Неделя искусств, посвященная году Гоголя в России

Разделы: Физика, Биология, География, Русский язык, Литература, Иностранные языки, ОБЖ, Технология, Музыка, Внеклассная работа


Цели и задачи:

  • Знакомство с талантом Гоголя, представленном в разных сферах искусства,
  • вовлечение в процесс узнавания личности и творчества талантливого писателя как учеников, так и учителей разных предметных циклов,
  • привлечение учащихся к поиску информации о писателях и их творчестве, к регулярному знакомству с произведениями классиков,
  • повышение интеллектуального уровня учащихся.

Основные задачи:

  • пропаганда знаний о писателе-классике среди учащихся,
  • привитие интереса к различным аспектам жизни и творчества писателя во внеучебное время,
  • эффективное использование средств ИКТ для популяризации знаний о Гоголе,
  • выявление активных, талантливых учащихся.

Наименование дней:

  • 1 день - Гоголь и кино. Гоголь и литература.
  • 2 день - Гоголь и ономастика. Гоголь и русский язык.
  • 3 день - Гоголь и фотография. Гоголь и музыка. Гоголь и … (любой учебный предмет).
  • 4 день - Гоголь и театр.
  • 5 день - Гоголь и художественное слово.
  • 6 день – Гоголь и ИЗО.

А также в течение всей недели по громкой связи будет звучать интересная информация из жизни Н.В. Гоголя и будут заданы вопросы интеллектуальной викторины «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» на знание произведений Гоголя. (Забегая вперед: викторина вызвала живейшее участие многих учащихся из-за нестандартного решения: вопросы были разбиты по трем уровням: одна «5», две «5», три «5». Оценки ставились в журнал угадавшим ученикам незамедлительно. Время для отгадывания - до следующего эфира) (см. Приложение).

КАК ЭТО БЫЛО

В первый день недели в актовом зале школы состоялся показ отрывков из фильмов, снятых по произведениям Гоголя («Ревизор», «Ночь перед рождеством», «Тарас Бульба»).

На уроках литературы звучали отрывки из аудиокниг: Н.В. Гоголь «Ревизор», «Мертвые души», «Вечера на хуторе близ Диканьки». Были продемонстрированы слайды с диска «Н.В. Гоголь. Историко-биографические материалы». Изучение программных гоголевских произведений было специально приурочено к неделе искусств.

5 класс с удовольствием посмотрел мультфильм «Вечера на хуторе близ Диканьки» и подготовил для инсценирования фрагмент из начала повести «Кража ведьмой звездой и месяца чертом. Разговор Чуба и Панаса». Также на уроке звучали выученные наизусть отрывки из этого произведения, и ученики познакомились с определением слова «колядовать» (что пригодилось им накануне рождества). А рисовать иллюстрации к повести учащимся понравилось не только на уроках литературы, но и на уроках ИЗО.

6 класс познакомился с повестью «Тарас Бульба» и подготовил для инсценирования фрагмент также из начала произведения - «Встреча Тараса с сыновьями».

7 класс познакомился с понятием «Маленький человек» на примере Акакия Акакиевича Башмачкина из повести «Шинель». Проникнувшись трагическим образом, дети подготовили не только фрагмент для показа - “Акакий Акакиевич у Петровича” и достоверно это обыграли, но и подготовили несколько презентаций по биографии и творчеству Гоголя и презентацию «Маленький человек в произведениях Гоголя». Также был проведен урок внеклассного чтения по произведениям Гоголя. По образцу гоголевских описаний Днепра и Днестра из «Тараса Бульбы» ученики создавали свое сочинение о реке Амур. В классе был подготовлен стенд, посвященный писателю.

8 класс познакомился с непорядками города N и с прохвостом Хлестаковым при изучении комедии «Ревизор». Самой интересной посчитали сцену обольщения Хлестаковым жены и дочери городничего. Эта сцена и была показана в 4-ый день недели, который назывался «Гоголь и театр».

9 класс погрузился полностью в изучение «Мертвых душ». Живейшее обсуждение вызвал «храбрец, делец, удалой молодец» Чичиков, афере которого изумился весь класс. Было подготовлено множество интереснейших индивидуальных заданий об образах помещиков, с удовольствием сочинялись синквейны на каждый образ; по созданным раньше другими учащимися иллюстрациям отгадывались поместья помещиков, исследовались истоки фамилий, разгадывались тайны и рецепты блюд, которыми угощали Чичикова; составлялись тесты, выискивались пословицы и крылатые выражения, обсуждались понятия «Мертвая»- “живая” душа, искались внешне похожие на Чичикова личности, создавались коллажи и иллюстрации к ранее изученным и самостоятельно изученным произведениям Гоголя. Для инсценирования был выбран фрагмент «Чичиков у Манилова». Также классом была подготовлена презентация «Гоголь в фотографии».

