Обобщение опыта по теме "Активизация творческих способностей мотивированных учащихся в личностно ориентированном образовательном процессе"

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями мысли, а не памятью”.
Л.Н.Толстой

Благодаря появлению гуманистической парадигмы в образовании сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Перед современной школой стоят задачи, связанные с созданием условий для интеллектуального и духовно – нравственного развития учащихся, воспитания в каждом школьнике потребности в самообразовании, самовоспитании и саморазвитии. Система урочной и внеурочной работы в школе по всем учебным дисциплинам направлена на решение указанных задач. В этом плане большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом обладает иностранный язык. В современной методике преподавания этого предмета основной упор делается на развитие умения общаться, на формирование коммуникативной компетенции.

Учащиеся с повышенной мотивацией к предметам являются двигателем прогресса. Не все одаренные дети одинаково испытывают интерес к изучению иностранных языков или к исследовательской деятельности. И то, и другое требует определенных волевых усилий, навыков саморегуляции, что является проблемой для одаренных детей. Привлекая таких детей к изучению иностранного языка, вовлекая их в творческую и исследовательскую деятельность, мы помогаем одаренным детям преодолевать себя, формируем и развиваем у них способность ставить перед собой задачи, намечать пути их достижения, планировать и анализировать свою деятельность.

Приоритет творчества предопределяет изменение сущности учебно-воспитательного процесса, актуализируя проблему развития самостоятельной творческой личности, выявления и раскрытия ее творческого потенциала.

Личностно-ориентированный подход в образовании предполагает поворот школы к ребенку, уважение его личности, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов. Поэтому учебный процесс строится так, чтобы создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала ученика, для его самоопределения и самореализации. На протяжении многих лет я пыталась создавать такую межличностную атмосферу, которая устраняет преграды на пути подлинно творческого продуктивного учения. В результате позитивного отношения со стороны педагога происходит повышение самооценки ребенка, подростка, а это прямо способствует раскрытию творческого потенциала личности. Убежденность каждой личности в собственной ценности дает ей возможность все более полной самореализации.

Условия возникновения проблемы, становления опыта:

  • неумение учащимися распознавать практические проблемы в повседневной жизни;
  • формулировать выявленные проблемы;
  • соотносить проблемы с полученными ранее знаниями;
  • анализировать и оценивать результаты решения проблем.

Актуальность:

  • актуальность развития творческого потенциала школьника в учебно-творческой деятельности в личностно-ориентированном образовательном процессе обусловлена качественными изменениями потребностей общества в связи с дальнейшим его развитием, возрастающей информационной напряженностью. Это, в свою очередь, требует изменения образования в целом для подготовки компетентных, творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, навыками исследовательской работы. Самые широкие и глубинные проблемы общественного развития не могут не затрагивать тему способностей и творчества, так как для решения этих проблем требуются люди, обладающие оригинальным мышлением.
  • приоритет творчества предопределяет изменение сущности учебно-воспитательного процесса, актуализируя проблему развития самостоятельной творческой личности, выявления и раскрытия ее творческого потенциала.
  • личностно-ориентированный подход в образовании предполагает поворот школы к ребенку, уважение его личности, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов. Поэтому учебный процесс строится так, чтобы создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала ученика, для его самоопределения и самореализации.
  • в результате позитивного отношения со стороны педагога происходит повышение самооценки ребенка, подростка, а это прямо способствует раскрытию творческого потенциала личности.
  • убежденность каждой личности в собственной ценности дает ей возможность все более полной самореализации.
  • общепринятое понимание образования как усвоения учащимися опыта прошлого вступающего сегодня в противоречие с их потребностью в самореализации.

Теоретическая база опыта.

