Работа со сказкой в урочной и во внеурочной деятельности

Разделы: Начальная школа


ЗНАКОМЫЕ ГЕРОИ В НОВЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

Данный метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у ребят, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными (лиса и заяц вместо своих ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках), а могут быть близкими к жизни детей (лиса, заяц и петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке городского зоопарка, а возможно они застряли в лифте многоэтажного дома).

СКАЗКА ОТ ГРАММАТИЧЕСКОЙ АРИФМЕТИКИ

Вначале поясним, что “грамматическая арифметика” -загадка, которая представлена в виде двух слагаемых. Первое слагаемое, как правило, является частью слова, второе слагаемое является зашифрованным объяснением второй части этого слова. В итоге дается распространенное пояснение целого слова. Нужно его отгадать:

Ба + пресноводное животное с клещами = временное жилище. (Барак)

Но ведь “барак” - слово не совсем интересное для начала сказки. Давайте придумаем другое. От слова “Лариса” отнимем часть слова “иса” и добавим часть слова “пальчик” - “чик” = “ларчик”. И вот уже идет начало сказки: “Одной девочке на день рождения подарили ларчик. Долго она не решалась его открывать”.
Сочините сказки от таких вариантов грамматической арифметик!:

С + спрятанные ценности = ? (склад)

С + тонкая ветка = ? (спрут)

СКАЗКА ОТ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

Стойкие слова и словосочетания, взятые порой из сказок и житейских ситуаций, сами довольно часто служат удачной отправной точкой для создания сказочных сюжетов. С одной стороны, удачное, к месту использование фразеологизмов помогает детям глубже понять их переносный смысл. А с другой - стимулирует словесное творчество. Начиная где-то с 5 - 6 лет мы знакомим детей с такими фразами, которые часто встречаются в рассказах и сказках. А затем помогаем малышам понять их настоящий смысл. И только потом начинаем вместе сочинять:

Фразеологизм Балбес

Начало сказки

Жил-был на свете Балбес. Он всех не любил и его все не любили…

Фразеологизм Крокодиловы слезы

Начало Каждое утро капризный мальчик лил крокодиловы слезы. Это всем ужасно надоело…

Фразеологизм Лакомый кусочек

Начало Идут два товарища и вдруг на тропинке видят лакомый кусочек - шоколадное яйцо с игрушкой внутри.

СКАЗКИ ИЗ МУСОРА

Не игрушки и даже не предметы, а просто мусор -никому не нужные отходы порой служат прекрасной находкой для создания сказочных сюжетов. В этом плане нельзя не отметить полезность использования отходов: оказывается, можно “дать” им вторую жизнь. Значит, ко всему нужно относиться экономно и изобретательно. Конечно же, на первых порах мы, взрослые, показываем и рассказываем первые “Мусорные” сказки.

Мусор Пустые коробки, бумажные пакеты, кусочки цветных мелков, стружки от дерева, полиэтиленовые пакеты с дырочками, пластмассовые коробочки из-под варенья и т.д.

Начало Этот случай произошел зимой. Взбунтовался мусор. Холодно, голодно и скучно было ему лежать на свалке. И решили обитатели свалки сами друг дружке помочь:

  • пустые коробки превратились в театр,
  • цветные мелки в человечков,
  • стружки помогли человечкам обрести волосы,
  • полиэтиленовые пакеты стали красивыми салфетками,
  • пластмассовые коробочки зверятами. Начался пир на весь

СКАЗКИ ОТ МФА (метод морфологического анализа)

Для овладения этим методом воспользуемся табличкой, в которую заносятся некоторые особенности тех новых предметов, образов (живых и неживых, реальных и фантастических), которые мы хотели бы придумать. А придумываем мы их путем соединения различных параметров. Допустим, мы хотим изобрести новый карандаш. Для этого составим себе в помощь табличку, где по вертикали будут указаны материалы, из которых он может быть сделан, а по горизонтали будут указаны варианты его возможной формы (круглый, ребристый и т.д.). На пересечении избранных параметров и будет найден вариант нового, придуманного нами карандаша.

Мы придумали пластилиновый карандаш в виде указки, а он оказался волшебным и тотчас же… Вот примерное начало сказки.

А вам предлагается по аналогичной схемке соорудить домик для зверей:

Пользуясь предлагаемой схемой, придумайте такой домик для зверей, который поможет вам сочинить сказку.

