Подготовка к сочинению в жанре репортажа по картине А.В. Сайкиной "Детская спортивная школа"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Обучающая: Углубление представлений о жанровых особенностях  репортажа.
  • Развивающая:  Отработка и совершенствование навыков написания сочинения в   жанре  репортажа;  совершенствование умения самостоятельно оценивать разные виды  репортажа.
  • Воспитательная:  Фомирование здорового образа жизни и  интереса к творческому труду,  профессии журналиста.

Оборудование:  Медиапроектор, компьютер.

Средства для достижения цели:

  1. Фоторепортаж о занятиях спортом.
  2. Видеорепортаж с урока  физкультуры.
  3. Фотогазета.
  4. Дидактический материал (памятка)
  5. Орфографические словари.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-консультация с применением компьютера.

План урока:

1. Орг.момент. Вступительное слово (тема, цель).
2. Актуализация знаний учащихся о жанрах публицистического стиля.
3. Проверка дом. задания (чтение и анализ мини-сочинений-репортажей).
4. Физкультминутка (упражнения для глаз)
5. Подготовка к написанию сочинения  в жанре репортажа по картине А.В.Сайкиной  «Детская спортивная школа».

а). информация об авторе.
б). обсуждение картины.
в). словарная работа.
г). работа над вступлением.
д). работа над основной частью.
е). работа над заключением.

6. Домашнее задание.
7. Итоги урока.

Эпиграфы:

  • «Я  убежден, что молодому писателю очень полезна работа в  газете. Это школа,  заменить которую в литературе нельзя». (К. Федин)
  • «Многие и многие русские писатели отдавали репортажу  много сил, внимания и находчивости». (В. Гиляровский)

ХОД УРОКА

I. Вступительное  слово

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте настроимся на урок.

Мы – умные,
Мы – дружные,
Мы – внимательные,
Мы – старательные,
Мы отлично учимся,
Все у нас получится.

– На прошлом уроке мы познакомились  с новым для вас жанром – жанром репортажа.
Тема сегодняшнего  урока – подготовка к сочинению. Вам, как настоящим журналистам, предстоит написать репортаж. Лучший репортаж победит в конкурсе, который мы сейчас и объявим. Итак, конкурс на лучший репортаж о детской спортивной школе. Приз – право вести репортаж с конкурса художественной самодеятельности, который скоро пройдет в школе.
Эпиграфом нашего урока являются слова   русских писателей  К.Федина  и  В. Гиляровского,  которые отмечали, что труд репортера очень важен, нужен, требует сил, внимания и  находчивости. В этом вы могли убедиться, когда писали свои мини-репортажи, выполняя домашнее задание.
Наша  главная задача на урок  – поработать творчески  и подготовиться к  написанию сочинения в жанре  репортаж.
Тема сочинения: «Репортаж из Детской спортивной школы».

II. Актуализация знаний

Что вы знаете о репортаже?  (Репортаж – жанр публицистического  стиля)
– В чем сила его воздействия? (В особой эмоциональности  автора, который прямо обращается к читателю,  к его чувствам,  разуму, говорит о том, что его волнует)
Какие виды репортажа вы знаете? (Фоторепортаж, телерепортаж, радиорепортаж, газетный (текстовый))
Какие события обычно отражаются в репортаже? (Те события, которые журналист видел сам. В репортаже говорится о  динамичных событиях, которые могут быть интересны зрителям или слушателям)
Какова цель репортажа?    (Познакомить людей с важными и интересными событиями во всех подробностях, воссоздать полную картину события. Репортер должен так описать событие, чтобы людям показалось, что они все видели своими глазами)    
Что такое  «эффект присутствия».  Какими средствами он создается? (В репортаже есть описание места действия, характеристика героев, подробное описание того, что они делают, их диалоги. Репортер говорит о том, что видел сам, описывает свои чувства – в этом проявляется авторское «Я»)

Вывод:   Репортаж пишется с места события, в нем содержатся точные сведения и детали, интересного и познавательного события; в нем с документальной точностью передано все происходящее  и выражено авторское отношение к этому.