Теоретико-методологическую основу работы составили исследования по теории коммуникации (Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, Е.И. Пассов); исследования по проблеме формирования личностных качеств языковыми средствами (И.Л. Бим, И.А.Зимняя, Е.С. Полат); исследования активности и самостоятельности личности (Г.И. Щукина); идеи диалогового взаимодействия в образовательном процессе (А. Маслоу). Проблема развития творческого потенциала школьников рассматривается в связи с изучением вопросов развития творческих способностей детей (интеллектуальных, литературных, художественных и т.д.). Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская), система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов), компетентностный подход позволяют организовать разнообразную творческую деятельность, а затем и включить в нее ученика.

Новизна опыта.

Новизна подхода к решению данной проблемы заключается:

  • в развитии креативных и мобильных способностей учащихся в использовании инновационных технологий – проектных, исследовательских и информационно-коммуникационных;
  • в выявлении педагогического потенциала лингвострановедения в формировании коммуникативной компетенции, позволяющего организовать коммуникативное взаимодействие и повысить эффективность изучения языка;
  • в обосновании педагогических условий использования коммуникативной компетенции на основе лингвострановедения;
  • в нестандартном, нетрадиционном способе организации учебного процесса: получении информации, расширении лингвистических знаний, их применении.

Длительность функционирования: 2006-2009 гг.

История развития:

  • создан и апробирован предпрофильный курс “Деловое общение” для учащихся 9-х классов;
  • разработан элективный курс “Основы экономических знаний” для старшей ступени обучения;
  • апробирована программа для экономического профиля общеобразовательной школы
  • создан электронный портфель учителя.

Технологический аспект:

  • изучена и внедряется технология проектной деятельности в старших классах филологического профиля общеобразовательной школы.
  • реализуется переход на личностно-ориентированную парадигму образования, учитывающий возможности и потребности всех школьников на основе индивидуализации обучения.
  • в деятельности учитель – ученик наметилась тенденция к переходу к взаимоотношениям координатор – партнер.
  • данная деятельность позволяет учащимся овладеть навыками решения актуальных вопросов современности, связанных с экологией, экономикой, образованием.

Условия внедрения опыта:

  • учить каждого школьника самоанализу и самооценке своих достижений;
  • развивать у учащихся самостоятельность, уверенность в своих творческих силах;
  • решать педагогические задачи сотворчески, вместе: учитель – ученик;
  • формировать для каждого школьника индивидуальную зону развития, создавая индивидуальную программу;
  • начинать развитие творческих навыков как можно раньше, с простых и результативных приемов;
  • учить приобретению творческого опыта постепенно, по отдельным элементам и операциям; располагать проблемы и проблемные задачи по степени возрастания сложности;
  • учить вести самостоятельный поиск путей решения проблемы и их доказательности;
  • использовать проблемное обучение, поисковые приемы, исследовательские методы.

Результаты:

  • повысился процент качества знаний;
  • значительному повышению уровня владения языковым материалом и говорением как одним из видов речевой деятельности;
  • изменились личностные качества в результате вовлечения школьников в научно-исследовательскую деятельность;
  • повысилась мотивация;
  • улучшились результаты участия учащихся в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях всех уровней;
  • стало легче осуществлять межпредметные связи;
  • особое построение учебных занятий по этим предметам позволяет добиться быстрого и основательного усвоения углубленных программных знаний с экономией учебного времени в старших классах.

Перспективы развития опыта:

  • создать школьный сайт на основе творческих проектных работ учащихся с целью ознакомления и обмена опытом;
  • опыт может быть использован в практической деятельности педагогов – преподавателей иностранных языков.

Целью работы над вышеназванной проблемой является создание условий для подготовки ученика к непрерывному образованию в современных условиях, обеспечение конкурентоспособности выпускника на рынке труда. В поисках средств активизации творческих способностей я руководствуюсь требованиями, выдвинутыми в документе “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года”. Я ориентируюсь на потребность современного общества в образованной, нравственной, предприимчивой личности, которая сможет самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способна к сотрудничеству, отличается мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладает развитым чувством ответственности за судьбу страны.