Внеклассная работа по истории на тему «О чести, доблести и славе… Полтавская битва»

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Класс: 7–11.

(интеллектуально-познавательная игра)

Известно, что игра – это сочетание повторения и неожиданности, “активный принцип”, “содержательная функция со многими гранями смысла” (Хейзинга Й.). Она должна строиться на полученных ранее знаниях и умениях и обеспечивать приобретение новых. Игра способствует формированию у школьников такого целостного опыта, который пригодится им в будущей учебной и практической деятельности. Она позволяет установить более тесный контакт с ровесниками, помогает лучше узнать друг друга, развивает коммуникабельность. Порой, именно в игре ребенок проявляет себя с совершенно неожиданной стороны. Подготовка к занятиям в игровой форме способствует развитию у детей фантазии, выявлению способностей: они рисуют, придумывают конкурсы, пробуют себя в различных ролях.

Цели:

  • расширить знания учащихся по истории Полтавской битвы (1709), показав её место и роль в развитии российского военного искусства;
  • развить умения и навыки: применять знания в нестандартной ситуации; высказывать аргументировано личную точку зрения; выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов, формировать умения и навыки, которые носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер.
  • создать условия для воспитания патриотизма, гражданственности, коммуникативной культуры.

Используемое оборудование:

Персональные компьютеры (ноутбуки) (3 шт.), мультимедийный проектор, доска-экран.

 Программное обеспечение:

Операционная система Windows 2003, графический редактор Adobe Photoshop CS2, электронные таблицы Excel 2003, программа для презентаций PowerPoint 2003.

 Демонстрационный материал:

Мультимедийные презентации.

 Раздаточный материал:

Карточки-задания:

а) „Куриозные письма”- 2 экземпляра;

б) характеристики полководцев (Карл XII, Петр I)

в) словесные портреты Меньшикова А.Д., Шереметев Б.П.; Репнина А.И.

г) алгоритм составления синквейна

д) бланки для выполнения заданий

ХОД ИГРЫ

Ведущий.

Клянусь честью,
Ни за что на свете я не хотел бы
Переменить Отечество
Или иметь другую историю,
Кроме истории наших предков,
Такой, какой нам Бог её дал.
А.С.Пушкин

Ведущий. “И грянул бой. Полтавский бой”

Сегодня мы воздаем дань воинскому подвигу, славе и доблести наших предков.

Федеральный Закон “О днях воинской славы (победных днях) России” № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года определил Полтавскую битву как Федеральный день воинской славы.

10 июля (27 июня по ст.ст.) 1709 года под г. Полтавой состоялось главное сражение Северной войны. Результатом сражения стало полное поражение шведских войск, здесь решилась судьба Северной войны, судьба русской армии и судьба России. Петр I называл эту победу главной своей победой.

Воссоздать события 300-летней давности, посмотреть на них глазами художников, поэтов нам помогут команды 7-х (11-х) классов.

Приветствуем участников нашей игры. (Представление команд)

Ведущий. Большая часть царствования Петра 1 прошла в военных походах. Самым продолжительным из них была Северная война (1700 – 1721гг.) В ходе которой состоялась Полтавская битва.

Ведущий. Разминка. “Верите ли вы, что…”

Приложение 1

(За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу)

(Команды-участники игры поднимают таблички красного и ли зеленого цвета, жюри фиксирует ответы, объявляет о результатах разминки)

Ведущий. Итак, мы начинаем первый этап игры “Внимание, документ!”

Каждая команда получает извлечения из документа ““Правила сражения”.

Вам необходимо сформулировать главные мысли предписаний Петра I, и ответить на вопрос “Какие из них и почему не потеряли своей актуальности?” Задание оценивается – 5 б.

Задания командам

Извлечения из документа, в котором строго определялись действия и солдат, и командиров во время сражения.

“Русский солдат – защитник Отечества”.

“…Воинское дело – первое из мирных дел, яко важнейшее для обороны своего отечества”.

“…Кто знамя своё или штандарт до последнего часа своей жизни не оборонит, оный не достоин есть, чтобы имя солдата иметь”.