СКАЗКИ ОТ ФАНТАСТИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

Понятно, что фантастические явления (то есть то, чего не бывает в реальной жизни) послужат важным отправным моментом для сочинения сказки. При этом лишь не следует забывать о двух правилах: дать понять

детям, что они сейчас будут фантазировать; предложить им разнообразие фантастических явлений. Рекомендуем начинать примерно так:

Представь, что ты можешь уменьшиться до размеров муравья:

  1. Какое бы у тебя было любимое занятие?
  2. Чего ты опасался?
  3. Захотел бы ты стать прежним? и т.д.

Представь, что:

  • из крана на кухне полился мандариновый сок,
  • из тучи вместо дождя стал падать изюм;
  • люди придумали таблетки от сна.

Постепенно диапазон таких явлений расширяется:

  • к нам в гости пожаловал пришелец со дна морского…
  • летел над нашим поселком НЛО с волшебником на борту. А волшебник был добрый, но очень странный. Он бросил подарки: пять шапочек, три сапога, два красивых хрустальных волшебных башмачка, одну куклу Синди. Кому бы вы отдали все эти подарки'? А как быть с третьим сапогом? Придумайте продолжение,
  • мама с папой купили ковер. Но никто не знал, что этот ковер из страны Сочиняйки, волшебный ковер-самолет. Один год провисел ковер-самолет на стене, другой. А на третий год стало ему скучно, и решил он…

Расскажите о различных приключениях ковра-самолета.

СКАЗКИ О ЧУДИЩАХ

Вначале мы придумываем детям необычный живой предмет - чудище - и побуждаем детей вообразить его и ответить на следующие вопросы:

  • как оно передвигается? (оно ползает, прыгает, скользит…);
  • притворись сам чудищем. Как ты будешь причесываться и умываться?
  • какие звуки ты издаешь?
  • как выглядит чудище? На кого похоже'?
  • нарисуй его так, как ты его представляешь;
  • где оно живет? (в норе, на деревьях, в воде);
  • чем питается? (мороженым, мясом, корой деревьев);
  • как ты его встретишь, если оно придет к тебе в гости?

Так постепенно мы подводим детей к умению и желанию творить в сказочном мире (таком знакомом и таком неизвестном).

СКАЗКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Мы почему-то привыкли к давно известным и логически завершенным концам сказок. Действительно, все логически закончено в сказках: репку вытащили, Колобка съела лиса, Красная Шапочка и бабушка остались живы и невредимы, Золушка и принц поженились, семеро козлят остались жить-поживать с мамой-козой. Казалось бы, что тут еще можно придумывать и измышлять. Д. Родари считает, что не только можно, но и полезно, и предлагает метод “А что потом?” (начало после конца). Этот метод полезен и интересен тем, что:

- мы можем, изменяя конец сказки, направить внимание ребенка в нужное педагогическое русло;

- развивать воображение ребенка, ломая установившиеся стереотипы.

Давайте поразмышляем: репку вытащили, а как ее делили - кто им мешал при этом, кто больше всего потрудился для этого; Колобка съела лиса - а может быть, Колобок в животе у лисы с помощью волшебных слов превратился в великана и стал мешать лисе; что сделали спасатели Красной Шапочки и бабушки со злодеем волком; а как живут Золушка и принц, поженившись, -может, им опять мешает мачеха с ее дочерьми; а коза и семеро козлят, возможно, построили себе неприступную крепость, неприступную даже для волка. Как видите, варианты всегда есть, они будут своеобразными и у детей, в зависимости от уровня их творческого воображения.

СКАЗКИ, НО ПО-НОВОМУ

Этот метод помогает по-новому взглянуть на знакомые сюжеты.

Разве не привыкают дети к тому, что Колобок - добрый, лиса - хитрая, волк - злой, Золушка и Крошечка-Хаврошечка - трудолюбивые, скромные. Привычные, любимые образы, много раз слышанные и виденные детьми, уже с детства формируют стереотипы. И как полезно и нужно бывает их ломать. Для этого предлагается метод “Сказка, но по-новому”. Вроде бы сказка берется за основу старая, но малышам предлагается наделить главных героев противоположными качествами. Предположим, семеро козлят становятся злыми и капризными, убегают в лес, а добрый волк помогает козе их найти. Падчерица становится ленивой и капризной, а мачеха заботливой и трудолюбивой. Лиса перерождается в послушную и скромную, а зайчик становится хитрым и злым…

Годятся любые варианты переделки сказки наизнанку или шиворот-навыворот.

