Многообразие млекопитающих. Основные отряды млекопитающих

Разделы: Биология


Цель: сформировать знания о многообразии млекопитающих; раскрыть биологические особенности представителей отрядов класса млекопитающих; учащиеся должны называть черты приспособленности представителей различных отрядов к средам обитания; создать условия для активной познавательной деятельности учащихся на уроке для формирования устойчивой мотивации к процессу обучения по предмету; развитие познавательного интереса, умений самостоятельной работы с научно-популярной литературой.

Учащиеся работают в группах, предоставляется возможность общения с товарищами.

За две недели до урока класс делится на 6 групп, в каждой группе по 4 человека. Каждой группе дается творческое задание: подготовить представление об основных отрядах млекопитающих в любой форме (презентация на компьютере, плакаты, сценки и т.д.); сообщение не более 3х-4х минут для каждой группы. В задании должно быть отражено название отряда, характерные особенности отряда , представители, черты приспособленности к среде обитания. Для 1 группы подготовить «Происхождение млекопитающих. Подкласс Первозвери – яйцекладущие. Подкласс звери – сумчатые». Для 2 группы – «Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные». Для 3 группы – «Отряд Хищные». Для 4 группы – «Отряд Ластоногие, Китообразные». Для 5 группы – « Отряд Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные». Для 6 группы – «Отряд Приматы».

Первый урок

строится из выступлений учащихся по домашнему заданию. После каждого выступления вопросы ко всему классу (при ответах ребята могут пользоваться учебниками):

  1.  
    1. Перечислите основные черты сходства строения млекопитающих и пресмыкающихся. О чем они свидетельствуют?
    2. Перечислите общие признаки строения первозверей и пресмыкающихся?
    3. Назовите основных представителей первозверей.
  2.  
    1. Назовите основные признаки отряда насекомоядных.
    2. Какие особенности строения крота связаны с его подземным образом жизни?
    3. Какие особенности строения летучих мышей связаны с их приспособленностью к полету?
    4. Каковы особенности строения зубов у грызунов?
    5. Почему заяц-беляк и заяц-русак не являются пищевыми конкурентами?
  3.  
    1. Какие семейства отряда Хищные вы узнали?
    2. Какие особенности строения кошки характеризуют ее как хищника?
  4.  
    1. На основе каких признаков выделен отряд Китообразные?
    2. Почему тюленя считают млекопитающим? К какому отряду он относится? Почему?
  5. Чем отличаются парнокопытные от непарнокопытных? Каковы особенности строения пищеварительной системы жвачных животных в связи с выполняемыми функциями? Каковы особенности внешнего строения слона? Чем отличается африканский слон от азиатского? Почему мамонта относят к отряду Хоботные?
  6. По каким признакам животных относят к отряду Приматы? Сравните человекообразных обезьян и человека. О чем свидетельствует тот факт, что некоторые обезьяны заболевают теми же болезнями, что и человек (дизентерия, туберкулез, ангина и т.д.)?

Второй урок: урок-игра.

  1. Кто быстрее определит по фотографиям к какому отряду принадлежит млекопитающее. Каждой группе раздаются карточки с названием отряда и фотографии по количеству карточек. Необходимо как можно быстрее соотнести название отряда и фото. Оценивается правильность и быстрота. Кол-во баллов можно выбрать любое : от одного до шести. Один балл – если правильно, ноль баллов – если допущена ошибка, или шесть баллов – кто первый, пять – второй и т.д., если допущена ошибка – минус один балл.
  2. Определите семейство из отряда Хищных. Даются карточки с описанием основных признаков семейства волчьи, медвежьи, кошачьи и куньи. Учащиеся должны определить какое семейство описано на карточке. Также как и в предыдущем задании кол-во баллов можно выбрать любое, на усмотрение учителя. (см. приложение)
  3. Игра: «Покажи животное». На столе учителя карточки, на которых написано название отряда (рукокрылые, приматы, зайцеобразные, грызуны, китообразные, парнокопытные, хоботные, непарнокопытные). Один представитель группы вытаскивает наугад карточку. Дается одна минута на то, чтобы ученики смогли придумать как показать животное из данного отряда. При показе животного, другие команды должны угадать отряд млекопитающего. Кто быстрее угадает, тому – один балл.
  4. Игра «Зоологическое лото». Цель игры – по описанию идентифицировать понятия отряд и вид. Учитель поднимает карточку с вопросом того цвета, которым должно быть закрыто окно с правильным ответом на карточке. Заранее нарезаются фишки красного и синего цвета, пред игрой раздаются учащимся. (см. приложение)

Приблизительные карточки (на выбор самого учителя). Кол-во ячеек с названиями можно уменьшить.

    насекомоядные

    яйцекладущие

    парнокопытные

    ластоногие

    зайцеобразные

    хищные

    сумчатые

    непарнокопытные

    китообразные

    рукокрылые

    Хоботные

    приматы

 

    кенгуру

    крот

    Рыжая вечерница

    шимпанзе

    ехидна

    кролик

    белка

    лиса

    леопард

    хорек

    тюлень

    зебра

Перед игрой учитель задает вопрос классу: Назовите основные систематические группы классификации животных в порядке их возрастания. На каких карточках отображены названия отрядов, а на каких видов, почему?

