"Открывая Гоголя…" Урок-практикум. Готовимся к ЕГЭ (Синтаксис. Пунктуация. Анализ текста)

Разделы: Русский язык


Цель:

  • закрепить и углубить лингвистические знания, подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ.
  • разобрать задания, связанные с синтаксисом, пунктуацией и анализом текста. (односоставные предложения, типы сказуемых, словосочетания)
  • способствовать развитию внимания, мышления, памяти.
  • расширить знания о творчестве Н.В.Гоголя.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, портреты Н.В.Гоголя.

Ход урока.

I. Целеполагание.

II. Слово учителя.

“ Чтобы что-то сказать, - как-то сказал Гете, - надо чем-то быть”. (т.е. быть самобытной и неповторимой личностью.) На мой взгляд, такой личностью является Н.В.Гоголь, 200-летие со дня рождения которого вся наша страна отметила в 2009 году. Открывая страницы его произведений, попробуем это доказать.

Велики его творения. По достоинству оценили Гоголя как большого художника слова многие русские поэты и писатели. А Н.Г. Чернышевский сказал: “Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России”.

- Запишите это высказывание (под диктовку)

- Охарактеризуйте предложение. Определите вид придаточного.

- Объясните постановку знаков препинания.

Учитель: В 1831 – 32 годы Гоголь создает сборник “Вечера на хуторе близ Диканьки”. В нем ярко проявилась одна из характерных черт писателя – склонность к юмору. Критика по достоинству оценила сборник повестей и рассказов.

- Вспомните, как отозвался о “Вечерах…” А.С. Пушкин.

- Запишите. “Сейчас прочел “Вечера близ Диканьки”, - писал А.С.Пушкин. – Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувственность!”.

– Постановка каких знаков препинания у вас вызвала затруднение? (Объяснение знаков препинания)

III. Обратимся к страницам этого сборника. (раздаточный материал). (Н.В.Гоголь “Майская ночь, или Утопленница”.

1).Повторим тему “Типы сказуемых”

“Украинская ночь”

Знаете ли вы украинскую ночь! О, вы не знаете украинской ночи. Всмотритесь в нее: с середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно -душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Неподвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов…

Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посреди неба… Как очарованное, дремлет на возвышении село. Еще более, еще лучше блестят при месяце толпы хат; еще ослепительнее вырисовываются из мрака низкие их стены.

- Прочитайте выразительно отрывок.

-Определите стиль, тип речи.

- Какие типы сказуемых представлены в предложениях этого отрывка?

Дайте их определение.

- А что вам известно о составных глагольных сказуемых? Прочитайте примеры из домашнего задания (или учитель дает отрывок из произведений Н.В.Гоголя.)

2).- Найдите предложения с составными глагольными сказуемыми. Определите типы других сказуемых. (На экране)

- Долго стояла Оксана, раздумывая о странных речах кузнеца. Уже внутри ее что-то говорило, что она слишком жестоко поступила с ним. Что если он в самом деле решится на что-нибудь страшное? “Чего доброго может быть, он с горя вздумает влюбиться в другую и с досады станет называть ее первою красавицею на селе? Но нет, он меня любит. Я так хороша! Он меня ни за что не променяет, он шалит, прикидывается. Не пройдет минут десять, как он, верно, придет поглядеть на меня. Я в самом деле сурова. Нужно ему дать, как будто нехотя, поцеловать себя. То-то он обрадуется! И ветреная красавица уже шутила со своими подругами”.

- Итак, что нам следует знать о типах сказуемых? (ответы учащихся, можно пользоваться кластером или тетрадью для правил).

IV. -Продолжая разговор о Гоголе, я предлагаю вам подумать над следующим высказыванием. Запишите его. “Гоголь – царь русского смеха”, - сказал А.В. Луначарский.

- Какие произведения вы можете назвать в доказательство этой мысли? (“Вечера на хуторе близ Диканьки”, “Ревизор” и т.д.)

- Определите тип сказуемого в этом высказывании.

- Объясните постановку тире.