КРОШЕЧКА-ХАВРОШЕЧКА Хаврошечка злая и ленивая.

КРАСНАЯ ШАПОЧКА Злая Красная Шапочка, а волк добрый.

КАТИГОРОШЕК Ленивый и злой Катигорошек.

БИНОМ ФАНТАЗИИ

Мы предлагаем детям последовательно просмотреть картинки, игрушки. В данном случае просим придерживаться правила: взять за основу два объекта, которые трудно объединить в сказочном сюжете. Их соединение с помощью вашей фантазии в сказке и есть “Бином фантазии”. Так, можно показать детям две картинки, где изображены кошка и сумка, и предложить сочинить сказку. Конечно же, легче сочинить сказку про собаку и кошку, собаку и мышку. Но мы специально создаем обстановку повышенной сложности. Именно напрягаясь, думая, изобретая, то есть находясь в состоянии активной мыслительной деятельности, развиваются наши дети.

Предлагаем вам следующие пары предметов и явлений для соединения их методом “Бинома фантазии”:

Пары Слон и ручка

Начало Однажды слон решил написать письмо своему другу жирафу Гуньке. Но писать он не умел…

Пары Обезьяна и очки

Начало сказка Бабушка обезьянка решила связать носочки своей внучке, да забыла, где дела свои клубки. А волшебные клубочки тем временем…

Пары Волк и коньки

Начало сказки Однажды волк решил стать фигуристом…

Пары Апельсин и телевизор

(Составьте начало сказки)

РЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ В СКАЗКЕ

Нас самих постоянно окружают противоречия в делах, явлениях, поступках. Конечно, насыщены противоречиями и сказки. Научить видеть, понимать, решать противоречия - это значит научить детей думать и придумывать, то есть оригинально творить. Скажите, разве не противоречиво то, что принцесса всю ночь лежит на горошине. Нужно решить это противоречие, а значит, изобрести что-то такое, что поможет принцессе избавиться от горошины и спокойно заснуть, как все принцессы на свете. Ломается при этом все привычное содержание сказки. Ведь горошина для того и нужна, чтобы узнать, настоящая ли это принцесса? Но ведь дети знают эту сказку, видели не один раз по телевизору. Гораздо важнее сотворить маленькое добро, гораздо важнее научиться придумывать. И дети придумывают превратить, например, горошину в кусочек льда, а лед, как известно, под теплыми перинами растает или… Да мало ли есть способов помочь принцессе.

В сказке “Петушок и бобовое зернышко” очень хотел съесть петушок зернышко, но ведь видел, что оно уж очень большое для его горлышка. Это и есть противоречие - хочется, но нельзя. А ведь можно было решить вопрос

безопасно для героя: смазать горлышко или раздробить зернышко на мелкие кусочки.

Вот яркий пример противоречий в сказке К. Чуковского “Бармалей”: знали ведь дети, что нельзя в Африку идти самим, а пошли… Решить это противоречие можно было иначе. А как?

Решению противоречий в значительной степени помогают продуманные вопросы.

Находить и решать такие вопросы нужно к сказкам, хорошо знакомым и любимым детьми. Важно очень хорошо продумать вопрос, который побудил бы детей изобретать, помогать любимым героям выходить из сложной ситуации, придумывать на ходу несколько возможных версий и выбирать самую оптимальную, подходящую, удобную. Вернемся к сказке “Кот в сапогах”. Хорошо бы к этой сказке задать следующий вопрос: “А если бы людоед не захотел или не смог превратиться в мышку?” Как иначе можно избавиться от людоеда? Если мы не поможем коту в этом, он опоздает помочь своему хозяину (ведь к замку подъезжает карета короля). Или еще пример сказки “Гуси-лебеди”. Рекомендуемый проблемный вопрос: “А если бы ни печка, ни яблонька не стали помогать девочке - что бы ей пришлось делать, чтобы спастись самой и спасти братца?” Может быть, она сама что-нибудь придумает.

Вот еще несколько примеров в этом направлении. Сказка РЕПКА Проблемный вопрос А если бы не прибежала мышка?

Сказка КРАСНАЯ ШАПОЧКА А если бы не подоспели дровосеки?

