Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок литературы по теме "Мысль семейная" в романе А.Н. Толстого "Война и мир"

Разделы: Преподавание литературы


Цели:

  • на материале романа Л. Н. Толстого “Война и мир” раскрыть тему “Мысль семейная”, используя элементы анализа средств создания образов героев; через сопоставительную характеристику двух поколений выявить авторский взгляд на тему семьи;
  • развивать исследовательские навыки учащихся: умение анализировать, выделять главное, сравнивать, ставить и разрешать проблемы.
  • формировать собственный семейный идеал учащихся.

Оборудование: на партах у детей роман Л. Н. Толстого “Война и мир”, отпечатанные задания для работы в группах по 3 – 4 человека, вырезанные из цветной бумаги “лучики солнца”, фломастеры.

Оформление доски: запись темы урока, эпиграфа к уроку, план исследования проблемы, модель, символизирующая счастливую семью.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, рада вас всех видеть, нас ждёт сегодня исследование по теме “Мысль семейная” в романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир”. Я надеюсь, что с этим вы справитесь прекрасно! Вначале стихи

Друзья мои!
Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда –
Сиянье ваших умных глаз!
Мои соавторы и судьи!
Я знаю – каждый в классе гений.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок.

2. Подготовка к усвоению нового материала. Постановка проблемы.

Учитель:

Какое слово является ключевым в теме урока?

Учащиеся называют свои варианты

В ходе урока мы придём к единому мнению. Мы будем работать над проектом и создадим модель счастливой семьи в понимании Толстого. Может быть, и мы с вами разделим его точку зрения.

  • Как вы понимаете значение слова “проект”? (значение слова вывешивается на доске).
  • А что такое “модель” в вашем понимании? (значение слова вывешивается на доске).
  • Как вы считаете, через семьи каких героев раскрывается тема “Мысль семейная”? На стороне каких семей симпатии автора?

Невозможно объять необъятное, поэтому остановимся на примерах семей… (открываем доску и перечисляем)

  1. Семья Ростовых.
  2. Семья Болконских.
  3. Наташа и Пьер Безуховы.
  4. Элен Курагина и Пьер Безухов.

Попытайтесь объяснить, почему мы расположили эти семьи не в хронологической последовательности, т. е. не в той последовательности, в какой они создавались (важна тематическая цель, идёт диалог учитель – ученик, формулируется проблема, выдвигается гипотеза).

На этот вопрос мы ответим с вами в конце урока.

Учитель:

Все ли готовы к решению этой проблемы? А теперь обратимся к тем заданиям, которые находятся у вас на столах, внимательно прочтите их и приступайте к работе. По окончании работы представитель каждой группы познакомит нас с выводами, которые вы красочно оформите на цветной бумаге, символизирующей лучики солнца, и мы попробуем все вместе создать модель счастливой семьи. Желаю вам успеха!

3. Исследование проблемы: работа в группах по заданиям

1 группа. “Семья Ростовых”

План задания.

  1. Прочитайте и проанализируйте следующий отрывок: “Именины Ростовых” (том 1, часть1, главы 7, 8, 9, 10, 1114, 15, 16, 17)
  2. Какие нравственные ценности лежат в основе жизни этой семьи?
  3. Как вы понимаете слова Толстого “в этой семье любовный воздух”?
  4. Записать на первом “лучике солнца” нравственные качества, на которых строится данная семья, а на втором “лучике” - ключевое слово, характеризующее взаимоотношения в этой семье.

2 группа. “Семья Болконских”

План задания.

  1. Прочитайте и проанализируйте следующий отрывок “Приезд князя Андрея в Лысые горы” (том1 часть1 главы 22 – 25)
  2. Какие нравственные ценности лежат в основе жизни этой семьи? Чему учит отец своих детей, разум или чувство, любовь к семье или к родине ставит он на первое место?
  3. Какими деталями объединяет автор членов этой семьи?
  4. Записать на первом “лучике солнца” нравственные качества, на которых строится данная семья, а на втором “лучике” - ключевое слово, характеризующее взаимоотношения в этой семье.

3 группа. “Наташа и Пьер Безуховы”.

План задания.

  1. Прочитайте и проанализируйте следующий отрывок “Отношения между Пьером и Наташей” (том4 эпилог глава10, 16).
  2. Какие нравственные принципы лежат в основе жизни этой семьи? Какими словами автор показывает существование внутренней, духовной, связи между мужем и женой?
  3. Записать на первом “лучике солнца” нравственные качества, на которых строится данная семья, а на втором “лучике” - ключевое слово, характеризующее взаимоотношения в этой семье.

4 группа. “Элен Курагина и Пьер Безухов”.

План задания.

  1. Прочитайте и проанализируйте следующий отрывок “Бурная сцена Пьера с женой и разрыв” (том2 часть1 глава 6)
  2. Каковы мысли Пьера об Элен, а что думает она о нём? Скреплён ли этот союз какими-либо нравственными качествами?
  3. Можете ли вы найти и записать на первом “лучике солнца” нравственные качества, на которых строится этот союз, а на втором “лучике” - ключевое слово, характеризующее взаимоотношения в этой семье.

4. Представление результатов групповой работы.

Учитель:

Представляем результаты нашей работы. Представители групп выходят к доске с тезисами, написанными на “лучах солнца”, и, благодаря содеятельности групп, на доске составляется модель счастливой семьи.

1 группа

1 лучик: любовь, взаимопонимание, доверие, гостеприимство, забота друг о друге, уважение к каждой личности, искренность, доброжелательность;

2 лучик: любовь.

Учитель:

Именно любовь озаряет душу человека светом, силой творения. Несколько иную картину представляет семья Болконских.

2 груп