Программа элективного курса "Декор в костюме" (9-й класс)

Разделы: Технология

Класс: 9


Пояснительная записка

Программа предназначена для предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов с ориентацией на художественно-эстетический и технологический профили.

Содержание учебного материала соответствует целям предпрофильной подготовки и в определённой степени обладает новизной для учащихся.

Данный элективный курс является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент ГОСа основного общего образования по направлению “Технология. Обслуживающий труд” в рамках модуля “Создание изделий из текстильных и поделочных материалов”.

Программа применима для групп школьников с различным уровнем подготовки.

Логика развёртывания учебного материала обеспечивает систематичность содержания. Сочетание теоретических и практических занятий способствует более полному представлению о видах декоративных отделок в одежде.

Значимость, роль и место данного курса определяются необходимостью подготовки к выбору последующей профессиональной деятельности. Этот курс позволит полнее учесть интересы и профессиональные намерения старшеклассников в области декора. Использование декоративного оформления одежды делает её более красивой и оригинальной. Курс поможет сделать первые шаги по пути познания искусства декора и приобщиться к мастерству создания красоты.

Цель данного элективного курса: познакомить девятиклассников с творческой стороной деятельности швеи, портного, помочь определиться с выбором профиля обучения.

Задачи:

  • способствовать реализации интереса к художественному оформлению одежды через её декорирование;
  • мотивировать творческую деятельность учащихся;
  • дать начальные представления о приёмах декорирования, о видах отделок и способах их выполнения;
  • познакомить с историей возникновения декора в одежде;
  • способствовать эстетическому восприятию, формированию у учащихся вкуса, творческого воображения.

Элективный курс рассчитан на 18 учебных часов (9 занятий по 2 часа в неделю).

В процессе обучения учащиеся выполняют различные виды декорирования одежды на готовых изделиях.

Итоговый контроль проводится в форме интеллектуальной игры “Отделка швейных изделий”.

Тематический план

Наименование темы Всего часов Из них:
Теория Практика

1

Декор как элемент композиции одежды. Виды отделок.

1

1

 

2

Отделка в виде вытачных рельефных швов, отделочных строчек.

1

0,5

0,5

3

Отделка драпировками, складками, буфами, сборками, плиссе, гофре.

2

0,5

1,5

4

Отделка деталями, выполненными из ткани изделия или отделочной ткани.

2

0,5

1,5

5

Отделка специальными отделочными материалами.

2

0,5

1,5

6

Отделочные цветы.

2

0,5

1,5

7

Отделка фурнитурой. Отделка печатным рисунком.

2

0,5

1,5

8

Отделка вышивкой, аппликацией, эмблемами.

2

0,5

1,5

9

Отделка изделия съёмными деталями.

2

0,5

1,5

10

Отделка изделия мехом, кожей, трикотажем, бархатом, кружевным полотном. Декор в одежде различных стилей. Подведение итогов.

2

2

 

ИТОГО:

18

7

11

Содержание программы

1. Декор как элемент композиции одежды. Виды отделок (1 час)

Цели и задачи курса.

Происхождение термина “декор” и его роль в композиции костюма. История возникновения декора в костюме. Общие требования к декору. Приёмы декорирования тканей: крашение, набойка, роспись, художественное ткачество, вышивка, аппликация, пэчворк, квилт, тиснение, плетение. Виды отделок, их классификация. Значение декора в современной одежде.

Входная анкета.

2. Отделка в виде вытачных рельефных швов, отделочных строчек (1 час)

Отделочные рельефные швы, отделочные машинные строчки (односторонние, двусторонние, фигурные); правила их выполнения.

Практическая работа: Выполнение различных машинных фигурных строчек.

3. Отделка изделия драпировками, складками, буфами, сборками, плиссе, гофре (2 часа)

Практическая работа: Выполнение ручных буф.

4. Отделка деталями, выполненными из ткани изделия или отделочной ткани (2 часа)

Оборки, рюши, воланы, бейки, канты, окантовочные швы, банты, галстуки, хлястики, клапаны.

Практическая работа: Выполнение фасонного рюша.

5. Отделка специальными отделочными материалами (2 часа)

Кружево, тесьма, шнур, сутаж, бахрома, ленты.

Практическая работа: Изготовление бахромы из ткани и соединение её с изделием.

6. Отделочные цветы (2 часа)

Практическая работа: Изготовление отделочного цветка из ткани для изделия.