“…Я приказываю вам стрелять во всякого, кто бежать будет, и даже убить меня самого, если я буду столь малодушен, что стану ретироваться от неприятеля”.

(Жюри выслушивает, оценивает ответы, объявляет о результатах 1 этапа)

Ведущий. Переходим ко  второму этапу “И грянул бой. Полтавский бой”.

Вам необходимо будет выполнить за компьютером следующее задание: в графическом редакторе Adobe Photoshop необходимо открыть файл img1.jpg, используя инструмент “Текст” указать начало и конец сражения. Используя инструмент “Волшебная палочка” (Magic Wang Tool), выделите заданные области и выполните их заливку. Подпишите последовательность фрагментов Полтавской битвы, изображенных на схемах, назовите объекты, обозначенные на схемах буквами, объясните, какие эпизоды Полтавской битвы изображены на схемах.

Ведущий. Пока работают команды, в бой вступают наши болельщики.

Внимание, игра со зрителями. Полтавская битва в творчестве А.С.Пушкина и не только.

Вопросы:

1. В каком году написана поэма А.С.Пушкина “Полтава”?

    1. В 1828
    2. В 1830
    3. В 1831

2. Кому принадлежат слова эпиграфа к поэме А. С. Пушкина "Полтава"?

    1. И.В.Гете
    2. А.С.Пушкину
    3. Байрону

3. Кому принадлежат слова:

"...Теперь бы грянуть нам войною
На ненавистную Москву..."

    1. Мазепе
    2. Молодым противникам русского владычества на Украине
    3. Карлу
    4. Кочубею
    5. Искре

4. О ком из персонажей поэмы “Полтава” идет речь:

"...Он терзался
Какой-то страшной пустотой.
Никто к нему не приближался,
Не говорил он ничего;
Весь в пене мчался конь его".

1. Петр I

2. Карл XII

3. Кочубей

4. Мазепа

5. Назовите города, на верфях которых строили корабли для плавания на Балтийском море. (Воронеж, Архангельск)

6. Для кого Петр I велел изготовить “орден Иуды”? (Гетман Мазепа)

7. Какие страны вошли в Северный союз (Речь Посполитая, Дания, Саксония)

(За правильный ответ - приз)

Ведущий. Слово командам. (Команды представляют выполненные задания). Данное задание оценивается в 5 б.

(Жюри выслушивает, оценивает ответы, объявляет о результатах 2 этапа)

Ведущий. Внимание, 3 этап игры. “Петр I или Карл XII?”

Командам необходимо найти характеристики обоих полководцев (Петра I и Карла XII) и сделать вывод о предопределенности исхода Полтавского боя.

Задание оценивается в 3б.

Задания командам

Таблица 1

Петр I

Карл XII

  1. …И горд, и ясен
  2. и славы полон взор его…

4. Лишь ты воздвиг, герой Полтавы

Огромный памятник себе…

2. …он в думу тихо погрузился…

    смущенный взор изобразил

    необычайное волненье…

5. Его глаза сияют.

Лик его ужасен.

Движенья быстры

Он прекрасен.

Он весь как божия гроза. Идет…

3. Он слеп, упрям, нетерпелив, и легкомыслен, и кичлив,

Бог весть какому счастью верит;

он силы новые врага

успехом прошлым только мерит –

сломить ему его рога…

6. …И злобясь видит….

могучий

уж не расстроенные

тучи

несчастных нарвских

беглецов,

а нить полков блестящих,

стройных…

Ответы: см. таблицу 2. (Петр I – 4; 1; 5); (Карл XII – 2; 6; 3)

Таблица 2

Петр I

Карл XII

Лишь ты воздвиг, герой Полтавы
Огромный памятник себе…

…он в думу тихо погрузился…
смущенный взор изобразил
необычайное волненье…

…И горд, и ясен
и славы полон взор его…

…И злобясь видит….
могучий
уж не расстроенные
тучи
несчастных нарвских
беглецов,
а нить полков блестящих,
стройных…

Его глаза сияют.
Лик его ужасен.
Движенья быстры
Он прекрасен.
Он весь как божия гроза. Идет…

Он слеп, упрям, нетерпелив, и легкомыслен, и кичлив,
Бог весть какому счастью верит;
он силы новые врага
успехом прошлым только мерит –
сломить ему его рога…

(Жюри выслушивает, оценивает ответы, объявляет о результатах 3 этапа)

Ведущий. А мы переходим к четвертому этапу. „КУРИОЗНЫЕ ПИСЬМА”.