СКАЗКИ О ФАНТАСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ

Бесспорно, мы такие страны сначала сами придумываем и помогаем ребятам дать им название: “Тили-тили-тряндия”, “Небывандия” и т.д. Предлагаем рассказать об этих странах по такому примерно плану: Кто живет в этой стране? На чем ездят? Что едят? С кем и как мы доберемся? Что будем там делать, с кем и как играть? Что привезем из этой страны? и т.д.

Сочинению сказок сопутствует игра “Бывандия - Небывандия”. Она учит детей различать реальные и сказочные явления, помогает в обучении сочинению сказок и рассказов. рисовании сказочных и реальных сюжетов и предметов и т." Нужно заранее обговорить с детьми, в какую отправить страну - Бывандню или Небывандию, и в зависимости от выбранной темы проводить работу.

А какие предметы понадобятся в таком сказочно. путешествии?

СКАЗКИ ОТ ШУТОЧНЫХ ВОПРОСОВ

Шуточные вопросы могут подсказать детям сказочный сюжет или хотя бы его начало.

Иногда шутка видна сразу же. Но зачастую шуточный вопрос является таковым потому, что он как бы провоцирует спрашиваемого (или, говоря словами Ш. Амонашвили, в нем заложена “запрограммированная ошибка”).“Что медведь ест зимой?” Смышленый ребенок пяти лет и старше ответит, что медведь же зимой спит, и при этом хитро улыбнется: как это так - взрослые не знают такой простой истины. Вот тут-то и следует сделать переход к сказке: “А я слышала про такого необыкновенного медведя, который зимой не засыпал, потому что любил есть…”

Или еще примеры:

Шуточный вопрос Что можно увидеть с закрытыми глазами?

Начало сказки Необычную фантастическую конфету, которая внезапно позвонит в дверь и скажет..

Шуточный вопрос: Какой звонок не звенит?

Начало сказки Волшебный, потому что он играет любимые мелодии. Вот однажды…

Шуточный вопрос Что лягушка ест зимой?

Начало сказки: У меня была подружка - необыкновенная лягушка. Она…

КРАТКИЕ ИСТОРИИ

Существует очень меткая поговорка “Краткость - сестра таланта”. Говорить кратко - нужно уметь. Сказки учат не только оригинально мыслить, но и кратко говорить. В данном контексте приведем пример следующего метода - “Придумывание кратких историй”. Мы сразу же договариваемся. что истории должны быть короткие, но сказочные. И подаем в этом личный пример. Осенью приносим красивый кленовый листочек. И начинаем фантазировать:

“Наступила осень. Зеленый кленовый листочек затосковал. Не хотел он желтеть. Но начал. Ведь меньше светило солнышко, прохладнее стали дни. И решил он улететь…” А куда и что с ним случилось - мы сочиняем вместе с детьми, но кратко.

Интересно для детей придумывать истории камешков, палочки или коряги, напоминающей чей-то образ или предмет. Поводов может быть множество. Особенно полезны повседневные наблюдения и составление к ним кратких историй. К примеру, на прогулке мы видели стаю птиц, улетающих в теплые края, или грустного кота -чем не повод сочинить о них истории.

СКАЗКИ ОТ ОДНОГО СЛОВА

Д. Родари рекомендует составлять сказочные истории, отталкиваясь от одного слова. Рассказчик (взрослого или ребенок) сам придумывает первое слово и начинает сочинять. Этим первым словом может быть слово: “Привет” (сказала лиса зайцу…), или популярные слова “жили-были” (на свете старик…), или загадочное слово: “однажды” (все в лесу перепуталось)…

Вот как подробнее это может происходить на практике:

Слово: Мальчик. Жил-был на свете мальчик, который..

Слово: Три. - Три товарища договорились между собой: кто из них быстрее принесет то, не знаю что, тот и женится на прекрасной царевне.

Слово: Лес. Начало Лес однажды поспорил с речкой: кто из них важнее.

СКАЗКИ О ВРЕМЕНАХ ГОДА, ЗАПАХАХ, ЗВУКАХ

Вы, наверное, уже согласились с нами, что поводов для составления сказок может быть множество. Неисчерпаемым источником сказочных сюжетов служит окружающая нас природа: ее звуки, запахи, времена года. Ниже приводятся примерные запахи и звуки одного времени года. Мы рекомендуем составлять сказки как о каждом запахе или звуке, так и о возможных и невозможных их сочетаниях. А затем можно переходить к сказкам с более обобщенным смыслом - “Сказка весны” (осени, лета, зимы):

Весенние запахи: пахнет свежестью воздух, приятной свежей землей пахнет подснежник, вкусно пахнет первая зелень, сладко пахнет цвет яблонь, сирени.

