Мероприятие с использованием ИКТ, посвященное А.С. Джурко, погибшему в Чечне при исполнении воинского долга

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Усиление воспитывающего аспекта обучения через реализацию регионального компонента содержания образования.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с подвигом своего односельчанина Джурко А.С.
  • Формировать у учащихся чувство уважения к своему народу, гордости за своих соотечественников.

В ходе мероприятия использовались:

  1. стихи поэтессы с. Шипуново Малаховой В.И.;
  2. мелодии:
    • Keiko Matsui - Flowers of the Sea;
    • Ennio Morricone - Le Vent, Le Cri;
    • Чистые пруды;
    • Л. Бетховен – Лунная соната;
    • А. Климнюк – перевалы;
    • фонограмма песни Любэ «Давай за…»;
    • фонограмма песни С. Назимов «Давайте беречь друг друга».
  3. видеофрагменты жизни курсанта Александра Джурко;
  4. Презентация Microsoft PowerPoint через которую показывались фотографии детства и юности Александра. (номера слайдов расставлены по ходу мероприятия в квадратных скобках – […]).

Ход урока

Фонограмма песни Любэ «Давай за…»

Сегодня мы расскажем о человеке-герое, нашем односельчанине, бывшем выпускнике нашей школы, гвардии старшем лейтенанте Джурко Александре Сергеевиче [1], погибшем за своё Отечество, за ту землю, на которой родился и вырос, на которой сейчас живем мы, за тех людей, кто любил и кто верил в него, надеялся на него…

Родился Саша 1 января 1980 года в семье Джурко Сергея Андреевича и Лидии Ивановны. В это время в [2] семье уже был сын Алексей. До шести лет Саша рос болезненным мальчиком, как многие дети того времени посещал детский сад.

1 сентября 1987 года он пошел в первый класс Быковской средней школы. В детстве Саше нравилось заниматься спортом, разводить кроликов и ходить на рыбалку. После посещения кружка самбо, любил дома демонстрировать освоенные приемы борьбы. Одним из увлечений детства, было разведение аквариумных рыбок. Дома он имел аквариум, в котором разводил сомиков, петушков и гуппи. Саша даже завел дневник, в котором помещал статьи из периодической печати, касающиеся корма, ухода и разведения аквариумных рыб, делал свои записи.

[3] Уже в детстве у Саши прослеживался интерес к войнам, хотя по натуре он был добрым улыбающимся мальчиком. Об этом интересе свидетельствует наличие в его дневнике географических карт собственного исполнения, на которых указаны места боевых действий. Этот-то интерес и сыграл в жизни Саши решающую роль.

Окончив в 1997 году школу [4] на "4" и "5" Саша подал документы в Новосибирский военный институт. По воспоминаниям Сашиной мамы – проходной балл в институт равнялся 16. Саша сдал физкультуру на 5, русский, литературу, математику – на 4. Жили во время экзаменов в палатках. Домой прислал письмо, в котором написал, что была мандатная комиссия, и что он зачислен курсантом Новосибирского высшего общевойскового командного училища [5]. За Сашу все были рады. За 5 лет учёбы в НВИ он часто писал домой, интересовался делами домашних, односельчан. О себе и о своей учёбе он всегда писал: всё нормально.

В июне 2002 г. заканчивалась учеба в институте, из болезненного в детстве мальчика [6] вырос настоящий мужчина, воин, защитник своего Отечества, подошло время получать диплом…

Имея квалификацию инженера по специальности: многоцелевые гусеничные и колесные машины, по распределению Саша попал в Северо-Кавказский Военный округ [7] в город Волгоград в разведывательный батальон. Оттуда он продолжал [8] писать письма переполненные добротой и нежностью. В них он рассказывал о красоте и величии реки Волги, о неповторимости старинного города Владикавказа с его узкими мощеными булыжником улочками. Саша восхищался необычностью горной природы, когда на вершине лежит снег, и летают бабочки.

Оставаясь заботливым сыном, Саша скрыл от мамы тот факт [9], что едет в командировку в Чечню, в зону боевых действий.

Родиной ему был дан приказ,
Служить уехал на Кавказ.
Чечня – чужая сторона,
В Чечне жестокая война.
А значит надо воевать,
Долг честно Родине отдать. [10-21 на автоматическом режиме]

24 июня 2004 г. случилось непоправимое – Саша погиб. Он как руководитель группы вышел на задание. Группа попала на минное поле. Мина – растяжка могла сразить многих из группы, но Саша закрыл ее собой. Он погиб, но спас жизни своих сослуживцев.

Уйдет война,
Оставив списки
Погибших в праведном бою.
Застынут скорбью обелиски
В недвижном каменном строю.
"Пал смертью храбрых!" – отвечаем,
И вновь живем грядущим днем.
Минутой скорбного молчания
Давайте павших помянем!

В память о Джурко Александре [22] объявляется минута молчания.