- Вспомните, когда между подлежащим и сказуемым в простом предложении ставится тире? Когда не ставится?

V. Работа с тестом по теме : “Тире между подлежащим и сказуемым”.

(Компьютерное тестирование)

VI. Работа по теме: “Типы подчинительной связи слов всловосочетаниях”.

- После выхода в свет сборника “Миргород” (1835 г.) В.Г. Белинский определил Гоголя как “поэта жизни действительной”, подчеркнул, что автор “рад выставить наружу всё, что в ней (жизни) есть прекрасного, человеческого, в то же время не скрывает и ее безобразия”. Веселость у Гоголя не всегда простодушна и беззлобна. Порой она переходит в сатиру, злую иронию. “С хохотом на устах он без жалости проникает в самые сокровенные складки нечистой, злобной чиновнической души”, - пишет Герцен о Гоголе. В повестях “Портрет”, “Записки сумасшедшего”, “Невский проспект”, “Нос”, в поэме “Мертвые души”, в комедии “Ревизор” он создает сатирические образы чиновников, помещиков.

1)- Запишите:

Мысль о России была живейшей частью его существования. Он вполне был прав, утверждая впоследствии, что никогда так много не думал об отечестве, как вдали от него, и никогда не был так связан с ним, как живя на чужой почве.

- Из первого предложения выпишите все словосочетания и определите тип подчинительной связи в них.

- Найдите словосочетания со связью “примыкание”, “управление”, “согласование”.

2)- На экране предложение: Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои.

Дивный художник и писатель– патриот, Гоголь стал, по словам Белинского, “надеждой, честью, славой” своей страны.

- Определите тип подчинительной связи словосочетаний.

- Объясните постановку знаков препинания.

VII. Работа по теме “Односоставные предложения”.

-Произведения Н.В.Гоголя дышат большой и подлинной любовью автора к простому народу, он восхищается народными героями, человеком железной воли. Таким героем является Тарас Бульба.

- Пользуясь предложениями из домашнего задания, подобранными из повести “Тарас Бульба”, расскажите о видах односоставных предложений.

- Можно для анализа предложить следующие примеры:

а) Определенно-личное. 1) Не смейся, не смейся, батьку! 2)За обиду не посмотрю и не уважу никого. 3)Терпи, казак, – атаманом будешь. 4) И присудим сжечь его живого в виду всех….

б) Неопределенно-личные. 1)Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздем прибили ему руки и, приподняв его повыше, чтобы ото- всюду был виден казак, принялись раскладывать под деревом костер.

в)Безличные: 1) Немалая река Днестр, и много на ней заводьев, речных густых камышей и глубокодонных мест. 2) Нет уз святее товарищества. 3) В тогдашний век было стыдно и бесчестно думать казаку о любви, не отведав битвы. 4)В воздухе вдруг захолодело.

д) Назывные. 1)Божественная ночь! 2)Очаровательная ночь.

- Какую роль в тексте играют односоставные предложения? В каких стилях речи используются? С какой целью?

VIII. Анализ текста (по В.Я. Брюсову.)

1) Мы знаем, что Гоголь много работал над собиранием материалов для своих повестей. 2)До нас дошли записные книжки Гоголя, куда он вносил свои наблюдения, меткие слова, поразившие его обороты.3) До нас дошли сборники малороссийских песен, составленные Гоголем. 4)В своих письмах к родным Гоголь постоянно просил их доставлять ему всевозможные “известия о малороссиянах”, собирать данные про “старовину”. 5)Но все эти тщательно собранные материалы совершенно преображались под его пером, образы действительности разрастались одной какой-нибудь стороной то чтобы стать чем-то “ослепительно прекрасным”, то чтобы явить “излишество и множество низкого”. 6)Действительность изменялась в созданиях Гоголя, как изменился колдун “Страшной мести”, приступив к волхвованию, - “нос вытянулся и повис над губами, рот в минуту раздался до ушей, зуб выглянул изо рта”, - или как изменилась ведьма от заклятий Хомы Брута, - вместо старухи “пред ним лежала красавица, с растрепанною роскошною косою, с длинными, как стрелы, ресницами”.

