурский тигр, розовый фламинго , журавль-красавка, лебеди, выхухоль.

Белый медведь владыка Арктики. Это самый крупный хищный зверь. Живет почти 40 лет. У него нет постоянного дома. Медведица отрывает в сугробе берлогу и там рождаются медвежата.)

Амурский тигр.

Истребление тигров было очень большим, т.к. знахари считали, что из когтей, шерсти, зубов этого животного можно приготовить лекарство от трусости, слабости, а когти тигра были талисманами.

Фламинго

Эта птица стала редкой, так как подверглась преследованию ради вкусного мяса, пера и пуха. Розовый фламинго занесен в Красную книгу. Охота на эту птицу запрещена. Живет фламинго 25-30 лет. Тело ее высотой 1,5 метра, вес 4 кг. У фламинго интересные гнезда. Они конической формы или в виде башенки, высотой до 1,5 м. Смешные у них птенцы: ноги толстые, красные, клюв прямой – тоже красный. А пух в птенцов серый, потом будет розовым. Через 4 месяца они вырастают до размеров своих родителей.

Журавль-красавка

Журавли очень стройные птицы, имеют длинные ноги, шею, большой клюв. Питаются насекомыми, корнями растений, ягодами, и даже мелкими грызунами.

Лебедь.

Это одна из самых красивых и крупных птиц. Гнездятся лебеди по глухим озёрам, камышам. В неволе быстро становится ручным. Охота на этих птиц запрещена.

Выхухоль.

Ребята, на территории нашей страны обитает удивительный зверек, занесенный в Международную Красную книгу, и в Красную книгу нашей страны, Он встречается только в нашей стране и нигде больше. Выхухоль – животное из далеких эпох. Сородичи его жили 40 млн. лет назад. Сохранился лишь один вид – русский выхухоль. Это ценный пушной зверек. Его шкурки ценились выше шкурок бобра. Этот зверек водился в речках, но браконьеры сделали свое дело и сейчас он встречается в наших краях редко.

(Слайд 26 – 27) Сохраняющиеся, но их численность сокращается!

Лось - длина тела  до 3 м, высота в до 2,3 м, масса 360—600 кг. У самцов огромные рога. Рога лось сбрасывает ежегодно в ноябре — декабре и ходит без них до апреля — мая. Самки безрогие. Лоси населяют различные леса, заросли ивняков по берегам степных рек и озёр, держатся по березнякам и осинникам. Лоси питаются древесно-кустарниковой и травянистой растительностью, а также мхами, лишайниками и грибами.

Песец - сравнительно небольшое хищное животное, напоминающее лисицу. По окраске различают обычного белого и голубого песца. Песец всеяден. Питается как выброшенной на берег, так и добытой рыбой, а также растительной пищей: ягодами , травами, водорослями. Не отказывается от падали. На побережье песец часто сопровождает белых медведей, и ему достается часть мяса убитых тюленей. Летом запасает в логове излишки пищи на зиму. У песца хорошо развиты слух и обоняние; несколько слабее — зрение. Голос представляет тявкающий лай.

Дрофа - по внешнему виду и образу жизни дрофа напоминает небольшого страуса. У неё длинные, очень мощные ноги, длинная шея, голова с коротким клювом. Она неплохо бегает и летает. Питается растительной пищей — зёрнами и семенами растений, особенно любит  горох,  капусту и горчицу, щиплет молодую траву. Может ловить и мелких млекопитающих, земноводных и некоторых беспозвоночных, в том числе насекомых. В начале  20 века дрофы были одним из многочисленных видов птиц. Однако из-за распашки степей под сельскохозяйственные угодья, численность дроф неуклонно сокращается. Ещё больше этих птиц гибнет от рук браконьеров, так как мясо дроф считается деликатесом.

(Слайды 28 – 30) Исчезающие животные: сокол-сапсан, морж, чёрный лебедь.

Сокол-сапсан - крупный сокол, размах крыльев 85-120 см. Обычно сокол охотится на птиц средней величины - голубей, уток, вороновых, но во время выкармливания птенцов самец, на котором лежит забота добывать пищу для выводка, ловит и мелких птиц. В большинстве стран сокол охраняется как памятник природы.

Морж - принадлежит к числу наиболее крупных ластоногих млекопитающих. Они распространены по мелководным морям Северного Ледовитого океана. В результате хищнического их истребления в прошлом моржи исчезли. В России в настоящее время они еще встречаются в некоторых местах. В среднем длина тела моржей 3—4 м, а масса — около 1,5 т. Самой характерной особенностью этих зверей являются мощные бивни. С виду моржи неуклюжи, но они способны к проворным движениям как в воде, так и на суше. Их толстая кожа (3—5 см) покрыта редкими жесткими волосами рыжеватого цвета. Моржи не боятся холода; в ледяной воде они не замерзают, потому что их тело предохраняет от охлаждения толстый слой (5—10 см) подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море.

Чёрный лебедь- окраска оперения у этого лебедя черная, и лишь большие маховые перья белые. Имеет очень короткий хвост, тон­кую длинную шею и маленькую голову; клюв без нароста. Перья кра­сиво и пышно закручены. Распространен черный лебедь в Австралии, где прежде был весьма многочислен, а в настоящее время во многих ме­стах истреблен. Живет на обширных болотах и озерах, по­росших растительностью. Гнездо в виде большой кучи бо­лотных растений расположено на небольших островках или на воде.

Учитель: А все ли животные занесены в Красную книгу? Значит, их не надо охранять? Какое значение имеют животные для человека, для природы? (Ответы детей.)

(Слайд 31)

Учитель: Беречь надо и тех животных, которые не занесены в Красную книгу. Это хорошо нам известные: белка, ёж, синица, дятел, лягушка и другие. Их жизнь зависит от вас, от вашего поведения в природе.

Давайте вспомним экологические правила.

(Поработай в паре, учебник, с. 115.)

(Проверка, ответы детей.)

(Слайд 32-35) Экологические правила (чтение детьми, обсуждение).

(Слайд 36)Как люди защищают животных? (Ответы детей.)

(Слайд 37) Заповедные места России. Всего 93 заповедника. Самый ближайший к нам - Тигирекский заповедник — государственный природный заповедник, образован 4 декабря 1999 года. Расположен в юго-западной части Алтайского края. Здесь обитают крупные животные: бурый медведь, марал, косуля, лось. Везде распространены соболь, колонок, горностай, белка, бурундук, заяц-беляк. Реже встречаются рысь, ласка, росомаха, солонгой, немногочисленна кабарга. На территории заповедника встречается множество видов птиц. Самыми характерными лесными птицами являются рябчик, тетерев, длиннохвостая неясыть, мохноногий сыч, кедровка, изредка встречается глухарь.

VI. Контроль знаний. Практическая работа.

(Слайд 38) Поработай в паре! Заполни страницы Красной книги. (Дети получают раздаточный материал, собирают цветные страницы Красной книги, вклеивают изображения животных и соединяют все по разделам в единую книгу.)

VII. Рефлексия.

(Слайд 39) Закончи предложения. Я понял(а)…Я узнал(а)… Я нашёл ответ на вопрос…

VIII. Домашнее задание.

(Слайд 40) Выбери:

  • Учебник стр. 116-117 «Для самых любознательных».
  • Выучи стихотворение о защите и охране животных.
  • Подготовь сообщение об одном из животных Красной книги.
  • Поработай в тетради с. 51.

Оценки.

Учитель: Спасибо за активную работу на уроке.

Урок закончен.