Весенние звуки: журчат ручьи, шумит теплый весенний ветер, слышны капли дождя, копают клумбы, огороды, поют птицы и т.д. (аналогично подбираются запахи и звуки других времен года).

А переходить к сказкам можно по-разному, к примеру, “Сказка весны” может начинаться так: “Жила-была весенняя девочка, звали ее Веснянка, была она светлая, лучистая и всегда веселая. Голосок ее журчал как весенний ручеек. Но однажды…”

Или еще пример начала сказки:

“В одном царстве-государстве перепутались весенние запахи и осенние звуки…”

МОДЕЛИРОВАНИЕ СКАЗОК

Вначале советуем обучить школьников составлению сказки по предметно-схематической модели. Например, показать какой-то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии:

Конечно, на первых порах сложно, глядя только на предметы, что-либо интересное сочинить. Но давайте поможем ребятам в этом сложном деле. Итак, “Чашка с молоком”. Если нужен рассказ, то можно подвести детей к мысли о больной девочке или голодном котенке. Но ведь речь идет о сказке. И тогда мы делаем чашку волшебной. И молоко тоже волшебное. Белое, вкусное, сладкое - если попадает к добрым людям. Горькое и черное у Бабы-Яги. Школьники, без сомнения, заряжаются нашей энергией, нашей выдумкой…

Еще более сложная работа предстоит детям, когда им предлагаются только схемы, не напоминающие ни одну из сказок.

Да, перед детьми только схемы (нужно предлагать сразу только одну из них). Как же сочинять сказку, глядя только на линию или на пунктиры? Очень трудно. Поэтому вначале мы решаем с ребятами такой вопрос: “На что похожа… (волнистая линия)?” Вместе с детьми приходим к выводу, что эта линия может быть похожа на дорогу, змею, ленточку… И тогда мы подсказываем детям: “А может, это про ежика, который катился по такой же волнистой дорожке, а затем ему показалось, что он катится вниз по чему-то очень мягкому. И это оказалась змея, которая проснулась от уколов иголок ежика. И тогда…”

Вот так, в каждом конкретном случае, мы помогаем детям сочинять сказки по схематической модели.

Продолжая моделирование сказок, мы обучаем школьников прятать знакомых сказочных героев в обычные геометрические фигуры.

Так мы показываем три одинаковых (по величине и цвету) кружка:

  • значит, надо полагать, эти кружки означают сказку “Три поросенка” или три одинаковых по цвету, но разных по величине кружка:
  • естественно, они говорят о сказке “Три медведя”; или семь одинаковых треугольников: это может быть сказка “Волк и семеро козлят”.
  • может быть, дети вспомнят сказку “Гуси-лебеди”.
  • а это может быть сказка “Репка”.

Или мы можем просто показать детям две палочки различной высоты и спросить, кто это может быть? Мама и дочка, волк и заяц, медведь и лиса. А ваши варианты?

ИЗ СКАЗКИ УБЕЖАЛИ ВСЕ ГЛАГОЛЫ ИЛИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

В наше время дети знают много сказок. Тут на службе у них и детские библиотеки, и массовое телерадиовещание. Порой им уже скучно становится слушать.

Для того, чтобы:

  • поддержать интерес;
  • внести элементы юмора;
  • сосредоточить внимание и восприятие детей на знакомом произведении, мы предлагаем от случая к случаю рассказывать сказки с пропусками глаголов или существительных. Чтобы было интересно, советуем внести мотивацию такого явления:

“В одной очень знакомой тебе сказке надоело некоторым словам находиться в книжках. Решили они попутешествовать. И оставили они нам такую записочку: “Угадаете ли вы эту сказку без нас?” Давай попробуем! Для начала несколько примеров:

Убежали все части речи, кроме глаголов (сказка “Рукавичка”).

Что получилось Шел… бежала… бежит… залезла жить… скачет… спрашивает…

Остались только существительные (та же сказка “Рукавичка”).

Что получилось Дед… лесом… собачка… дед…