Описания на карточках учителя ( кол-во заданий соответствует кол-ву ячеек в карточках):

  1. Небольшие зверьки. Многочисленные зубы у них не делятся на группы и похожи друг на друга. Головной мозг небольшой, без извилин. Поедают не только насекомых, но и других беспозвоночных: червей, моллюсков, амфибий, ящериц. (насекомоядные)
  2. У них есть клоака, откладывают яйца, которые насиживают, согревая собственным телом. Млечные железы – примитивные, трубчатые, открываются на небольших участках тела. (яйцекладущие)
  3. Конечности их имеют копыта – это роговые чехлы, которыми одеты конечные фаланги хорошо развитых 3 и 4 пальцев, первый палец редуцирован, 2 и 5 пальцы короче двух средних и недоразвиты. (парнокопытные)
  4. Конечности видоизменены в ласты, носовые отверстия открываются только при вдохе и выдохе. Ушные отверстия замыкаются при нырянии. (ластоногие)
  5. Резцов три пары: позади верхних находится вторая пара более мелких резцов. (зайцеобразные)
  6. Питаются животной пищей. Имеют хорошо развитые клыки. Большие полушария головного мозга с извилинами, звери отличаются сложным поведением. (хищные)
  7. Плацента развита слабо и эмбриональный период короткий. Детеныши рождаются слабыми, их доразвитие происходит в сумке. ( сумчатые)
  8. Крупные животные, приспособленные к быстрому бегу. Хорошо развит один третий палец, концевая фаланга которого одета копытом. (непарнокопытные)
  9. Полностью утратили связь с сушей. Передние конечности видоизменены в ласты, задние редецированы. Главный орган передвижения – хвостовой плавник, расположенный горизонтально. (китообразные)
  10. Приспособлены к полету. Между передними конечностями, туловищем, задними конечностями и хвостом натянута кожистая перепонка; на грудине – киль. Используют при полете эхолокацию. ( рукокрылые)
  11. Самый крупные наземные млекопитающие, большая голова, крупные уши, верхняя губа и нос сильно удлинились и образовали хобот. Резцы в верхней челюсти в виде бивней. (хоботные)
  12. Хорошо развиты пальцы, большой палец противопоставлен остальным, на пальцах – ногти. Глаза направлены вперед. Две млечные железы расположены на груди. (приматы)
  13. Живет в Австралии. Задние конечности длинные и сильнее передних, передвигается прыжками. Растительноядный. Раз в год рождает одного детеныша и вынашивает его в сумке. (кенгуру)
  14. Образ жизни подземный, роющий. Глаз нет. Передние лапы копательного типа. Шерсть короткая, густая, не имеет направления (зачеса). Ушных раковин нет. (крот)
  15. Обычна в широколиственных и смешанных лесах. Активна в сумерках и ночью. Совершает дальние сезонные миграции. Рыжего окраса. Имеет конечности - крылья. (рыжая вечерница)
  16. По земле передвигается, опираясь на тыльную сторону пальцев кисти. При общении между собой издают звуковые сигналы, используют мимику, жесты и позы. Способны использовать различные предметы в качестве орудий. (шимпанзе)
  17. Ее тело покрыто гладкими щетинистыми волосами. На спине среди волос – иглы. Клюв длинный, трубчатый, язык червеобразный покрыт клейкой слюной. Откладывает яйца. (ехидна)
  18. Ушные раковины короче чем у зайца. Окраска буровато-серая, низ белый. Рождает слепых детенышей. От нор при кормежке далеко не уходит. (кролик)
  19. Небольшой грызун с пушистым хвостом. Перепрыгивает с дерева на дерево. Жилище устраивает в брошенных дуплах дятлов и гнездах. Живет в хвойных и смешанных лесах. (белка)
  20. Длинное, приземистое тело, голова удлиненной острой мордой, большие заостренные ушные раковины, длинный пушистый хвост. Окраска рыжая. Героиня многих русских народных сказок. ( лиса)
  21. Крупная красивая кошка с гибким, стройным и сильным телом и длинным хвостом. Общий тон окраски желтый, по которому рассеяны черные пятна.(леопард)
  22. Вытянутое гибкое тело, конечности короткие, с невтяжными когтями, ушные раковины большие, заостренные, питается мышами, полевками, часто ловит лягушек, жаб, нападает на диких и домашних птиц, иногда и на кроликов. Является ценным пушным зверем. (хорек)
  23. Не имеет ушных раковин. Большую часть жизни проводят в воде. На берег или лед выходят для отдыха, рождения детенышей и во время линьки. Детеныши рождаются покрытыми густым мехом. (тюлень)
  24. Сравнительно небольшие полосатые лошади. Хвост с удлиненными волосками на конце. Держатся в основном небольшими табунами. ( зебра)

В конце игры группы меняются карточками и по шаблону проверяют их правильность заполнения.

Кол-во правильных ответов соответствует кол-ву баллов.

  1. «Собери животное и расскажи о нем что знаешь (не забудь про классификацию)». Даются разрезанные фотографии. Учащиеся их собирают и выходят к доске с рассказом о данном животном. Оценивается полнота и правильность рассказа.( на усмотрение учителя). Фото можно взять любые. (см. приложение)
  2. Назовите как можно больше произведений, где героями являлись млекопитающие из основных отрядов. Кол-во названных произведений соответствует кол-ву баллов.

Заключение. Учителем подсчитывается кол-во баллов каждой группы и называется победитель. Оценки за урок ставятся на усмотрение учителя, можно поставить всем или наиболее активным учащимся.

Обобщение знаний по теме урока. Ключевые вопросы: 1. Основные отряды млекопитающих. 2. Основные черты приспособленности млекопитающих к различным средам обитания. 3.Условия появления разнообразия внешнего строения и образа жизни представителей класса млекопитающих.

Домашнее задание. Повторить $53,54, 55,56, 57, 58.