Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Многообразие млекопитающих. Основные отряды млекопитающих

Разделы: Преподавание биологии


Цель: сформировать знания о многообразии млекопитающих; раскрыть биологические особенности представителей отрядов класса млекопитающих; учащиеся должны называть черты приспособленности представителей различных отрядов к средам обитания; создать условия для активной познавательной деятельности учащихся на уроке для формирования устойчивой мотивации к процессу обучения по предмету; развитие познавательного интереса, умений самостоятельной работы с научно-популярной литературой.

Учащиеся работают в группах, предоставляется возможность общения с товарищами.

За две недели до урока класс делится на 6 групп, в каждой группе по 4 человека. Каждой группе дается творческое задание: подготовить представление об основных отрядах млекопитающих в любой форме (презентация на компьютере, плакаты, сценки и т.д.); сообщение не более 3х-4х минут для каждой группы. В задании должно быть отражено название отряда, характерные особенности отряда , представители, черты приспособленности к среде обитания. Для 1 группы подготовить «Происхождение млекопитающих. Подкласс Первозвери – яйцекладущие. Подкласс звери – сумчатые». Для 2 группы – «Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные». Для 3 группы – «Отряд Хищные». Для 4 группы – «Отряд Ластоногие, Китообразные». Для 5 группы – « Отряд Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные». Для 6 группы – «Отряд Приматы».

Первый урок

строится из выступлений учащихся по домашнему заданию. После каждого выступления вопросы ко всему классу (при ответах ребята могут пользоваться учебниками):

  1.  
    1. Перечислите основные черты сходства строения млекопитающих и пресмыкающихся. О чем они свидетельствуют?
    2. Перечислите общие признаки строения первозверей и пресмыкающихся?
    3. Назовите основных представителей первозверей.
  2.  
    1. Назовите основные признаки отряда насекомоядных.
    2. Какие особенности строения крота связаны с его подземным образом жизни?
    3. Какие особенности строения летучих мышей связаны с их приспособленностью к полету?
    4. Каковы особенности строения зубов у грызунов?
    5. Почему заяц-беляк и заяц-русак не являются пищевыми конкурентами?
  3.  
    1. Какие семейства отряда Хищные вы узнали?
    2. Какие особенности строения кошки характеризуют ее как хищника?
  4.  
    1. На основе каких признаков выделен отряд Китообразные?
    2. Почему тюленя считают млекопитающим? К какому отряду он относится? Почему?
  5. Чем отличаются парнокопытные от непарнокопытных? Каковы особенности строения пищеварительной системы жвачных животных в связи с выполняемыми функциями? Каковы особенности внешнего строения слона? Чем отличается африканский слон от азиатского? Почему мамонта относят к отряду Хоботные?
  6. По каким признакам животных относят к отряду Приматы? Сравните человекообразных обезьян и человека. О чем свидетельствует тот факт, что некоторые обезьяны заболевают теми же болезнями, что и человек (дизентерия, туберкулез, ангина и т.д.)?

Второй урок: урок-игра.

  1. Кто быстрее определит по фотографиям к какому отряду принадлежит млекопитающее. Каждой группе раздаются карточки с названием отряда и фотографии по количеству карточек. Необходимо как можно быстрее соотнести название отряда и фото. Оценивается правильность и быстрота. Кол-во баллов можно выбрать любое : от одного до шести. Один балл – если правильно, ноль баллов – если допущена ошибка, или шесть баллов – кто первый, пять – второй и т.д., если допущена ошибка – минус один балл.
  2. Определите семейство из отряда Хищных. Даются карточки с описанием основных признаков семейства волчьи, медвежьи, кошачьи и куньи. Учащиеся должны определить какое семейство описано на карточке. Также как и в предыдущем задании кол-во баллов можно выбрать любое, на усмотрение учителя. (см. приложение)
  3. Игра: «Покажи животное». На столе учителя карточки, на которых написано название отряда (рукокрылые, приматы, зайцеобразные, грызуны, китообразные, парнокопытные, хоботные, непарнокопытные). Один представитель группы вытаскивает наугад карточку. Дается одна минута на то, чтобы ученики смогли придумать как показать животное из данного отряда. При показе животного, другие команды должны угадать отряд млекопитающего. Кто быстрее угадает, тому – один балл.
  4. Игра «Зоологическое лото». Цель игры – по описанию идентифицировать понятия отряд и вид. Учитель поднимает карточку с вопросом того цвета, которым должно быть закрыто окно с правильным ответом на карточке. Заранее нарезаются фишки красного и синего цвета, пред игрой раздаются учащимся. (см. приложение)

Приблизительные карточки (на выбор самого учителя). Кол-во ячеек с названиями можно уменьшить.

    насекомоядные

    яйцекладущие

    парнокопытные

    ластоногие

    зайцеобразные

    хищные

    сумчатые

    непарнокопытные

    китообразные

    рукокрылые

    Хоботные

    приматы

 

    кенгуру

    крот

    Рыжая вечерница

    шимпанзе

    ехидна

    кролик

    белка

    лиса

    леопард

    хорек

    тюлень

    зебра

Перед игрой учитель задает вопрос классу: Назовите основные систематические группы классификации животных в порядке их возрастания. На каких карточках отображены названия отрядов, а на каких видов, почему?

Описания на карточках учителя ( кол-во заданий соответствует кол-ву ячеек в карточках):

  1. Небольшие зверьки. Многочисленные зубы у них не делятся на группы и похожи друг на друга. Головной мозг небольшой, без извилин. По