В 1714 г. Петр I подписал указ о создании в России Кунсткамеры, где помимо прочего повелел собирать „письма куриозные”, т. е. древних лет. Так было положено начало официальному собиранию в России исторических источников.

Мы предлагаем вам выдержки из различных документов, воспоминаний писем, иногда по-разному характеризующие одно и тоже событие. Постарайтесь определить, о каком именно событии идёт речь и объяснить ход ваших рассуждений.

За правильный ответ - 3 б.

Задания командам

ПИСЬМО №1

“Воины! Вот пришел час, который решит судьбу отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали. Имейте в сражении пред очами вашими правду и Бога, поборающего по вас…”

(Полтавская битва)

ПИСЬМО №2

„Сия у нас победа может первая назваться, понеже над регулярным войском никогда такой не бывало, к тому ж еще гораздо меньшим числом будучи пред неприятелем, и по истине оная виною всех благополучных последований России, понеже тут первая проба солдатская была, и людей конечно, ободрила, и мать полтавской баталии как ободрением людей, так и времением…”

(Битва при Лесной)

(Жюри выслушивает, оценивает ответы, объявляет о результатах 4 этапа)

Ведущий. ВНИМАНИЕ, ПОРТРЕТ! Пятый этап.

Биографии тех, кто оставил в истории страны заметный след, - это в какой-то мере ключ к пониманию самой истории. По отдельным фрагментам биографий различных исторических личностей попробуйте определить, о ком идет речь, и соедините описание с портретом данного человека. Команды выполняют работу в программе PowerPoint, в презентации представлен портрет. Командам необходимо сделать подпись под портретом.

Правильный ответ оценивается в 3 б.

Задания командам

Приложение 2

(Жюри выслушивает, оценивает ответы, объявляет о результатах 5 этапа)

Ведущий.

Во все времена героизм и мужество воинов России, мощь и слава русского оружия была неотъемлемой частью величия Российского государства. Общество, чествуя армию и флот, воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников, а служивые люди, приподнимаясь над буднями, по-особому представляли смысл ратной службы, глубже ощущали свою сопричастность к славным деяниям наших предков. Н. И. Костомаров говорил: “Полтавская битва получила в русской истории такое значение, какого не имела перед тем никакая другая”.

ВНИМАНИЕ, Полтавская битва! Шестой этап.

Посмотрите картины, на которых художники запечатлели для нас эпизоды этого сражения. Выразите своё отношение к Полтавской битве в форме синквейна. Оценивается в 5 б.

Во время работы команд зрители смотрят иллюстрации “Музей истории Полтавской битвы”

Приложение 3

(Жюри выслушивает, оценивает ответы, объявляет о результатах 6 этапа, подводит итоги игры, награждает команды.)

Ведущий.

Итак, в истории России Полтавская битва стоит рядом с Куликовской битвой, битвой ополчения Минина и Пожарского за Москву, битвой под Бородино, сражениями под Москвой, Сталинградом и Прохоровкой, которые спасли Отечество от порабощения и уничтожения. Полтаве должен поклониться Санкт-Петербург за своё существование, ибо Карл XII неоднократно в своём походе утверждал, что он уничтожит это творение Петра. Полтавскому сражению обязана и Москва, ибо после победы под Полтавой король предполагал повернуть на Москву и посадить там "своего царька", рассечь Россию на куски и уготовить Москве роль заштатного городка. Полтаве должна быть благодарна русская речь, ибо очередной завоеватель ставил своей целью уничтожить Россию, а, следовательно, и язык народа. Вечная слава всем соотечественникам, русским и украинцам, полководцам, воинам, казакам, защитникам Полтавы, отстоявшим Отечество наше от врагов, не позволившим исчезнуть нашему народу.