Малахова В.И.
[23] Под куполом небесной синевы
Обидней кажется вдвойне,
Что время мирное в России,
А парни гибнут на войне.
На сельском кладбище, так близко
В Чечне погибший летним днем
Лежит под скромным обелиском
И спит спокойно вечным сном.
[24] Мир детства призрачен и зыбок,
Но он умел сломить недуг,
Любил аквариумных рыбок,
А пес Мухтар был лучший друг
[25] Ценил людей, дружил со спортом,
Но подлость не умел прощать
И выбрал трудную дорогу
Свою Отчизну защищать.
[26] Обыкновенный сельский сверстник
Среди ровесников своих,
Но жизнь его лилась, как песни
Родной чарующий мотив.
Слились в аккорд и сила воли,
И [щелчок мышкой] запах травный на лугах,
И [щелчок мышкой] золотистый колос в пояс,
И хлеб в мозолистых руках.
[27] Оборвалась та песня резко,
Хоть не допета до конца,
Когда он сердцем офицерским
Закрыл солдатские сердца.
[28] И солнце вздрогнуло от боли,
И день наполнился тоской,
Когда в село вернулся воин
"Мемориальною доской".
Он не узнал, как сердце тает,
Не испытал ночей без сна,
Дожил он только до проталин.
Уж без него пришла весна.
[29] Погиб солдат, но о нем память
Храниться будет в земляках
[30] И если есть такие парни,
То и России жить в веках.

2 ведущий: Пусть выполнение долга перед Родиной никогда не будет связано с горем. Пусть никогда не повторится то, что происходило в Афганистане и Чечне, пусть у нас никогда не будет необходимости увековечивать память павших сыновей и братьев. Любая война – это всеобщее горе, это тысячи и миллионы смертей.


1 ведущий:

Человек может умереть дважды.
Там, на поле боя, когда его догонит пуля,
А второй раз – в памяти народной.
Второй раз умирать страшнее.
Второй раз человек должен жить!

2 ведущий: А мы живущие на Земле должны помнить…

1 ведущий: Должны помнить для того, чтобы такое никогда больше не повторилось.

2 ведущий: Должны помнить потому, как человек не имеющий прошлого или не помнящий его – не имеет будущего.

1 ведущий: [31] О подвиге Александра никто не забыл:

  • [32] За мужество и героизм, проявленный при исполнении воинского долга Джурко Александр Сергеевич был награжден медалью «За отвагу» посмертно;

  • [33] 4 февраля 2005 года в Быковской средней школе была установлена мемориальная плита;
  • [34] 25 июня 2005 года на Мемориале Черный тюльпан в районном центре Шипуново был открыт обелиск памяти Александра Джурко;
  • [35] 26 декабря 2006 года на основании постановления АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ за № 239 Быковской средней школе присвоено имя Александра Сергеевича Джурко.
  • [36] 27 сентября 2007 года мы заложили школьный сад в честь нашего земляка, Александра Джурко.

Этому событию посвятила свое стихотворение поэтесса Шипуновского района Малахова В.И.

***
[37] Немало о солдате сказано,
Но это толика всего
Того огромного, что связано
С судьбой и подвигом его.
Чтобы героя быть достойными
И каждому он был как брат,
[38] Мы в память о погибшем воине
Закладываем школьный сад.
Где будет этот сад посаженный,
Полынь качало ветерком,
Но примет молодые саженцы
[39] Земля, где хаживал Джурко.
Здесь зашумят деревья кронами,
Рассказывая о былом,
И свяжут нас, как узы кровные,
Напоминанием о нем.
[40] А в благодарной, светлой памяти
Его нам образ предстает.
Он – молодой, красивый, грамотный
Шагнул в бессмертие свое.
[41] Чтоб не теряли парни головы
На ненавистной всем войне,
Взмывайте в поднебесье, голуби,
Как символ мира на Земле.
Малахова В.И.

Заканчивая свой рассказ, я хотела бы остановиться еще на одном моменте.

У каждого человека в жизни есть свои ценности, принципы или взгляды в соответствии с которыми он строит свою жизнь, не поступаясь ими даже в трудную минуту.

Были такие принципы и у Саши, а дорожил он более всего прочего дружбой и взаимоотношениями с товарищами, ведь в его профессии это особенно важно. Своим принципам он остался верен до конца. И когда настало время выбирать между друзьями и собой, то он выбрал друзей, заслонив их своим телом.

У нас есть уникальные кадры, когда Саша, закончив институт, произносит пожелание своим однокурсникам-выпускникам.

Видеосюжет 003 (Далее мероприятие продолжается на фоне последнего кадра Видеосюжета 003.)

Пусть мы не в силах изменить действительность, но мы продолжаем жить и ежедневно общаемся с людьми. Еще раз хочется обратить ваше внимание на Сашино пожелание и хочется попросить всех: «Стройте свои взаимоотношения так, чтобы ими хотелось дорожить!».

Фонограмма песни «Давайте беречь друг друга» в исполнении С. Назимова.