Метод проектов как творческая работа педагога

Разделы: Математика


“Я слышу - я забываю, Я вижу - я запоминаю, Я делаю - я понимаю”.
(Китайская пословица)

Проектный метод имеет давнюю историю. Еще в Римской академии искусств создавались работы, которые назывались progetti, то есть проекты. Фундаментальными признаками проектов были:

  • ориентация на учащегося (их работа была самостоятельной);
  • ориентация на действительность (предметом работы были практические проблемы);
  • ориентация на конечный продукт (разрабатывались план, эскиз, модель, то есть что – то конкретное).

Научное оформление и описание метод проектов (project method) получил ко второй половине XIX века в США, где его стали использовать как попытку изменения старой школы, предлагавшей методы образования, неадекватные динамично изменяющемуся американскому обществу. Проектами были названы те программы, которые более всего отвечали духу демократического воспитания.

Метод проектов, рожденный в результате практических потребностей в системе высшего образования в технических дисциплинах, был перенесен в средние и начальные школы. Из всех методов, именно он лучше всего учит самостоятельности.

Метод проектов основывался на теоретических концепциях прагматической педагогики, провозгласившей принцип “обучение посредством делания” (Дж. и Э. Дьюи, X. Килпатрик, Э. Коллингс). Ведущая идея - выполняемая ребенком учебная деятельность строится по принципу “Все из жизни, все для жизни”. Ребенок тогда будет учиться с увлечением, когда занятие интересует его лично, когда содержание учения исходит из реальней детской жизни, а результат такой деятельности можно обязательно применить.

Проектный метод развивался как неоднозначное явление. Один из его видов основывался на развитии его теоретических знаний и исследовательских умений; местом работы над проектом были чертежный зал и лаборатория, а сам проект заканчивался техническими чертежами, сводкой данных, расчетами, анализами; придавалось значение образовательной ценности проекта; на его успех влияли профессора. Другой тип проектного метода включал в себя практические знания и ремесленные умения; проекты создавались в мастерских, их окончанием был материальный продукт; важной была коммерческая ценность проекта, так как его успех оценивался рынком.

Со временем методом проекта стали обучать не только практическим навыкам, но и общим, таким, как математика.

Какова сущность метода проектов? Пригоден ли он лишь в профессиональном обучении, которое опирается на “профессиональную логику”, или же это метод, важный в стимулировании гармоничного и всестороннего развития учащихся?

Проект, по мнению В.Х. Килпатрика (1871 –1965), американский педагог, последователь Дж. Дьюи), это “намеренное действие, производимое от всего сердца в социальной среде”. В ходе проектной работы получение и проверка знаний и умений должны иметь место в конкретных социальных ситуациях, связанных с каждодневной жизнью. Ученикам при этом создаются условия для действий, к которым они имеют склонности и которые помогают им удовлетворять эти склонности. В определенных таким образом условиях проектного образования ученики развивают свою самостоятельность, инновационность, упорство, воображение, умение действовать совместно.

В определении самым важным в проекте было предпринять действие с определенным намерением и с определенной целью, так как решающим критерием метода должна была быть позитивная мотивация. Проект Килпатрика предполагал четыре фазы: намерение, планирование, проведение, оценку. Самым важным в проекте, независимо от его типа, является ориентация на учащегося.

Килпатрик расширил значение понятия “метод”. Метод проектов - общий метод образования, главный дидактический принцип [1].

Предложение Килпатрика обучать методом проекта вызвало многочисленные сомнения - не отвечает картине полного цикла мышления, пяти логическим ступеням: ощущение трудности, ее обнаружение и дефиниция, нахождение решения, выводы из предусмотренного решения, верификации предполагаемого решения путем наблюдения и эксперимента.

Чем в таком случае является ответ на вопрос, что такое проект?

Под название “проект” подводится почти все, что хоть немного отличается от традиционного образования, говорит Мирослав С. Шиманьски. Метод касается принципиально разнообразных форм групповой работы, хотя в игру может входить как индивидуальная, так и коллективная работа. Образование при помощи групповой работы состоит в том, что коллектив лиц, учащихся самостоятельно организует начало, планирует и выполняет определенное действие, а также оценивает конечное выполнение.

Лучше всего, если источником проекта является мир обыкновенной жизни, а не абстрактная наука; исходной точкой – какая – нибудь цель (проблема, инициатива…), конечной точкой - широкопонимаемый продукт.