7. Отделка фурнитурой. Отделка печатным рисунком (2 часа)

Пуговицы, пряжки, декоративные кнопки, блочки, молнии.

Практическая работа: Отделка готового изделия печатным рисунком.

8. Отделка вышивкой, аппликацией, эмблемами (2 часа)

Вышивка ручная и машинная. Вышивка нитками, бисером, стеклярусом, жемчугом, пайетками. Виды вышивки. Аппликация. Эмблемы.

Интеллектуальная игра “Вышивка”.

Практическая работа: Выполнение машинных вышивальных строчек на образцах или готовых изделиях.

9. Отделка изделия съёмными деталями (2 часа)

Виды съёмных деталей: воротники, манжеты, жабо, кокилье. Материалы для съёмных деталей.

Практическая работа: Моделирование жабо и кокилье.

10. Отделка изделия мехом, кожей, трикотажем, бархатом, кружевным полотном. Декор в одежде различных стилей. Подведение итогов (2 часа)

Интеллектуальная игра “Отделка швейных изделий”.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащийся должен знать:

  • понятие “декор” и его значение в современной одежде;
  • виды отделок, их классификацию;
  • виды фурнитуры и её роль в оформлении изделий;
  • приёмы выполнения печатного рисунка;
  • приёмы изготовления отделочных цветов из ткани;
  • назначение декора в одежде различных стилей.

Учащийся должен уметь:

  • выполнять машинные фигурные строчки;
  • выполнять фасонный рюш;
  • выполнять 4-5 видов ручных буф;
  • изготавливать бахрому из ткани и соединять её с изделием;
  • изготавливать отделочные цветы из ткани;
  • моделировать жабо и кокилье.

Учащийся должен иметь представление:

  • об истории декора;
  • о приёмах декорирования.

Литература для учителя

  1. Бердник Т.О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
  2. Ерзенкова Н.В. Женская одежда в деталях. – 2-е изд. – Минск: Полымя, 1991.
  3. Зарецкая Т.И. Азбука шитья. – ЭКСМО-Пресс, 2000.
  4. Композиция костюма: Учебное пособие для студентов вузов / Г.М.Гусейнов, В.В.Ермилова, Д.Ю.Ермилова, Н.Б.Ляхова, Е.М.Финашина. – 2-е изд., стер. – М: Академия, 2004.
  5. Моделирование и художественное оформление одежды: Учебник для учащихся проф. лицеев, училищ и курсовых комбинатов / Авт.-сост. Т.О. Бердник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
  6. Парман Ф.М. Композиция костюма: Учебник для вузов. – М.: Легпромбытиздат, 1985.
  7. Рачинская Е.И., Сидоренко В.И. Моделирование и художественное оформление одежды. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
  8. Ручная и машинная вышивка. Вышивальщица / Авт.-сост. Е.Н.Гусева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
  9. Силаева М.А. Пошив изделий по индивидуальным заказам: Учебник для нач. проф. образования. – 2-е изд., стер. – М.: Академия. 2003.
  10. Чернова А.Г., Чернова Е.В. Искусство вышивки лентами. – 5-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

Литература для обучающихся

  1. Еременко Т.И., Забалуева Е.С. Художественная обработка материалов: Технология ручной вышивки: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 2000.
  2. Ерзенкова Н.В. Украшения и дополнения к одежде. – Минск: Современное слово,2001.
  3. Кристиани Д., Страбелло В. Вышивка шёлковыми лентами / Пер. с итал. Н.Сперанской. – М.: Контэнт, 2006.
  4. Чижик Т.Б., Чижик М.В. Искусство вышивки тесьмой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
  5. Чиотти Д. Королевские украшения своими руками /Пер. с итал. Г.В.Кирсановой. – М.: Мир книги, 2007.

Наглядные пособия

  1. Творческие работы с образцами отделок и декора одежды.
  2. Журналы: “BURDA MODEN”, “Ателье”, “Индустрия моды”, “International Textiles”.

Диафильмы

  1. Отделка швейных изделий вышивкой.

Видеофильмы

  1. Народный костюм.

Компьютерные программы

  1. Вышивка крестом – 2. – М.: Новый Диск, 2004.
  2. Искусственные цветы. – М.: Новый Диск, 2007.
  3. Орнамент. – Директ Медиа Паблишинг, 2005.
  4. Пэчворк и квилт. – М.: IDEX; Гамма, 2007.