В 10 классе изучались «Петербургские повести», после которых было предложено подумать над вопросом: «Страницы гоголевских произведений, взволновавшие меня». Был подготовлен реферат о Гоголе и стенд, посвященный писателю. К инсценированию был подготовлен фрагмент из «Мертвых душ» - «Диалог во всех отношениях приятной дамы и просто приятной дамы». К решению сцены класс подошел нестандартно. На роли дам были выбраны … парни. Благодаря учителю, классному руководителю и грамотно подобранным костюмам, актеры сорвали бурные аплодисменты. Сцена получилась очень хороша.

В 11 классе ученики пробовали по–своему продолжить знаменитый гоголевский фрагмент «Божественная ночь! Очаровательная ночь!» из «Майской ночи».

На уроках русского языка все темы изучались с использованием цитат из произведений Гоголя. Изложения, сочинения, диктанты, анализы текстов проходили также с использованием цитат из его произведений.

Учениками 6 класса был подготовлен информационный стенд «Гоголь и русский язык», где были даны лексические значения многим непонятным словам и понятиям из произведений Гоголя и была найдена информация на тему «Гоголь и ономастика» (самые интересные и необычные имена и фамилии из произведений Гоголя).

Учащимися 10 класса была подготовлена и показана презентация для учащихся начальной школы, где ученики впервые познакомились с писателем Гоголем. Библиотекарем школы была подготовлена выставка книг по Гоголю и оформлен стенд «К 200- летию со дня рождения Н.В. Гоголя».

В последний день недели на стендах в школе были продемонстрированы иллюстрации к произведениям Гоголя учащихся разных лет.

Имя Н.В. Гоголя звучало на этой неделе почти на всех уроках. Найденная руководителем МО Т.В. Романовой информация из различных гоголевских произведений послужила идеей для многих уроков разных предметных циклов.

Так, например, на уроках технологии ученики пытались рисовать капелюхи и создавать черевички, готовить скородумки и пампушки.

Учителя английского языка перевели на английский язык отрывок из «Страшной мести» («Чуден Днепр...»), предложили ученикам его перевести на русский и угадать, из какого произведения взят отрывок. Также ученики писали биографию Гоголя на английском языке.

Учитель биологии познакомил учащихся с растительным и животным миром произведений Гоголя, зачитав отрывки из «Тараса Бульбы», «Вия», «Вечера накануне Ивана Купала», «Старосветских помещиков» и попросив подготовить сообщения о птицах, животных и растениях, упоминаемых в этих произведениях. Работ поступило очень много. Самая интересная работа – презентация Т. Вылегжаниной из 82 слайдов (7 класс) по теме: «Растительный и животный мир в произведении Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

На уроках географии указанные в произведениях Гоголя географические объекты (Литва, Польша, Малороссия, Полтава, Псел, Карпатские горы, Днепр, Днестр, запорожские степи и пр.) находились на карте и рассматривались особенности их географического положения. Также учитель составил различные каверзные вопросы по некоторым отрывкам из произведений. (Например, из «Страшной мести» для 6 класса: О каких горах идет речь? Какая складчатость характерна для этих гор? Какими породами сложены эти горы? Какие высотные пояса имеются в этих горах? Как называются озера в этих горах? Как называется курорт и заповедник в этих горах? По территории каких государств протянулись эти горы?). На уроках ОБЖ зачитывались отрывки из произведений Гоголя, в которых писатель дает советы: (Если подавился рыбьей костью… («Ночь перед рождеством»), если напала икота… (там же), если у кого болят лопатки и поясница («Старосветские помещики»). Думали, как избавиться от соняшницы (боли в животе), придумывали средство от стусана (стусан - удар кулаком, тумак - «Вий»). Сравнивали способы излечения от царапин и пуль («Тарас Бульба»), с современными средствами. Учитель физики в 8 и 9 классах рассмотрел на своих уроках физические явления «Влажность», «Реактивное движение», сопоставив их с произведением Гоголя «Ночь перед рождеством». Учитель рисования, зачитав отрывки из произведений Гоголя «Ночь перед рождеством» и «Тарас Бульба», попросила нарисовать иллюстрации к произведениям. Некоторые учащиеся попробовали нарисовать портрет Гоголя.

А учитель музыки разработал целый проект на тему «Гоголь и музыкальное искусство», где рассмотрел вопрос: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?». Зачитав отрывок из гоголевского произведения «Пропавшая грамота», познакомила учащихся с тем, как выглядят бубны и валторны. Ученики готовили сообщения о названных музыкальных инструментах и пробовали нарисовать их. Также учащимся было предложено и себя попробовать в роли музыкантов. Прочитав отрывок из «Вия», вспомнили о дискантах, тенорах и октаве (обратились к толковому словарю), поговорили об истории создания этих слов и вспомнили исполнителей, обладающими тенорами и дискантами. Увидели наглядно, как выглядят упоминаемые в произведениях Гоголя бандура, цымбалы и кобза.

Похвальное слово Н.В. Гоголю

В пятый день недели все классы собрались в актовом зале, чтобы сказать похвальное слово Н.В. Гоголю. Приведу некоторые из этих «слов»:

1. По одному выходят на сцену под музыку И. Крутого «Мой друг» ученики 7 класса. В руках листы А-4 с названиями всех произведений Гоголя.