Критерии, позволяющие отличить проект от других методов образования (Мирослав С. Шиманьски):

  • прогрессивная роль учителя. Учитель – не только специалист по данному предмету, но одновременно и рулевой в групповых процессах. Он продолжает руководить деятельностью учеников, оказывает им помощь, вмешивается, когда возникает необходимость. По мере возрастания самостоятельности учащихся уходит в тень и тактично контролирует все, что происходит в группе.
  • субъективность учащегося. Каждая фаза проекта, от инициативы вплоть до окончания, связана с индивидуальными интересами, способностями, стремлениями и потребностями учащихся. В ученических проектах не важен сам продукт, важен процесс работы над проектом, в котором ученики осваивают новые знания, умения, учатся самостоятельности, ответственности, сотрудничеству, в целом подготавливаются к жизни в условиях демократии.
  • способ сглаживания границ между школьной и внешкольной жизнью. Проекты, тематически размещенные в социальной среде, учат целостному видению мира, так как ученики должны во время подготовки проекта самостоятельно овладеть содержанием различных знаний с помощью умственной и физической работы, а также с помощью эмоций.
  • проектная работа не нуждается в традиционной оценке. Считается, что оценка – нечто лишнее, поскольку само участие в проекте свидетельствует о прогрессе учащихся, а начало исполнения роли в проекте связано уже со статусом ученика в классе или группе; так как сам продукт, возникший в результате выполнения проекта, является уже конкретным достижением, а введение проекта должно служить демократизации общественной жизни, ликвидировать разделение между учащимися на хороших и плохих учеников) [2].

Как вследствие этого реализуется метод? Реализация метода проходит в пяти фазах.

Первая фаза – выступление с инициативой проекта. Инициатором может быть любой субъект (ученик, учитель, родители). Самое главное, чтобы все это происходило в климате спонтанности. Идеи могут касаться разных тем, а выступление с инициативой развивает беглость, гибкость и оригинальность мышления.

Вторая фаза над проектом - методом дискуссии определяются правила игры, касающиеся обсуждения предложений первой фазы. Устанавливается время и способ работы над выбором темы проекта, способы высказываний; аргументация ценности предложения, а не человека, внесшего предложение. Проводимая дискуссия должна выполнять три функции: коммуникативную (учащиеся приобретают навыки коммуникации), предметную (ученики осознают проблематику заявленных проектов), мотивационную (ученики взаимно мотивируют друг друга к работе). Эта фаза заканчивается принятием проекта и его предварительным эскизом. Обращается внимание на то, чтобы проект имел качество пригодности и был рассмотрен в социальном контексте.

Третья фаза - разработка плана проекта. Подробно решаются организационные вопросы, финансовые средства, материалы, определяется так же, как будет выглядеть заключительный проект и за какое время он будет выполнен. На этом этапе устанавливается объем ответственности для отдельных исполнителей. Существенным элементом этой фазы является подготовка учащихся к групповой работе путем ознакомления их с сущностью такой работы.

Четвертая фаза - работа над проектом, которая продолжается дольше всего, и в ее ходе производится оценка. Выполнение проекта делает возможным применение самых разных организационных форм процесса образования – от групповой работы до индивидуальной. В этой фазе есть также установка на индивидуализацию образования, введение нового материала, так как в проектах речь идет об оценке не только продукта, но и качества действия и совместного действия.

Пятая фаза - окончание проекта. Наступает совместная оценка приобретения новых знаний и умений или более широкая его презентация. Если конечный продукт не появился, то окончание проекта в таком случае состоит в сравнении результатов с намерениями и поиске факторов, которые затрудняли выполнение работы.

Пять основных фаз дополняются изучением групповой работы (содействие в проекте путем анализа сотрудничества, временной замены ролей, тренингов восприимчивости, асертивного поведения, развития эмпатии). (Приложение 1).

Таким образом, метод проекта – это одно из многих предложений активизирующего обучения. Он близок к таким методам, как проблемный метод, свободная работа, открытое обучение, практическая учеба, а также к дидактическим играм или методу случайностей. Не следует его, естественно, абсолютизировать, он может пригодиться скорее как разнообразие в традиционном обучении, как хорошее предложение для связи школы с практической жизнью.

На уровне образовательной практики выявляется личность, а вместе с ней области индивидуальных достижений. Это касается как ученика, так и учителя, который дополнительно отвечает за передачу предметных знаний.

Успех проекта часто требует выполнение учителем, руководящим работой, ряда действий, не запланированных ранее. Для успеха важными являются контакты с учениками, сжатые сроки работ, карты работы, а так же карточки оценок. Оценки учителя должны обсуждаться совместно с учащимися, чтобы они могли вести дискуссию, аргументируя свои оценки (согласно критериям ценности, источником информации, срочности, увлечения, эстетики выполнения, презентации совершенного). Необычайно важным элементом, заканчивающим проект, должна быть встреча с родителями, участвующими в фазе презентации достижений.

Литература

  1. Абасов 3. А. Педагогические технологии и инновации в учебной деятельности школьников // Школьные технологии. - 2002 -№ 5 .
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пед. вузов. /Сост. Е. С. Полат, М. Ю.Бухаркина и др. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000.