Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Урок развития речи. Выборочное изложение – описание помещения

Разделы: Преподавание русского языка


Цель урока: научить писать выборочное изложение.
Задачи урока:

  • Обучать учащихся умениям осмысливать содержание исходного текста, вдумываться в особенности его языкового строя;
  • Формировать у учащихся умения отбирать факты для раскрытия поставленной дидактической задачи;
  • Формировать умения сохранять строение текста, языковые средства, характерные для стиля речи;
  • Формировать умение излагать мысли в соответствии с нормами русского литературного языка;
  • Расширять словарный запас, кругозор учащихся.
  • Воспитывать интерес к изучению творчества Некрасова

Оборудование: текст М.Басиной «В гостях у Некрасова»; презентация «В гостях у Некрасова»

ХОД УРОКА

1.  Организационный момент

2. Краткое вводное слово учителя

– Сегодня мы пишем выборочное изложение-описание помещения по рассказу М. Басиной «В гостях у Некрасова». Нам предстоит совершить воображаемое путешествие в Санкт-Петербург. Мы побываем в Мемориальном музее-квартире Николая Алексеевича Некрасова. На уроках литературы вы знакомились с произведениями этого автора. Давайте вспомним, с какими? («Дед Мазай и зайцы», «Генерал Топтыгин», «Крестьянские дети», «Мужичок с ноготок»)
Николай Алексеевич Некрасов (1821 – 1877) – русский поэт, родился в семье небогатого помещика. Маленькому Николаю не дозволялось дружить с крепостными крестьянскими детьми, но он часто убегал к своим деревенским товарищам, купался с ними на речке, ходил за грибами. Впоследствии Некрасов никогда не забывал о своих друзьях детства. Он открыл школу для крестьянских детей, в которой они обучались бесплатно. Крестьянские дети навсегда остались его любимцами. Он общался с ними не только в жизни, но и в своей поэзии. Им он посвятил множество стихотворений. Дети для него – символ будущего России, мечта о честном и добром человеке.
А сейчас мы отправимся в гости к этому удивительному поэту, увидим кабинет, в котором он создавал свои произведения.
Внимательно послушайте рассказ М Басиной «В гостях у Некрасова» и подумайте, какую часть текста мы используем для описания кабинета поэта, а какую часть опустим.

3. Чтение текста изложения (текст взят из сборника Л.А.Виноградовой, А.Н.Горчак «Сборник текстов для изложений» М., 1981г.)

В ГОСТЯХ У НЕКРАСОВА

Мы поднимаемся по широкой пологой лестнице, по тем самым ступеням, по которым столько раз поднимались Некрасов, Тургенев, Лев Толстой, Островский…  Всех не перечислишь.
На втором этаже останавливаемся перед дверью со скромной медной дощечкой, на которой написано: «Николай Алексеевич Некрасов».
Из прихожей через большую светлую комнату, обставленную старинной мебелью, приемную – попадаем в кабинет поэта.
Как много сделано в этой комнате для русской литературы! Здесь Некрасов работал. Вот за этим самым столом, на котором, как и тогда, стоят бюсты Пушкина и Гоголя.
А вот в этих глубоких мягких креслах, что стоят у камина, он любил отдыхать, читать, беседовать с гостями. Между кресел – маленький курительный столик, подарок друзей. На камине часы и фигурки двух лошадок. У письменного стола – этажерка, на которой лежали рукописи и корректуры. В книжных шкафах, что разместились вдоль стен, есть подлинные книги из библиотеки Некрасова. (135 слов)

4. Работа с текстом

Беседа по вопросам:

  • Определите стиль и тип текста? (Художественный, описание)
  • В каком стиле вы будете писать изложение?
  • Какие средства выразительности характерны для этого стиля?
  • В какой части текста автор описывает кабинет Некрасова? (Во второй части)
  • Какую часть текста мы не включим в изложение? (Описание лестницы, приемной опускается)
  • В каком предложении автор подчеркивает значение Некрасова для русской литературы? (Как много сделано в этой комнате для русской литературы!)
    Именно с этого предложения рекомендуется начать изложение
  • С чего начинается описание кабинета Некрасова? (С письменного стола)
  • Почему именно с письменного стола? (Потому что именно этот предмет интерьера говорит о работе писателя)
  • Что еще в кабинете указывает на работу писателя? (Этажерка с рукописями и корректурами)
  • Где любил отдыхать Некрасов? (В глубоких мягких креслах, что стоят у камина)
  • Какое место в кабинете занимают книги? (Книги занимают одно из главных мест, они находятся в шкафах вдоль стен. Среди них есть подлинные книги из библиотеки Некрасова)
  • Какой глагол употребляет автор, говоря о книжных шкафах и почему? (Автор использует глагол «разместились» не случайно. Тем самым он подчеркивает, что книги играли важную роль в жизни писателя, и шкафы не просто стоят, они хранят в себе настоящие сокровища. Поэтому автор говорит о них, как о людях.)

Словарная работа:

(Некоторые слова вызывают затруднения у учащихся при определении их лексического значения. Данные слова записываю на доске с определением. Учащиеся записывают их в тетрадь или словарик)

Этажерка – предмет мебели в виде полочек, укрепленных на стойках друг над другом
Корректура – исправление ошибок на оттиске типографского набора
Рукопись –  подлинник или копия текста, написанные от руки

Особенности описания в данном тексте:

Обращаю внимание учащихся на особенности описания: предметы не просто перечислены, а показаны как бы через действия самого Некрасова:

Вот за этим самым столом; в этих глубоких мягких креслах…любил отдыхать; маленький курительный столик – подарок друзей.

Синтаксическая разминка:

По теме, связанной с содержанием текста, составьте сложенное предложение. Расскажите о постановке в нем знаком препинания, составьте его схему.

5. Повторное чтение текста учителем

6. Написание учащимися выборочного изложения

В слабых классах написание изложения можно провести на следующем уроке. А после повторного чтения текста предложить учащимся составить план изложения.
На данном уроке возможно использование мультимедийной презентации (по желанию учителя), подробно иллюстрирующей текст изложения (см. Приложение 1)

Использованные ресурсы сети «Интернет»:

1. www.museum.ru
2. www.spbflat.ru
3. www.wikimapia.org
4. www.nekrasov.org.ru