III. Проверка домашнего задания

А сейчас проверим домашнее задание – мини – репортажи  на школьную тему.
Так как мы с вами начинающие журналисты, то у нас, вероятно, будут ошибки. Это не страшно, мы еще только  учимся, как правильно писать репортажи. Правильно  оценить репортажи нам поможет памятка «Требования к репортажу». (Приложение 1)

Задание: прослушать и оценить сочинения одноклассников. Ответить на вопросы:

  • Получился ли репортаж?
  • Что понравилось?
  • Какие недостатки можете отметить?

Чтение сочинений:

  • Газетный репортаж. Каждый день миллионы людей в России получают по подписке или покупают в киосках газеты и журналы. В нашей школе периодически выпускается стенгазета. Сегодня корреспондентом  школьной газеты  стала Настя. Послушаем ее  репортаж.

  • Фоторепортаж о занятиях спортом. Перед вами газета, выполненная нашим фотокорреспондентом  Димой. Посмотрите внимательно и скажите, понравилась вам газета?  Не хочется ли чем дополнить? 

  • Видеорепортаж с урока физкультуры. Следующий вид  репортажа – видео или телерепортаж. В роли корреспондента у нас была Юля, но у нее был соавтор – Данил, который выступил в роли оператора и помог снять репортаж. Давайте посмотрим, что у них получилось.

Оцените выступления наших корреспондентов, какой из репортажей  соответствует требованиям, а какой  требует доработки?
Спасибо всем за критику, за репортажи. Несмотря на недостатки, вы справились с этим нелегким заданием. Молодцы!

IV. Физкультминутка

V. Работа над сочинением

– Сегодня мы продолжим  работать над текстовым репортажем.  
Репортаж наш  будет о  спортивной школе.  Спорт – это жизнь, здоровье. Занятия спортом делают нас сильными, выносливыми, крепкими,  мужественными,  красивыми. В наше время  в  России  большое значение придается развитию спорта и пропаганде здорового образа жизни.  В 2013 в столице Республики Татарстан городе Казани буде проходить летняя  Универсиада, а в 2014 году  в городе Сочи пройдет зимняя Олимпиада.
Прежде,  чем приступить к сочинению, давайте познакомимся с художницей.

VI. Презентация о А.В.Сайкиной. (Приложение 2)

Перед  вами картина А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа».  Давайте внимательно рассмотрим картину.

  • Где происходит действие картины?
  • Кто является участниками события?
  • Каким видом спорта заняты герои картины? На основании чего вы сделали такой вывод?
  • Кто изображен на переднем плане, на заднем плане?
  • Кто главный герой, кто второстепенный? Почему так решили?
  • Какие цвета преобладают в картине? Какой любимый  цвет у художницы?  Проявила ли она свое отношение к любимому цвету в картине?
  • Какое впечатление произвела на вас картина?

На странице 141 учебника М.Т.Баранова «Русский язык. 7 класс» помещены слова в синей рамке,  прочитаем их и постараемся запомнить, как они пишутся, составим с ними словосочетания.

В каком стиле вы напишите сочинение, если представить, что вы – репортер? (В публицистическом)
Какие средства публицистического  стиля  можно использовать в репортаже о спортивной школе? (Четкость, краткость, емкость  изложения, обращения и риторические вопросы,  ярко выраженная авторская позиция)
Какой тип речи уместно использовать?  (Повествование, описание, рассуждение).
Из каких частей состоит сочинение? (Вступление, основная часть, заключение).
Составьте план сочинения-репортажа.

План сочинения:

  1. Краткое вступление – общая картина.
  2. Описание групп девочек: как расположены, чем занимаются, каково настроение.
  3. Выбор объекта для интервью (тренер, одна из девочек, групповое интервью)
  4. Заключение, в котором выражаются чувства автора,  которые он хочет передать читателю.

Вступление  к сочинению дано в упражнении, прочитаем его. (Упр. 307 учебника М.Т.Баранова «Русский язык. 7 класс».)
О  чем будем писать в основной части? (Последовательно рассказать как  проходит тренировка девочек гимнасток.  И не только рассказать, а изобразить их  ярко, живо, наглядно. В этой части мы будем использовать  диалог (интервью с тренером, девочками-гимнастками).
О чем мы напишем в заключении?  (Рассказать о чувствах автора. Понравилась ли  спортивная школа, какое впечатление произвело ее посещение).

VII. Домашнее задание

Написать сочинение. Я уверена, что с такой работой вы справитесь. Успехов вам, ребята!

VIII. Подведение итогов, оценки

Чему мы научились за эти уроки?
Спасибо за урок.