7)Гоголь сам оставил нам намек, что именно в таком направлении он всегда и вел свою работу. 8)Так, в программе ненаписанной драмы из украинской старины он говорит: “Да исполнится она вся (драма) нестерпимого блеска”. 9)Точно так же в заметках к “Мертвым душам” он говорит: “Идея города – возникшая до высшей степени пустота. Как всё… приняло выражение смешного в высшей степени… Как эти соображения доходят до верха смешного”. 10)Да, Гоголь основывался на наблюдениях, на изучении, но все доводил до “высшей степени”, до “верха смешного”, обращал в “неслыханное” и “нечеловеческое”.

11)“Гоголь все явления и предметы рассматривал не в их действительности, но в их пределе”, - так формулирует то, что мы здесь утверждаем, В.Розанов. 12)Конечно, Россия времен Гоголя не была населена теми маниаками, теми чудовищами и теми ангелами красоты, которые выступают перед нами из его повестей. 13)Тогда жили такие же люди, как теперь, в которых смешное соединялось с благородным, красота с безобразием, героизм с ничтожеством. 14)Их умел видеть Пушкин, изобразивший их в “Евгении Онегине”, в “Повестях Белкина”, в “Медном всаднике”, но Гоголь их не видел. 15)Он сотворил свой особенный мир и своих особенных людей, развивая до последнего предела то, что в действительности находил лишь в намеке. 16)И такова была сила его дарования, сила его творчества, что он не только дал жизнь этим вымыслам, но сделал их как бы реальнее самой реальности, заставил ближайшие поколения забыть действительность, но помнить им созданную мечту. 17)В течение многих лет на николаевскую Россию и на Украину мы все смотрели сквозь гоголевское стекло.

- Выполните задания:

1. Какое высказывание не соответствует содержанию текста?

  1. В течение многих лет на николаевскую Россию и на Украину мы все смотрели сквозь гоголевское стекло.
  2. Гоголь много работал над собиранием материалов для своих повестей.
  3. До нас не дошли сборники малороссийских песен, составленные Гоголем.
  4. Гоголь все явления и предметы рассматривал не в их действительности, но в их пределе.

2. Определите стиль речи и тип текста.

  1. Художественная стиль; описание
  2. Публицистический стиль, описание с элементами рассуждения.
  3. Художественный стиль, рассуждение.
  4. Научно-популярный стиль; описание с элементами рассуждения.

- Каковы особенности научного стиля? Почему данный текст научно-популярный?

- Назовите языковые средства научного (научно-популярного) стиля?

3.Среди предложений 1-5 найдите предложение (ия) с обособленными определениями.

4. Какое из предложений связано с предыдущим при помощи вводного слова и лексического повтора?

  1. 3
  2. 5
  3. 12
  4. 14

5. В составе какого сложного предложения есть односоставные предложения?

  1. 5
  2. 7
  3. 12
  4. 16

6. Какая характеристика предложения 14 является верной?

  1. сложносочиненное предложение
  2. сложноподчиненное предложение
  3. сложное бессоюзное
  4. простое.

7. Определите вид подчинительной связи в словосочетании “основывался на наблюдениях”. (предложение 10).

8. Из предложений 1-4 выпишите все причастия.

9. Укажите способ образования слова поразившие (предложение 2).

10. Среди предложений 6-9 найдите предложение с придаточным определительным.

IX. Итог.

- Сегодня, открывая страницы произведений Н.В.Гоголя, я думаю, вы еще раз убедились, что это самобытная и неповторимая личность, великий писатель. Писатель-лирик, сатирик, драматург. Заслуги Н.В.Гоголя воистину бессмертны. Открыв миру “всю Русь”, ее смешные, печальные, драматические и героические стороны, он создал книги, которые оказали большое влияние на развитие русской литературы и искусства вообще.

X. -Ребята, я хочу, чтобы вы дома продолжили тему сегодняшнего разговора. Напишите сочинение- рассуждение “Мое открытие Гоголя”. Используйте информацию из сегодняшнего урока, из своего читательского опыта.