Поют:
Гоголь - всегда живой. Гоголь - всегда со мной.
В горе, надежде и радости. В каждой моей мечте,
В каждом счастливом сне. Гоголь – в тебе и во мне.

(На последних словах листы переворачивают — на обороте фамилия: ГОГОЛЬ).

2.

За «Ревизора» и за «Души» (пусть не живые, пусть мертвы),
За все труды большие Ваши, За то, что сотворили Вы,
Благодарим, великий гений. «Спасибо!» Вам мы говорим.
Нам дороги Ваш «Вий» и «Бульба». Ваш труд, увы, неповторим.
Ваше творчество в сердце у каждого: «Вечера ...близ Диканьки», «Шинель»…
Это все достоянье России. Было, есть и будет теперь.
Вас помнит Россия вся наша. Вас знают в странах других.
Повторим Ваше имя дважды. Вы—великий. Не много таких.
Наталья Иноземцева, 8 класс

3. Великий гений русской литературы! Он родился на Украине, воспел ее в своих творениях. Только он мог спросить у читателя: «Знаете ли вы украинскую ночь?». И самому ответить: «О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее…Божественная ночь! Очаровательная ночь!». Только он мог откровенно признаться в любви к необъятным просторам и воскликнуть: «Черт вас возьми, степи, как вы хороши!». Только гений мог откровенно признаться в искренней любви к России и сказать: «...у! Какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!» Спросить у самого себя и у читателя: «Что пророчит сей необъятный простор?». А «птица-тройка»? Кто придумал этот художественный образ? Конечно же, Гоголь. Николай Васильевич! «Эх, тройка! Птица—тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле… что ровнем-гладнем разметнулась на полсвета...». И только Гоголь мог спросить: «Русь, куда несешься ты, дай ответ?» И не дождаться ответа... А Невский проспект Петербурга? Кто, как не Гоголь, воспел его? «Нет ничего лучше Невского проспекта… Да и кому же он неприятен? Боже, сколько ног оставило на нем следы свои!». А потом с горечью признаться и предупредить читателя: «О, не верьте этому Невскому проспекту!.. Он лжет во всякое время, этот Невский проспект...». Да, только Гоголь мог произнести эти прекрасные слова. Только он верил в товарищество так, как верил его герой Тарас Бульба: «..но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей». И только он был уверен в том, что “ ...так любить, как русская душа,… никто не может». Николай Васильевич Гоголь—великий писатель, великий сатирик и юморист. Его произведения заставляют нас смеяться от души и плакать, восхищаться поступками героев и переживать. Мы испытываем чувство гордости за то, что именно нам досталось это огромное наследство—повести, комедии Гоголя, которые не только смешат читателя, но и учат дружить, учат любить нашу Родину, учат видеть прекрасное и ценить жизнь.

Ирина Булах, 10 класс

4.

Мы хотим сказать в этот час благодарное слово для вас:
Любим, чтим и уважаем, и творенья ваши читаем.
Знаменитый «Ревизор» произвёл у нас фурор.
«Мёртвые души» хороши. Прочитать их поспеши.
«Вий» загадочен и интересен, и практически всем известен.
Много произведений создано Вами.
Спасибо за то, что они живут с нами.
Большое спасибо за Ваши старанья, за Вашу открытость и понимание.
Вы жизнь понимали получше других, о ней Вы писали для нас же самих.
Вы—гений прекраснейший, мастер, творец. И помнят о Вас миллионы сердец!!!
Елена Косолапова, 11 класс

5.

Он родился в маленькой хатке-
На дворе ликовала весна.
Эта дата в истории нашей
Сохранилась с тех пор навсегда. 
Появился в семье он не бедной
И духовно воспитанным был.
Поступает в гимназию летом.
Дар поэта в себе он открыл. 
За поэзией следует повесть,
А за повестью следует жизнь…
Он учителем будет работать
И истории станет учить. 
И друзья его–Пушкин, Жуковский-
Будут в жизни ему помогать.
И с подсказки Пушкина вскоре
«Ревизора» начнет он писать. 
Ревизор» состоялся как пьеса.
«Мертвых душ» был написан роман.
Но душевный застал его кризис,
И болезнь обвила его стан. 
Он сжигает свои все творенья,
Говорит, что заставил дух злой.
От всего отказавшись мирского,
Он уходит на вечный покой. 
Кто же это? Ответить несложно:
Это Гоголь – писатель от Бога.
Он великую Русь прославлял,
Он о Родине правду писал! 
И останется он в нашей памяти
Гуманистом Отчизны моей!
Для меня он не просто писатель-
Это ГЕНИЙ эпохи своей!
Людмила Орловская, 11 класс

Неделя искусств, посвященная году Гоголя в России, получилась очень насыщенная и познавательная. Все поставленные цели и задачи были выполнены.