Учебный проект "Новизна лермонтовского героя" (по поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри")

Разделы: Литература


Краткое содержание проекта:

Проект посвящен творчеству русского поэта XIX века М.Ю. Лермонтова. Творчество это уникально прежде всего тем, что автор сумел в рамках романтизма создать образ героя, представление которого о свободе связано с мечтой самого ссыльного поэта вернуться домой из ссылки на Кавказ.

В 8-м классе на изучение творчества М.Ю. Лермонтова отводится всего 3 часа. Как за это время постараться вовлечь ребят в мир лермонтовской идеи?

Для более глубокого и осмысленного изучения творчества великого русского поэта был разработан проект, который ориентирован на действующую учебную программу В.Я. Коровиной.

Предметы: литература, история, МХК, ИЗО.

Класс: 8

Приблизительная продолжительность проекта: 3 урока; с включением самостоятельной домашней работы – 1 учебная неделя.

Основа проекта:

Данный проект ориентирован на изучение учащимися вопросов, предусмотренных государственным стандартом по литературе для основной школы (2004 год):

  • влияние поворотных событий русской истории (восстание декабристов) на русскую литературу;
  • конфликт романтического героя с миром;
  • соотношение мечты и действительности в романтических произведениях.

Получат развитие основные теоретико-литературные понятия: романтизм, тема, идея, проблематика, сюжет, изобразительно-выразительные средства: эпитет, метафора, антитеза.

Дидактические цели:

Образовательная – проникнуть в идейный замысел автора поэмы, показать художественные открытия Поэта.

Развивающая – создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, развития способности к формированию аналитического мышления и интеллектуальных навыков: сравнения, обобщения, структурирования и развитию навыков рассуждения на литературную тему.

Воспитательная – воспитывать чувство патриотизма, чести, протеста против физического и духовного рабства, прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства.

Основополагающий вопрос:

В чем особенность Мцыри?

Проблемные вопросы:

– В чем особенность лермонтовского Мцыри? Почему на протяжении многих десятилетий он волнует чувства читателей?

  • Почему погибает Мцыри?
  • Почему поэма имеет открытый финал?
  • Какая общественная проблема привела автора к созданию нового романтического образа в литературе?
  • Какого человека можно считать счастливым?

Учебные вопросы:

– Кто такой Мцыри? Что означает Мцыри?

  • Как Мцыри попал в монастырь?
  • Какое впечатление производит Мцыри-ребенок?
  • Когда формировался характер?
  • Что оказывает влияние на формирование характера?
  • Каковы причины побега?
  • Какая черта им двигала?
  • Почему Мцыри не ушел от барса, а вступил с ним в бой?
  • Какая черта вновь им двигала?
  • Какие черты характера проявляются при встрече с молодой грузинкой?
  • Что значило для Мцыри “ЖИТЬ”?

Планирование оценивания (Приложение № 1):

До начала работы: знание содержание поэмы “Мцыри” – тест (самооценка по ключу).

Текущее оценивание: качество ответов учащихся в обсуждении учебных вопросов, выполнение презентации.

Итоговое оценивание: рефлексивный лист.

Необходимые начальные ЗУН:

Общеучебные – анализ, синтез, общение, сравнение, определение понятий, описание, сиквейн, кластер, цитирование как способ аргументации, участие в диалоге, строить устное и письменное высказывание, работа с различными источниками информации.

Специальные – умение работать с художественным текстом, воспринимать его в единстве содержания и формы, выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения, давать характеристику героя.

Учебные мероприятия (система уроков):

Урок 1. “Мозговой штурм”.

Учащиеся знакомятся с историей создания нового для них произведения М.Ю. Лермонтова. Они узнают о том, какую роль Кавказ сыграл в судьбе поэта, как жила Россия после восстания декабристов. Сюжет этого произведения, его идеал и композиция тесно связана с образом главного героя, с его стремлениями и переживаниями. В своей романтической поэме Лермонтов ищет своего идеального героя – борца и находит в образе Мцыри, в котором воплощает лучшие черты передовых людей своего времени.

Учащиеся участвуют в речевой ситуации: какого человека можно считать счастливым?

После диалога учащиеся пришли к выводу: все зависит от человека. Если хочешь быть счастливым – будь им.

А счастлив ли главный герой?

В чем его загадка?

Учащимся предлагается стартовая презентация учителя (Приложение № 2).

Ответить на эти вопросы сразу нельзя, нужна исследовательская работа. Для её организации учащиеся делятся на две группы, в каждую из которых входят учащиеся с разными учебными возможностями, чтобы все школьники смогли найти ответ на основополагающий вопрос проекта, шагая к нему, помогая друг к другу.

Вопросы для обсуждения:

  • Что такое исповедь?
  • Что мы знаем о детстве Мцыри?

Групповая работа: найдите описание тех черт, которые заложены в Мцыри и нарисуйте кластер

“Мцыри в детстве”.

Домашнее задание по группам:

Анализ текста и составлении кластеров “Мцыри в монастыре”, “Мцыри на свободе”, логически последовательное рассуждение по ним.

Урок 2. Диалог.

Группы учащихся отчитываются о работе. Возможна индивидуальная работа. Можем ли мы дать ответ на основополагающий вопрос сейчас? Нет.

Анализ сцен:

  • Побег из монастыря.
  • Бой с барсом.
  • Встреча с грузинкой.
  • Помогли ли черты, заложенные в детстве, Мцыри в этих сценах?
  • Какими чертами характера обладал Мцыри?
  • Какие средства выразительности помогают их определить?
  • Какие ключевые слова урока?

Домашнее задание по группам:

Выбрать форму представление результатов ответа на основополагающий вопрос.

(Индивидуальные консультации во время самостоятельной домашней работы учащегося).

Урок 3. Представление результатов работы.

Каждой группе на выступление представляется 6 – 8 минут. Затем каждая группа оппонирует другой, задавая вопросы. (Приложение № 3)

Материалы для дифференцированного обучения:

Работа в проекте способствует формированию информационной и коммуникативной культуры, воспитанию патриотизма.

Повышается мотивация учащихся в учебе. Одни попробуют себя в роли консультантов, другие – организаторов.

Кроме того, работая в группе, каждый отвечает не только за себя, но и за других. Ученик с проблемами в учении старается быть не хуже одаренных школьников, которые, как правило, координируют всю работу. Одним словом, данный проект дает возможность для самореализации каждого ученика.

Оборудование:

Компьютер, принтер, мультимедиапроектор, сканер.

Приложения

Презентация 1

Презентация 2

Приложение