Урок с компьютерной поддержкой по физике "Линзы"

Разделы: Физика


Цели:

  • Образовательные: вызвать объективную необходимость изучения нового материала; способствовать овладению знаниями по теме “Линзы”.
  • Развивающие: содействовать развитию речи, мышления, познавательных и обще трудовых умений; содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.
  • Воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.

“Свет это самое темное пятно в физике”

Демонстрации:

  • Оптические приборы;
  • Выпуклые и вогнутые линзы;
  • Пипетка, вода, лист бумаги в клетку

Ход урока

I. Организационный этап.

Учитель. Добрый день. Садитесь. Сегодня у нас обычный урок, но с довольно необычными формами работы.

II. Этап постановки целей и задач урока.

На прошлых занятиях мы с вами изучили отражение и преломление света. Каждый день мы сталкиваемся с этими явлениями: обратите внимание на столе у меня лежат приборы такие как: фотоаппарат, телескоп, подзорная труба, бинокль, перископ и т.д. Скажите в большинстве перечисленных приборов, что является основной частью?

Учащиеся. Линзы. Главной частью большинства из них является линза.

Учитель. А что нам дает линза?

Учащиеся. Выслушиваются различные варианты ответов и пояснения к ним.

Учитель. На практике, я думаю, вы не раз пробовали смотреть сквозь линзу, например, очков. Одинаковое ли изображение мы получаем, наблюдая сквозь нее за окружающими предметами?

– Цель, которую мы сегодня ставим перед собой – изучить линзы и их характеристики.

– Откройте тетради и запишите дату и тему урока “Линзы”.

– У меня имеются стекла различной формы…

Учитель. А где тут линза?

Ответы учеников.

Учитель. А что такое линза? В физике существует четкое определение линзы.

Линза – это оптически прозрачное тело, ограниченное сферическими поверхностями.

– Ребята, линзы бывают разные.

Так вот существует два вида линз: а) выпуклые и б) вогнутые.

Если средняя часть линзы толще, чем ее края, то линза будет выпуклая, а если, средняя часть линзы тоньше, чем ее края, то линза будет – вогнута

Демонстрация линзы. (У каждого на парте).

Учитель. Линзы, которые преобразуют пучок параллельных лучей в сходящийся и собирают его после преломления в одну точку называют собирающими линзами.

Собирающие линзы являются – выпуклыми.

Учитель. А теперь давайте графически изобразим ход лучей света через собирающую линзу. Чертим в тетрадях вместе со мной.

Найдем центр линзы, обозначим точкой О, точка О называют оптическим центром линзы, а теперь через нее проведем прямую, которая проходит через центры сферических поверхностей, эта прямая называется главной оптической осью линзы.

Направим лучи света на линзу, и обратите внимание на ход лучей после преломления в линзе? (Лучи пересекаются в одной точке).

– Что мы видим?

Учащиеся. Лучи пересеклись в одной точке.

Учитель. Обозначим эту точку буквой F .

Так вот эта точка, в которой пересеклись параллельные лучи после преломления называют главным фокусом. собирающая линза обладает действительным фокусом, (F>0), так как сами лучи преломляясь пересекаются в одной точке.

– Запишите в тетради F – главный фокус.

Расстояние от оптического центра линзы до ее главного фокуса называется фокусным расстоянием линзы;

ОF – фокусное расстояние линзы.

Учитель. А теперь давайте рассмотрим как поведут себя лучи света проходящие через вогнутую линзу. Построение на доске.

– Работаем в тетрадях. Чертим линзу, найдем центр линзы, через него проведем главную оптическую ось, а теперь покажем направление лучей после преломления (Лучи не пересекутся в одной точке, а пересекутся их продолжение в обратную сторону).

– Пересекаются ли лучи после преломления.

Учащиеся. Нет.

Учитель. А как же нам найти фокус у этой линзы?

– А для того, чтобы найти фокус этой линзы нам надо продолжить преломленные лучи в обратную сторону. И обратите внимание, что они пересеклись в одной точке.

– Эта точка является главным фокусом этой линзы, которая является для этой линзы мнимым фокусом, (F<0), так как пересекаются в одной точке продолжение преломленных лучей в обратную сторону.

– Линзы, которые преобразуют пучок параллельных лучей после преломления в расходящийся – называются рассеивающими.

