Урок русского языка по теме "Правописание непроизносимых согласных в корне слова". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  1. Углубить знания о непроизносимых согласных в слове.
  2. Развивать умение подбирать однокоренные слова; сравнивать в них произношение и написание корня.
  3. Воспитывать любовь к родному городу.

Оборудование: презентация, раздаточный дидактический для учащихся.

План урока:

I. Актуализация опорных знаний

-Прочитайте слова.

(на доске) КЛАСС, МОРОЗ, СЕРДЦЕ, ГРУППА, ДОРОЖКА, СОЛНЦЕ.

-Разделите слова на группы.

  • КЛАСС
  • ДОРОЖКА
  • СОЛНЦЕ
  • ГРУППА
  • МОРОЗ
  • СЕРДЦЕ

-Слова 1 группы – это слова с удвоенной согласной в корне слова. Как можно проверить написание слов с удвоенной согласной?

(Эти слова нужно запомнить)

- Во 2 группу вы поместили слова с орфограммой парные звонкие и глухие согласные в корне слова. Как проверить парную согласную на конце или в середине слова? (Надо подобрать проверочное слово так, чтобы после согласного звука был гласный )

-3 группа - слова с непроизносимыми согласными звуками в корне. Как же не ошибиться в написании таких слов? (Надо подобрать такое проверочное однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук стал произносимый)

-Подберите проверочные слова к словам дорожка, мороз.

-Какие слова могут быть проверочными? (однокоренные слова, в которых согласный звук произносится на конце слова, согласный звук стоит перед гласным звуком)

- Подберите проверочные слова.

- Подберите проверочные слова к словам солнце, сердце.

II. Чистописание

-Какие согласные могут быть непроизносимыми? (д, т, в, л)

1 2 3 4 3 2 4 1 1 3 4 2 4 3 2 1
д т в л в т л д  д в л т  л в т д

-Продолжите по заданному алгоритму.

III. Словарная работа. (Слайд 1)

- Ребята, вам всем очень нравится быть в роли исследователей и открывать что - то новое. Вот и сегодня вам, на уроке русского языка, предоставляется возможность совершить открытия. Итак, за работу.

Исследовательская работа проводится в парах.

  • ГРУС..НЫЙ –
  • ЧУ..СТВО –
  • ПРАЗ..НИК –
  • КАПУС..НЫЙ –
  • ЗВЁЗ..НЫЙ –
  • ЛЕС..НИЦА –

- Подберите проверочные слова и вставьте пропущенную букву.

Проверка.

- К каким словам получилось подобрать проверочное слово?

- К каким словам не удалось подобрать проверочное слово?

- ЧУВСТВО, ПРАЗДНИК, ЛЕСТНИЦА – ЭТО СЛОВАРНЫЕ СЛОВА, ИХ НУЖНО ЗАПОМНИТЬ!!! (Слайд 2)

-Орфографическое чтение слов и запись в тетрадь.

- Составьте словосочетания с новыми словами и запишите.

  • весёлый праздник
  • красивая лестница
  • радостное чувство

IV. Работа по теме урока. (Слайд 3)

- Продолжим исследовать слова. Определите, если среди них такие, в которых при стечении согласных СТН буква Т не пишется.

  • ИНТЕРЕ..НЫЙ –
  • ЧЕС..НЫЙ –
  • ПРЕЛЕС..НЫЙ –
  • ВКУС..НЫЙ –
  • МЕС..НЫЙ –

Проверка: в словах интересный, вкусный буква Т не пишется.

- Что же нужно сделать, чтобы определить, есть ли в корне непроизносимый согласный звук?

Вывод: чтобы определить, надо подобрать однокоренное слово и посмотреть, слышится ли согласный звук перед гласным или на конце слова.

V. Физкультурная минутка.

Упражнения, корректирующие осанку.

VI. Закрепление.

Упражнение 89, с. 66

  • Ужасно – ужасен
  • Опасно – опасен
  • Чудесно – чудесен
  • Прекрасно- прекрасен
  • Интересно- интересен

Буквенный диктант.

Запишите числа от 1-9 на полях.

Вы внимательно слушаете слово, определяете, есть ли непроизносимый согласный звук, записываете соответствующую букву. А если нет – ставите прочерк.

ЛЕСТНИЦА, ЧЕСТНЫЙ, ЗВЁЗДНЫЙ, СОЛНЦЕ, ПРЕКРАСНЫЙ, ЧУВСТВО, ПРАЗДНИК, ВКУСНЫЙ, РАДОСТНЫЙ.

Проверка по образцу на доске (Слайд 5)

  1. Т
  2. Т
  3. Д
  4. Л
  5. В
  6. Д
  7. Т

-Поднимите руки те, кто справился без ошибок. Молодцы!

Грамматическая загадка

- Отгадайте грамматическую загадку: (Слайд 6)

КРОСС + ВОРЫ – Ы + Д = ? КРОССВОРД

Составление кроссворда.

-Вставьте пропущенные слова.

 1)

Дом пылает за углом,
Сто зевак стоит кругом.
Ставит … команда,
От огня спасает дом. (лестница) (Слайд 7)

2)

Лестница- …
Бежит сама собой. (чудесница) (Слайд 8)

3)

Ёлка наряжается,
… приближается. (праздник) (Слайд 9)

4)

“…, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?” (здравствуй) (Слайд 10)

 5)

А сороки – белобоки
Поскакали по полям,
“Горе! Горе! Крокодил
… в небе проглотил!” (солнце) (Слайд 11)

6)

О, если я не дойду,
Если в пути пропаду,
Что станет с ними, больными,
С моими зверями …?” (лесными) (Слайд 12)

- Какое слово получилось? (СЕРДЦЕ) (Слайд 13)

Работа над лексическим значением слова сердце.

- Что такое сердце? (Слайд 14, 16)

1) Центральный орган кровеносной системы в виде мышечного мешка.

2)(переносное значение) Важное место чего – нибудь.

Работа с фразеологизмы. (Слайд 15)

-Как вы понимаете эти выражения?

  • Сердце кровью обливается. (Переживаем, очень больно за кого – то)
  • Этот человек мне по сердцу. (Мне нравится этот человек)
  • Скажу тебе, положа руку на сердце. ( Скажу честно, искренне)

Игра “Открой картинку” (Слайд 17)

-А сейчас, если мы все вместе, правильно вставим буквы в слова, то узнаем, где находится сердце нашей республики?

Счас..ливый

Интерес..ный

Звёз..ный

Со..нце

Радос..ный

Чуде..ный

Открывается фотография города Казани

- Где же находится сердце РТ? (г. Казань)

VII. Домашнее задание.

Составить 4-5 предложений о нашем городе, используя слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

VIII. Итог.

-Всегда ли в словах, в которых есть несколько согласных звуков, стоящих рядом, есть непроизносимый согласный?

- Приведите примеры.

- Какие слова с непроизносимыми согласными надо запомнить?

IX. Самооценка