Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок русского языка "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Разделы: Преподавание русского языка, Преподавание в начальной школе


Цель: познакомить с понятиями одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Задачи:

Образовательная: закрепить умения находить в тексте имена существительные, Сформировать понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных, учить различать одушевленные и неодушевленные имена существительные; закрепить умение находить в предложениях подлежащее и сказуемое, связь слов в предложении; учить приемам анализа и синтеза. Подвести к выводу: одушевленные имена существительные, когда речь идет о людях и животных отвечают на вопрос “Кто?”; неодушевленные имена существительные, когда речь идет не о людях и животных отвечают на вопрос “Что?”.

Развивающая: развивать умения выделять общие и существенные признаки, связи, отношения; формировать умение выделять главное, наблюдать; развитие умения частично- поисковой деятельности, частичная постановка проблемы, ее решение; развитие умения работать в должном темпе. Обучение приемам запоминания - смысловая группировка материала. Развитие воли и самостоятельности, инициативы, уверенности в своих силах. Развитие лингвистического отношения к слову; обогащение словаря; формирование связной речи.

Воспитывающая: формирование внимательного и бережного отношения к природе, учить видеть красоту окружающего мира; формирование ответственности перед коллективом; познавательной потребности. Воспитание стремления к творчеству.

Форма урока: интегрированный урок.

Оборудование: учебник “Русский язык” 2 класс Автор: А.В. Полякова, в 2-х частях, Часть 1, (Москва “Просвещение” 2008 г.). Мультимедиа, Слайды к уроку (с текстом стихотворения С. Есенина “Пороша”, карточки-слайды словарных слов), фотография зимнего леса; аудиозапись “Звуки природы”, тетради.

Ход урока.

Орг. момент.

Задача: настроить детей на предстоящую деятельность, создать положительный психологический настрой.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Добрый день! Я рада вас видеть на занятиях. У вас на партах карточки настроения, покажите какое у вас настроение.

А вот какое у меня настроение.

Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. А с теми, у кого плохое настроение. Мы попытаемся поделиться своим хорошим настроением. Слайд2.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Постараюсь все понять,
Буду грамотно писать.

Актуализация знаний учащихся.

Задача: подготовить к восприятию новой темы, закрепить умения находить в тексте имена существительные.

Сегодня на уроке, мы отправимся в сказочный лес. Ребята, что вы можете сказать о наступившем времени года. Слайд4,5.

Верно, дети, вы все правы и сегодня на уроке мы отправимся в зимний сказочный лес.

А как нужно вести себя в лесу? Какие правила поведения в лесу вы знаете?

Молодцы, спасибо!

Звучит музыка “Звуки природы”, появляется слайд4, 5 с изображением зимнего леса.

Учитель читает стихотворение С. Есенина. Слайд 6.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой,
Долбит дятел на суку.

На доске слайд с текстом стихотворения.

Какое время года описано? Почему вы так думаете? Докажите.

О ком из животных пишет автор в стихотворении? Каких животных вы знаете, которые живут в лесу?

Как вы думаете, как человек должен относиться к лесным жителям?

Молодцы, спасибо! Я с вами согласна.

Наступила зимушка - зима, начало зимы, и др. варианты.

Нельзя кричать, бегать, включать громко музыку.

Нельзя нарушать покой животных, им и так плохо зимой.

Никогда не надо рвать и ломать ветки деревьев.

Можно принести с собой кормушки и насыпать в них корм.

В стихотворении описана зима.

Лес дремлет, лес заколдованный.

Сосна накрылась белой косынкой, ей холодно.

Холодно, вот она и закрылась.

Дятел сидит на суку.

В лесу живут зайцы, медведи, лисы. Там много птиц: снегири, синицы, воробьи, сороки и др. ответы.

Человек должен относиться к лесным жителям бережно. Не убивать их, защищать от браконьеров.

Я читал, что амурских тигров осталось всего 200. Охранять надо, а то вымрут как динозавры. И человек погибнет.