На берегу моря у г.Сиракузы стоит памятник древнегреческому ученому Архимеду. В руках он держит зеркало. Согласно легенде, в 213 году до нашей эры, Римский флот осадил крупный Греческий город – Сиракузы. По легенде, великий Греческий ученый Архимед, который был родом из этого города, спас его от врагов при помощи зеркал, отразив ими солнечные лучи на дерево, из которого были сделаны Римские корабли. Корабли загорелись и Римский флот был уничтожен.

Учитель. Основной физической характеристикой линз является их оптическая сила.

Учитель. Физическая величина, обратная фокусному расстоянию линзы, называется оптической силой линзы:

– Запишите в тетрадях обозначается буквой D и D = 1/ F.

Чем меньше фокусное расстояние линзы, тем больше ее оптическая сила.

Учитель. Рассмотрим единицы измерения.

Фокусное расстояние измеряется в метрах.

Единицей оптической силы в СИ является метр в минус первой степени (м"1) или диоптрией (дптр). 1 дптр – это оптическая сила линзы с фокусным расстоянием 1 м.

Учитель. Собирающие линзы обладают действительным фокусом, поэтому их фокусное расстояние и оптическая сила считаются положительными (F > 0, D > 0). Рассеивающие линзы обладают мнимым фокусом, поэтому их фокусное расстояние и оптическая сила считаются отрицательными (F < 0, D < 0).

Вы знаете многие оптические приборы состоят из нескольких линз.

Оптическая сила этих линз равна сумме оптических сил всех линз этой системы. Если, например, имеются две линзы с оптическими силами D, и D2, то их общая оптическая сила будет равна:

D = Dl + D2.

Релаксация:

Основной частью наших глаз является хрусталик, который представлен в виде линзы. я вам предлагаю упражнение от усталости глаз.

Учитель. А сейчас я Вам предлагаю тесты по теме.

  1. Параллельные лучи, падающие на двояковыпуклую линзу после преломления:
    1) сходятся в одной точке;
    2) расходятся;
    3) не меняют направления.
  2. Фокусные расстояния линз равны F1 = 0,25м; F2 = 0,5м; F3 = 1м; F4 = 2м. У какой линзы оптическая сила минимальна?
    1) 2; 2) 1; 3) 4; 4) 3.
  3. Параллельные лучи, падающие на двояковогнутую линзу после преломления:
    1) сходятся в одной точке;
    2) расходятся;
    3) не меняют направления.

Учитель. Давайте проверим правильность ответов на тесты, внимание на экран слайд. За правильный ответ ставим себе один балл на листочке.

Учитель. Сейчас я предлагаю решить задачи у доски из учебника.

З. № 141

Дано:

D = 0,2 Дптр

Решение:

D = 1/F =› F = 1 /D

F=5м

Ответ: F=5м

F-?

Учитель. Я предлагаю экспериментальное задание для ребят, которые сидят за первыми партами. Свои ответы напишите на листках, а мы проверим позже.

Дано: пипетка, стакан с водой, лист бумаги в клетку.
Задание: на выделенную клетку листа капните каплю воды из пипетки.
Вопрос: как изменилась клетка листа и почему?

Ответ обоснуйте.

Учитель. Вместо пропусков вставьте определения.

  1. Если средняя часть линзы толще, чем ее края, то линза будет … (выпуклая).
  2. Линзы, которые преобразуют пучок параллельных лучей в сходящийся и собирают его после преломления в одну точку называют … (собирающими линзами).
  3. Если, средняя часть линзы тоньше, чем ее края, то линза будет … – (вогнутая).
  4. Линзы, которые преобразуют пучок параллельных лучей после преломления в расходящийся – называются … (рассеивающими)
  5. 1 дптр – …. (это оптическая сила линзы с фокусным расстоянием 1 м.)

Учитель. А мы с вами построим обратный ход лучей через собирающую линзу.

Учитель. Давайте проверим экспериментальное задание.

Учащиеся. Ответы учеников.

Учитель. Повторим, что мы сегодня изучили.

Вопросы к классу:

  • Какие линзы бывают?
  • Почему выпуклую линзу называют собирающей?
  • Почему вогнутую линзу называют рассеивающей?
  • Почему в солнечный летний день нельзя поливать цветы в саду?

Мне очень понравилось с вами работать. А теперь давайте подведем итоги вашей работы на сегодняшнем уроке. Перед вами лежат оценочные бланки, посчитайте пожалуйста баллы, которые вы набрали за сегодняшний урок, откройте дневники и поставьте оценки.

Домашнее задание: § 34, вопрос №12

Урок я хочу закончить словами

Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.
(Фирдоуси. Персидский и таджикский поэт, 940–1030 гг.)

Приложение 1
Приложение 2