Подготовка выпускников XXI века

Разделы: Внеклассная работа


Ключевым условием в установлении связи между результатами деятельности образовательных учреждений и требований Вузов должен стать компетентностный подход в обучении.

Под компетенциями мы понимаем реальные способности учащихся использовать на практике навыки и умения, приобретенные в период обучения в школе. Учащиеся должны иметь такие качества как: навык самопрезентации, обучаемость, умение адаптироваться, дополнительные навыки (ИКТ - компетентность, знание иностранных языков).

При обучении школа должна ориентироваться на опережающее развитие содержания обучения для дальнейшего практического применения знаний. Инновационное образование построено на овладении учащимися базовыми компетенциями с учетом перспективы их возможных изменений, результаты обучения должны позволять впоследствии приобретать знания самостоятельно. Поэтому помимо освоения знаний не менее важным становится освоение техник, с помощью которых можно получать, перерабатывать, использовать новую информацию. Формирование компетентности происходит на всех уроках в школе, в рамках дополнительного образования, при общении со сверстниками в сети Интернет, родителями.

В данной статье приводится пример формирования у учащихся таких видов компетентностей как:

  • Коммуникативных - общепредметных и предметных;
  • Учебно-познавательных - инструментальных, межличностных, системных;
  • Социокультурных - на примерах литературных произведений.

Инструментальных компетенций, которые следует развивать в процессе учебной деятельности, их можно разделить на такие виды:

  • способность ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;
  • способность к анализу и синтезу; способность к организации и планированию; способность решать проблемы и принимать решения.

Ключевые компетенции

(общепредметные и предметные)

Русский язык и литература. Информатика и ИКТ.
Определение главного вопроса или проблемы дискуссии;

Определение аргументации в пользу той или иной позиции;

Рефлексия своей позиции относительно обсуждаемой проблемы в сравнении с представленными

Знание и готовность к использованию основных программных средств;

Умение пользоваться глобальными информационными ресурсами;

Публичная защита проекта (ответы на вопросы)

Объяснение смысла своей точки зрения с опорой на идеи, высказанные участниками дискуссии;

Понимание, чем мнение отличается от фактов

Использование электронной почты Создание тем и участие в работе форумов и телеконференций
Межличностные компетенции: Способность работать в команде; Способность работать в междисциплинарной команде; Способность к обучению;

Понимание культур и обычаев др. стран;

Системные компетенции:

Способность применять знания на практик;

Исследовательские способности; Способности к адаптации в новых ситуациях;

Способность к генерации идей (творчеству);

Способность к лидерству, воля к успеху.

Знание и применение правил личной гигиены;

Умение заботиться о собственном здоровье.

Умение выполнять профилактическую гимнастику.
Умение работать с книгами, учебниками, справочниками, определителями, энциклопедиями, каталогами;

Умение работать с электронными ресурсами: книгами, библиотеками, электронными энциклопедиями, поисковыми системами.

Владение информационными технологиями;

Способность к критическому суждению в отношении информации, распространяемой СМИ;

Умение извлекать нужную информацию из текста, таблиц, графиков для решения практической задачи;

Умение понимать зависимости, выраженные в графической форме

На примерах литературных произведений

Владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, писателя - уметь составлять зрительские эссе, творческие отзывы;

Умение грамотно выражать свои мысли, пользоваться словарным богатством русского языка.

Этика в Интернет Авторское право Способность работать в международном контексте;

Умение использовать текстовые и графические редакторы, презентации;

Владение ПК на уровне пользователя.

Все виды компетенций вырабатываются при использовании активных методов обучения: групповой или командной работы, деловых и ролевых игр. В ходе проведения интегрированных элективных курсов по программе: "Русский язык и литература, интегрированных с ИКТ" - отрабатываются навыки, умения, вырабатываются компетенции в общении - устном, письменном, кросс - культурном, иноязычном, прививается умение вести коллективную дискуссию (полилог - иметь позитивные навыки общения в поликультурном обществе, основанном на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп). Все познавательные умения развиваются и проверяются с помощью определенных заданий по категориям целей обучения Б. Блума: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Виды индивидуальных заданий, предлагаемых учащимся с использованием технологии контекстного обучения.

1-й тип заданий - Анализ стихотворения.

2-й тип заданий - анализ художественного произведения.

3-й тип заданий (творческого характера) - создание публикации на заданную тему.

Приложение 1, приложение 2.