Словарная работа.

Задачи: повторить словарные слова, подготовить к восприятию новой темы, учить находить в тексте имена существительные, учить приемам анализа и синтеза.

Посмотрите на слайды 7. Прочитайте слова.

Вет_р, в_рона, в_р_бей, за_ц, м_роз, ин_й, д_кабрьский, р_бята.

Какое задание вы могли бы предложить?

Можно ли проверить написание этих слов?

Как узнать, что вы правильно написали эти слова?

Молодцы, правильно! Задание: спишите слова, проверьте правильность выполнения работы по словарю.

 Вставить пропущенные буквы, поставить ударение.

Это словарные слова, их нужно выучить.

Словарные слова нужно проверить по словарю.

Самостоятельная работа учащихся.

Подумайте и скажите. Какое еще можно предложить задание?

Найдите “лишнее” слово в тексте. Почему оно лишнее?

Почему вы решили, что это имя прилагательное, а не имя существительное? Слайд8.

А какое еще вы можете предложить задание?

Молодцы! Запишите это слово к себе в тетрадь.

Какое слово записали?

Умницы! Посмотрите внимательно на эту группу слов, подумайте и скажите, на какие две группы можно разделить теперь эти существительные.

Какие слова отвечают на вопрос кто?

Что вы о них можете сказать?

Что интересного заметили? Какие предметы они называют?

Какие слова отвечают на вопрос Что?

Какие это предметы и явления?

Можно ли их назвать живыми? Слайд 9.

Найти “лишнее” слово в тексте.

Лишнее слово “Декабрьский”, это прилагательное, а остальные слова имена существительные.

На прошлом уроке мы определили, что имена существительные обозначают предмет, явления природы. Они отвечают на вопросы: кто? и что?

А это слово обозначает признак предмета.

И др. ответы.

Я предлагаю заменить слово декабрьский на однокоренное

существительное.

Мы записали слово декабрь. Это словарное слово е го написание нужно запомнить.

Эти существительные можно разделить на те, которые отвечают на вопрос кто? и что?

Ворона, воробей, заяц, ребята.

Эти существительные отвечают на вопрос Кто?

Они относятся к теме “Природа”. Я заметил, что это живые предметы.

Ветер, мороз, иней, декабрь отвечают на вопрос что?

Они не живые, у них нет души. Они неживая природа.

Основная часть урока. Задачи: Сформировать понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных, учить различать одушевленные и неодушевленные имена существительные; познакомить с понятиями одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Если слово отвечает на вопрос кто? Какие предметы оно обозначает?

А что есть у каждого живого существа?

Как же мы сможем тогда назвать существительные, которые имеют душу.

А если неживые?

Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

Появляется слайд 10. на доске.

Чему вы хотели бы вы, научится, на данном уроке?

Вернемся к нашему стихотворению на доске.

Кто автор данного произведения?

Что вы о нем знаете? Слайд11.

Посмотрите внимательно на текст и найдите в нем имена существительные. Почему эти слова именно существительные, докажите.

На какие две группы можно разделить данные слова?

Правильно, умницы.

Запишите данные слова в два столбика: одушевленные и неодушевленные.

Если слово отвечает на вопрос кто?, оно обозначает живое.

У каждого живого предмета есть душа.

Можно назвать живыми, одушевленными и др. ответы.

У них нет души, они неживые, неодушевленные и др. ответы.

Я думаю, мы будем говорить об одушевленных и неодушевленных именах существительных.

Распознавать слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?

Находить одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Узнать, где нам пригодятся эти знания.

Читают стихотворение. Стихотворение написал С. Есенин. Русский поэт. Он жил в начале 20 века и писал о природе. Есенин очень любил русскую природу.

Имена существительные обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? И что? Их можно разделить на живые и неживые. Одушевленные и неодушевленные.

Работа в тетрадях с комментированием.

Релаксация. Прослушивание музыкального произведения. Учитель читает еще раз произведение С. Есенина, а дети выполняют д