Программа элективного курса по английскому языку для 10-х классов "Рождественские традиции в Великобритании"

Разделы: Иностранные языки


Пояснительная записка

Элективные курсы по иностранному языку играют важную роль в современной системе профильного и предпрофильного образования, т.к. нет ни одного учебного заведения среднего специального или высшего образования, где бы учащиеся не продолжали изучать иностранный язык.

Элективные курсы выполняют важную функцию – индивидуализации образования, они компенсируют ограниченные возможности базового курса иностранного языка в удовлетворении разнообразных потребностей обучаемых.

Данный курс был разработан и составлен по просьбе учащихся 10 класса.

Данный элективный курс ориентирован на развитие социокультурных и социолингвистической компетенций.

Изучение народных песен, как и других произведений народного творчества, способствует расширению знаний о традициях и обычаях страны изучаемого языка. Представленный курс включает в себя изучение рождественских и новогодних песен Англии.

Работа с песней позволяет расширить объем слуховой памяти, усовершенствовать умения аудирования, произносительные навыки. Благодаря ритму, музыке и рифме учащиеся легко и надолго запоминают фразу, которая может послужить речевой моделью.

Являясь аутентичным документом, песня отражает эпохи развития общества, его культуру, образ жизни. Таким образом, происходит обогащение социокультурных знаний, т.к. песня наилучшим образом передает особенности менталитета и характер нации.

Легко запоминающиеся фразы в текстах позволяют закрепить грамматический материал, повторить времена глаголов, грамматические конструкции, совершенствуются фонетические навыки.

Разработанный элективный курс эмоционально насыщен, формы проведения занятий не вызывают скованности и закомплексованности.

В процессе преподавания элективного курса используются современные информационные технологии: мультимедийные презентации лекций, караоке и аудиоматериалы для проведения практических занятий, а также традиционные формы и методы работы с иноязычным текстом (аудирование, чтение, перевод, монологическая и диалогическая речь, фонетические упражнения)

Элективный курс рассчитан на 17 аудиторных часов (2 часа теоретических занятий, 15 часов практических занятий).

Предусмотрен итоговый контроль в форме зачета.

Цели курса:

  1. Познавательная (обогащение социокультурных, страноведческих знаний учащихся);
  2. Лингвистическая (увеличение потенциального лингвистического запаса, совершенствование знаний языка, его структур, грамматики);
  3. Интерактивная (умение вступать в языковое взаимодействие в рамках заданной ситуации).

Тематическое планирование курса

Название тем Часы Форма организации
1 Рождественские и Новогодние традиции в Великобритании. История возникновения музыкального жанра «Рождественские и Новогодние песни» 2 Лекция
Мультимедиа презентация
2 Песня “Jingle bells” 2 Практическое занятие
Работа с текстом
3 Песня “Jingle bells” 2 Практическое занятие
Разучивание песни
4 Песня “We wish you a Merry Christmas” 2 Практическое занятие
Работа с текстом
5 Песня “We wish you a Merry Christmas” 2 Практическое занятие
Разучивание песни
6 Песня “Up on the housetop” 2 Практическое занятие
Работа с текстом
7 Песня “Up on the housetop” 2 Практическое занятие
Разучивание песни
8 Подготовка к зачетуКонсультация 1 Практическое занятие
9 Зачет 2 Практическое занятие
  Итого 17 Теоретических занятий: 2 часа
Практических занятий:15 часов

Содержание курса

Тема 1 (2 часа). Рождественские и Новогодние традиции в Великобритании. История возникновения музыкального жанра «Рождественские и Новогодние песни».

Лекция. Рождественские и Новогодние традиции в Великобритании. Религиозный характер праздника Рождества. Нравственный смысл праздника. Ч. Диккенс как зеркало английского Рождества. Современные тенденции превращения его в светский праздник. История возникновения музыкального жанра «Рождественских песен» - “Christmas carols”.

Тема 2 (4 часа). Песня “Jingle bells”.

Практическое занятие №1. Работа с текстом. Перевод текста, составление словаря к переводу, фонетические упражнения к тексту по чтению фраз из песни с различной скоростью и интонацией.

Практическое занятие №2. Разучивание песни в режиме караоке.

Тема 3 (4 часа). Песня “We wish you a Merry Christmas”.

Практическое занятие №1. Работа с текстом. Перевод текста, составление словаря к переводу, фонетические упражнения к тексту по чтению фраз из песни с различной скоростью и интонацией.

Практическое занятие №2. Разучивание песни в режиме караоке.

Тема 4 (4 часа). Песня “Up on the housetop”.

Практическое занятие №1. Работа с текстом. Перевод текста, составление словаря к переводу, фонетические упражнения к тексту по чтению фраз из песни с различной скоростью и интонацией.

Практическое занятие №2. Разучивание песни в режиме караоке.

Тема 5 (3 часа). Итоговые занятия. Подготовка к зачету. Индивидуальные консультации.

Зачет. Проверка знаний, умений и приобретенных навыков.

Требования к усвоению учебного материала

В результате изучения элективного курса учащиеся должны знать:

  1. Основные факты об исторических и религиозных корнях празднования Рождества и Нового года в Великобритании
  2. Рождественские и Новогодние традиции страны
  3. Краткую историю возникновения жанра Рождественских и Новогодних песен

В результате изучения элективного курса учащиеся должны уметь:

  1. Понимать краткие сообщения по изучаемой теме
  2. Сделать короткое монологическое сообщение по изучаемой теме
  3. Поддержать диалог на тему празднования Рождества и Нового года в Великобритании
  4. Написать эссе о Рождественских и Новогодних традициях
  5. Воспроизвести английские Рождественские и Новогодние песни, разученные в ходе курса, в режиме караоке

Афиширование курса

  1. Презентация курса на заседании ШМО, ГМО учителей английского языка.
  2. Открытое итоговое занятие в рамках предметного месячника.
  3. Участие во Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок», проводимом Издательством «Первое сентября».

Литература

  1. Андреева О.А. Элективные курсы по иностранному языку как средство повышения мотивации// Английский язык.-М.; 1 сентября, 2007, № 2.
  2. Власова Т.Ю., Лазарева М.Н. Элективные курсы по иностранным языкам в не языковом вузе: методы обучения и контроля. – http//help.ranez.ru
  3. Гуменник М. А. Программа обучения старшеклассников лингвострановедению (английский язык). Элективный курс. // Английский язык. – М; 1 сентября, 2007, №2.
  4. Никитина Л.К., Ларионова И.В. Предпрофильная подготовка и профильное обучение: иностранный язык // Английский язык.-М.; 1 сентября, 2007, № 2.
  5. Новиков А.В. Устные темы по английскому языку для школьников. Книга для чтения на английском языке.- М.; «Лист Нью», 2001. 352 с
  6. Павлоцкий В.М. Знакомимся с Британией. Книга для чтения по страноведению в 9-11 классах гимназий и школ с углубленным изучением английского языка. Изд. «КАРО», С-Пб., 2004.
  7. Профильная подготовка и профильное обучение в основной и старшей школе: теоретические основы и опыт реализации в Московской области. Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.» Элективные курсы // Под редакцией И.Д. Чечель.- М., 2004.

Аудиозаписи и CD - диски (караоке) с изучаемыми песнями