Преподавание в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить детей с новым звуком и буквами;
  • формировать навыки чтения;
  • закрепить знания об изученных буквах;
  • развивать фонематический слух учащихся, внимание, память, мышление;
  • воспитывать чувство взаимопомощи;
  • формировать социальные, рефлексивные, читательские компетенции.

Оборудование:

Презентация к уроку

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Определение темы урока.

- Повторение: на какие группы делятся звуки в русском языке? Какие буквы обозначают мягкость согласных на письме? Какие правила правописания вы знаете?

- Послушайте стихотворение. Какой звук чаще всего слышен в этом стихотворении?

В тишине лесной глуши Шепот к Шороху спешит.

- Ты куда? – К тебе лечу. Дай на ушко пошепчу: шу-шу-шу да ши-ши-ши. 

- Тише, Шорох, не шурши, навостри-ка уши - тишину послушай! Слышишь?

- Слышу.

- Шебуршаться где-то мыши, под кореньями шуршат - дружно шишку шелушат.

Тише, Шорох, не дыши! Слышишь?

- Слышу…

- Вышли цапли на охоту, цапли ужинать спешат, рыщут-ищут лягушат. Слышишь?

- Слышу…

- Две букашки спать устроились в ромашке.

А это шмель прошмыгнул и сел на ель.

У пчелы-портнихи Шмель шьет хорошую шинель

Он вернется с этой ели в новой шелковой шинели. Что еще ты слышишь, Шорох?   

 - Тише! Слышу тишину…

- Какой будет тема нашего урока? С каким звуком мы будем работать?

С какой буквой?

3. Постановка проблемы.

- Приходит письмо от Чебурашки с просьбой о помощи. (слайд)

Малыш..! У меня скоро день рождения. Я пригласил своих хоро..их друзей. Но ..апокляк утащила букву .. . Помогите нам, найдите букву.. . Заранее боль..ое спасибо. Ва.. Чебура..ка.

- От кого это письмо? Как мы можем помочь друзьям Чебурашки? Какой буквы не хватает?

4. Новая тема.

Знакомство с буквой Ш.

- Найдите букву Ш в путанице. (Приложение 1)

- Какой предмет вы узнали? В каких еще словах слышится этот звук?

- Отправляемся в путь. Предлагаю полететь на воздушном шаре (слайд). Но шар полетит, только если вы дадите характеристику звуку [ш] (это согласный, глухой, всегда твердый, непарный, шипящий).

- Составьте схему слова ШАР (индивидуальная работа, один ученик около доски). Проверка по образцу.

- Чтение слогов с буквами: ША, ШО, ШУ, ШИ, ШЕ.

- Полетели! (слайд)

- Мы в гостях у Красной Шапочки (слайд). Она в затруднении: начала читать сказку, а чем сказка закончилась, не может узнать.

Чтение текста по цепочке:

Девочка Маша ушла из дому в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу к дому, да не нашла, а пришла в лесу к избушке. Дверь была отворена…

А что произошло потом?

- Как называется эта сказка? Это народная или авторская сказка?

- Сильный ветер. Дальше лететь на шаре нельзя. Поедем на машине (слайд). Но машина не едет. Может, в этом слове ошибка? Сочетание ШИ пишется с буквой И. Назовите еще слова, в которых слышится ШИ. Найдите текст на странице 147. Прочитайте его. Назовите слова с сочетанием ШИ.

- Машина привезла нас к Винтику и Шпунтику. (слайд) Почему слово Шпунтик написано с большой буквы? Когда еще мы употребляем заглавную букву? В. и Ш. изобрели загадки-ребусы (слайд).

Физминутка

- Надо отдохнуть и набраться сил. Если услышите просто слова, то тянете руки вверх, поднимаясь на носки. Если же услышите предложение, приседайте, вытягивая руки вперед.

Жизнь дана на добрые дела.
Доброта, отзывчивость, поступок.
Доброе слово и кошке приятно.

- Чем отличается предложение от слов?

- Что такое предложение?

- Как отделить одно предложение от другого в устной речи? В письменной?

- Кто запомнил предложения, которые я произнесла?

- Какую мысль они выражают?

- Мы в гостях у Крошки Енота. (слайд) Он запутался в словах, поможем ему. Работа в парах. Взаимопроверка.

Найди среди буквенного текста спрятанные слова с буквой Ш и подчеркни их.

лаорпромаршолцшумеоМашаВпырвошуткаешггнтх

зкщншгхорошовпвавпшилофдМаыаМАнрвнМишадр

- Давайте придумаем чистоговорки: ША-ША-ША - ………… ШУ-ШУ-ШУ - ……. ШИ-ШИ-ШИ - …….. ШО-ШО-ШО - ……..

4. Словарная работа.

- Ну, вот мы и добрались до Чебурашки. (слайд) Все в порядке, день рождения состоится! А Шапокляк, наверно, просто было обидно, что ее не пригласили на праздник. А знаете, слово «шапокляк» французского происхождения, обозначает «шляпа-пружина». «Кляк»означает «пружина». Как напишем слово ШАПКА? (проверочное слово ШАПОЧКА). ШАПКА и ШАПОЧКА однокоренные слова, корень ШАП-. Может, кто-то еще назовет однокоренные слова? (шапчонка, шапочный).

- А я знаю скороговорку со словом ШАПКА: Сшила Саша Сеньке шапку. Повторите ее.

- Вы хорошо потрудились. Чебурашка вам благодарен. А теперь пусть ваши глазки отдохнут.

Физминутка для глаз (слайд)

5. Подведение итогов. Рефлексия.

- Что новое вы узнали на уроке? Чему научились?

- Что вам показалось трудным?

- Отметьте на доске ваше настроение после урока.

- Всем спасибо. Урок окончен. (слайд)